Рецензия на «О музыкальном прочтении стихов 2» (Маштаков)
Любопытные соображения. Игра с отсутствующей цезурой и золотым сечением. Меня тоже порой очень занимает, как происходит усиление тона,Иногда я понимаю это, Иногда не вполне. Мне кажется, что чаще всего имеет решающее значение тут не наличие или отсутствие цезур, а инверсии. Именно они влияют на заявленную инерцию. Взять хотя бы представленный пример. Между прочим, чудесное стихотворение, кроме всего прочего. стало грустно невмочь - инверсия И в лицо мне пахнула весенняя ночь - инверсия А вдали где-то чудно так пел соловей - инверсия с грустью глубокой - инверсия И с тоскою о родине вспомнил своей - инверсия Об отчизне я вспомнил далекой - инверсия. Между прочим, очень интересная пара. О родине вспомнил с тоской, почему? Потому что далекой. Концовка стихотворения мне кажется несколько надуманной, по типу найди десять отличий. Разумеется, сводить вопрос к наличию или отсутствию инверсий так же не дальнозорко, как и сводить его к цезурам. Иногда ни то, ни другое понимания не даёт. Вот и в стихотворении, которое Вас заинтересовало, был такой случай. Но когда-нибудь все же покачнется звезда. Полагаю, что позже лучше, чем никогда. Вот написал сам, и ума не приложу, почему этот набор трюизмов и штампов работает в тексте. Загадка. С уважением. Феликс Гойхман 20.07.2018 12:03 Заявить о нарушении
Феликс, в написанном Вами четверостишии очень интересная игра -
Первые 2-е строки - фраза без грамматических выделений, однако "покачнется" - пиррихий, и это его выделяет, одновременно с более громким выделением голосом, с более медленным произнесением, то есть, одновременно с интонацией это слово обретает семантический акцент. И само-то слово "покачнётся" - это метафора! И метафора с акцентом - её значение точно нужно выделить сознанием! А слово "звезда" остаётся без акцента, как некий зарифмованный символ (здесь, как бы устанавливается рифмованная защелка на ожидание своего разрешения в следующих строках). Однако, в следующих строках "Полагаю" - тоже пиррихий, тоже выделяемый интонацией. Но это не метафора. Слово из вполне прозаической лексики. И интонация тут не акцентирующая, а интонация прозаического произнесения, естественная интонация обычной бытовой речи. А вот слово "позже" оказывается семантически ударным. И происходит это по двум причинам - 1. слово обособляется в грамматический оборот запятыми, 2. на этом слове срабатывает взведённая ранее рифменная защёлка. И все эти 4 строки явились Вам свободно из Вашего подсознания, как раз в таком виде, который впоследствии можно будет разумно объяснить. Работа с подсознанием, когда не Вы текст пишите, а подсознание что-то Вам приносит - интересный феномен поэтического творчества. Разумеется, Ваше подсознание - это тоже Вы, но вроде как бы и не совсем. Там, в подсознании много чего находится. И Ваша прежняя жизнь, и Ваше прежнее творчество, и строки других поэтов - много всего. И действительно, получается - "написал сам, и ума не приложу". Спасибо за дискуссию. Дмитрий. Геннадий Маков 20.07.2018 16:20 Заявить о нарушении
Слово "никогда" тоже акцентируется - оно и пиррихий, и место срабатывания рифменной защёлки.
Геннадий Маков 20.07.2018 16:24 Заявить о нарушении
И инверсии - да, конечно. Иногда инверсии получаются в результате недостаточного мастерства автора, и автора тогда за них ругают. Но умелый автор критически сортирует возникающие инверсии, решает, поддерживают ли они своей интонацией авторский замысел, и можно ли их оставить, или поискать другой вариант текста.
Геннадий Маков 20.07.2018 16:30 Заявить о нарушении
Оттого, что текст идёт из подсознания, поэзия, а особенно, лирика считается очень личностным искусством - http://yadi.sk/i/wlnngdIcsQSVj
Геннадий Маков 20.07.2018 16:40 Заявить о нарушении
Привет, Геннадий! Моё хозяйство на стихиру постепенно начинает напоминать тумбу письменного стола: неразбериха. Вот, и Ваш ответ я пропустил. Спасибо Вам за интонационною расшифровку моей строфы. Все так, но не подсознание, не только подсознание. Скорее тут задействовано чувство языка, вошедшее в привычку, или языковой слух. Строфа эта стоит между двумя функциональными элементам "и похоже на диво, что до нынешних дней только духи архива колыхались над ней" и элемента начинающегося фразой "и забвению в пику...". Когда-нибудь, все же, полагаю. Я знал, что между забвением и реализацией что-то должно быть, какой-то переход. Вы говорите: подсознание. Возможно, но и сейчас пиррихий, защелка ясности не добавляют. Вот и сейчас. Другие стихи из того же цикла, построенные на двухсложном анапесте, освоенном Пастернаком: приедается все, и Твардовским, я убит подо Ржевом.
Я бывал там когда-то на правах жениха, одевался богато, ездил издалека. Написал и сам не знаю, почему это работает. Подсознание? Может быть, но ближе объяснение Моцарта, нужным пальцем о нужную клавишу. Феликс Гойхман 30.07.2018 16:39 Заявить о нарушении
"нужным пальцем о нужную клавишу" это тоже вполне подсознание. Будучи ещё школьником я занимался некоторое время по части ф-но с учительницей музыки. Играл, естественно, по нотам. Но видно, что-то запало.
Уже много позже, во вполне взрослом возрасте я импровизировал, или играл на слух аккордами из Поля Мориа довольно сложные вещи, но как это у меня получалось, объяснить не мог. Пальцы сами находили нужные клавиши. И все модуляции из одной тональности в другую получались совершенно непринуждённо. Исключительно подсознание работало. Иногда раскрывал томик стихов Тютчева и играл, нет, не романс, а некую импровизацию по настроению читаемого текста. Как это у меня получалось, объяснить не могу. Но это было значительно интереснее и живее, чем игра по нотам. Геннадий Маков 30.07.2018 17:07 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |