Рецензия на «Петербург» (Андрей Ивонин)
"Баратынский, говоря о своей Музе, охарактеризовал ее как обладающую «лица необщим выраженьем». В приобретении этого необщего выражения и состоит, видимо, смысл индивидуального существования поэта" (Отрывок из Нобелевской речи Бродского) Всё ровнёхонько, округло, как прилизанная волнами, морская галька, только вот "необщее выражение лица" отсутствует напрочь. Вот возьмите, к примеру, мандельштамовский стих "Я вернулся в мой город". Только несколько строк: "...так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей, Узнавай же скорее декабрьский денек, Где к зловещему дегтю подмешан желток" - и всё, и никаких решёток, мостов, гранита, парапетов, львов, дворцов и проч., но этот "рыбий жир фонарей" и "желток, подмешаный к зловещему дёгтю декабрьского дня", вонзаются в сознание намертво и уже не отпускают... В вашем же стихе - ни одной какой-то оригинальной собственной мысли, чёрточки, штришка, зацепочки и проч., что рождало бы особое, присущее только Ленинграду, настроение, образ, именно через ваше, ни на кого не похожее индивидуальное восприятие. Разве что "Кресты" в одной "упряжке" со Спасом на крови и твореньем Монферрана улыбнули... Олег Стоеросов 04.06.2018 14:28 Заявить о нарушении
Олег, конечно же, Вы во многом правы. Стихи, наверное, далеки от совершенства. И я как автор это вижу как никто другой. Что делать... Работаю над собой, стараюсь писать лучше.
Андрей Ивонин 05.06.2018 20:01 Заявить о нарушении
Понимаете какая штука?!
С формальной точки зрения этот стих лишён недостатков: в нём нет сбоев, нелепиц, несуразиц и проч. ляпсусов, но в нём нет индивидуальных авторских черт. Вот если взять некоторое кол-во ключевых, опорных слов (Нева, Петропавловка, Эрмитаж, белые ночи и проч.) и ввести их в компьютерную программу, то она выдаст с десяток стихов, почти клонов, добротных, качественных, сконструированных по всем правилам поэтики, но все они будут безлики. Нужно стараться вырабатывать, искать собственный стиль, собственное видение; пробовать, дерзать, ошибаться, но что-то своё. Есть темы, за которые следует браться лишь тогда, когда ты уверен, что сможешь выразить что-то своё, по-новому отразить давно известное и привычное, либо - не браться за них вовсе. Нельзя безлико и банально писать о войне, о смерти, о близких, о том, что для тебя особенно близко и дорого. Олег Стоеросов 05.06.2018 20:46 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |