Рецензия на «Петербург» (Андрей Ивонин)

"Баратынский, говоря о своей Музе, охарактеризовал ее как обладающую «лица необщим выраженьем». В приобретении этого необщего выражения и состоит, видимо, смысл индивидуального существования поэта"

(Отрывок из Нобелевской речи Бродского)

Всё ровнёхонько, округло, как прилизанная волнами, морская галька, только вот "необщее выражение лица" отсутствует напрочь.

Вот возьмите, к примеру, мандельштамовский стих "Я вернулся в мой город".
Только несколько строк: "...так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток" - и всё, и никаких решёток, мостов, гранита, парапетов, львов, дворцов и проч., но этот "рыбий жир фонарей" и "желток, подмешаный к зловещему дёгтю декабрьского дня", вонзаются в сознание намертво и уже не отпускают...

В вашем же стихе - ни одной какой-то оригинальной собственной мысли, чёрточки, штришка, зацепочки и проч., что рождало бы особое, присущее только Ленинграду, настроение, образ, именно через ваше, ни на кого не похожее индивидуальное восприятие.
Разве что "Кресты" в одной "упряжке" со Спасом на крови и твореньем Монферрана улыбнули...

Олег Стоеросов   04.06.2018 14:28     Заявить о нарушении
Олег, конечно же, Вы во многом правы. Стихи, наверное, далеки от совершенства. И я как автор это вижу как никто другой. Что делать... Работаю над собой, стараюсь писать лучше.

Андрей Ивонин   05.06.2018 20:01   Заявить о нарушении
Понимаете какая штука?!
С формальной точки зрения этот стих лишён недостатков: в нём нет сбоев, нелепиц, несуразиц и проч. ляпсусов, но в нём нет индивидуальных авторских черт.
Вот если взять некоторое кол-во ключевых, опорных слов (Нева, Петропавловка, Эрмитаж, белые ночи и проч.) и ввести их в компьютерную программу, то она выдаст с десяток стихов, почти клонов, добротных, качественных, сконструированных по всем правилам поэтики, но все они будут безлики.
Нужно стараться вырабатывать, искать собственный стиль, собственное видение; пробовать, дерзать, ошибаться, но что-то своё.

Есть темы, за которые следует браться лишь тогда, когда ты уверен, что сможешь выразить что-то своё, по-новому отразить давно известное и привычное, либо - не браться за них вовсе.

Нельзя безлико и банально писать о войне, о смерти, о близких, о том, что для тебя особенно близко и дорого.

Олег Стоеросов   05.06.2018 20:46   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Андрей Ивонин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Олег Стоеросов
Перейти к списку рецензий по разделу за 04.06.2018