Рецензия на «Чудесный сон зимы» (Елена Новичевская)
Елена, позвольте вчитаться в ваш стих, который вы написали как парафраз другого стихотворения, каковое сочли слишком тяжеловесным. У авторов стихов очень часто наблюдаю своеобразную логическую невосприимчивость и небрежение к точности слова. Ваш стих-контртеза был бы неплох, если бы не множество таких логических и фактических погрешностей и также обилие поэтических штампов. 1) СПЯЩАЯ ЗЕМЛЯ ЗИМЫ. В первом восьмистишии:"В исподнем матушка- зима". А последняя строчка стихотворения:"Спит девою зима". Так матушка-земля или дева? В пределах одного стихотворения и то, и другое перебор. И как это: "спит девою Земля"? Тогда можно и так: "спит юношей Земля". Или даже "спит пчёлкою Земля". Как можно спать кем-то или чем-то? 2) ЗИМА, КАК СЛИТОК ЯНТАРЯ. ОЗЕРА И МОРЯ ВО ЛЬДУ. Вы использовали мотив первоисточника:зима, как слиток янтаря. У Анастасии: Укрылись льдом озёра и моря, И мир стал словно слиток янтаря. У Вас: Во льду озёра и моря Блестят, как слиток янтаря. Да, конечно, солнце зимой красиво золотит лёд, но чтобы прямо янтарным цветом, а это интенсивно-желтый, как яичный желток. Не знаю, зимнее солнце редко и скупо. Скорее сияет серебром и также отсвечивает сапфировым сиянием. Если провести аналогию с благородными металлами и самоцветными минералами. Но допустим, что это хорошая метафора:слиток янтаря, как образ зимы. Но почему у вас и у нее льдом покрыты озера и моря? А как же зимняя навигация? Не все озера и моря Земли покрыты в зимние месяцы льдом. Да и природные сезоны в разных странах и частях света не единовременные. У вас же выходит, что мир стал слитком янтаря и под толстым ледяным покровом все озера и моря на планете. Скажете, что это поэтический образ. Но таковые должны все же соответствовать какой-то правде, даже будучи гиперболой, с элементами сказочности. Вы могли бы в таком случае покрытым льдом назвать какое-то одно определенное озеро или море, которые реально им покрываются, и не оба сразу, ибо озеро и море рядом не наблюдаются, а вы в стихотворении ведь наблюдаете конкретный пейзаж. Но опять же не все разом на планете...Теплые моря никогда не покрываются льдом, что способствует у прибрежных стран активной торговле и коммуникациям круглый год. 3) ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА Другой основной мотив, вами обеими использованный, это Полярная звезда. У Анастасии: Сияет в тёмно-синем небе Полярная звезда, И где-то в её свете чернеется вода. У Вас: Поёт снежок под каблуками, Набухло небо облаками. И сверху крестит города Одна Полярная звезда. Непонятен ни первый, ни второй варианты. Как в свете бесконечно далекой Полярной звезды(альфа Малой Медведицы, ярчайшая звезда Киносура вблизи Северного полюса мира в нашу эпоху)может где-то чернеть вода на нашем шарике, и это видно автору стиха? Всё, что творит красочное многоцветье на нашей планете задается исключительно преломлением в атмосфере Земли лучей нашей звезды Солнце. А что означает ваш образ: И сверху крестит города Одна Полярная звезда. Что значит: крестит города? Как неподвижная звезда Неба, отстоящая от Земли на сотни, а многие и миллионы световых лет, может "крестить" земные города? И почему в таком случае именно города, а не и сёла тоже, и пустоши, и леса, и моря, и океаны. Вы представляете масштабы? С другой стороны, вы обе не использовали Полярную по назначению: она известна с незапамятных времен морякам, путешественникам, как навигационная звезда, по которой сверяется курс, чтобы не уклониться. Лучше было бы в стихотворении дать образ моря зимой, ледокола, Полярной звезды на горизонте на восходе, что указует верный путь к Северному полюсу мира. А вы просто выдумываете звучные метафоры без всякого реального содержания. И когда это в зимние месяцы в небе "одна Полярная звезда"? Вы справились с Астрономическим Атласом? Ах, это слишком скучно и нудно! Ну тогда довольствуйтесь приблизительностью, и прямыми искажениями реальности, каковая и есть поэзия на 3/4 и, соответственно, канет в Лету её бОльшая часть, а останутся крупицы истинной поэзии. Кстати, это одна из причин, почему я мало пишу стихов: пока времени не хватает на тщательную отделку, а кое-как не имеет смысла. 4) СНОВА О ПОЛЯРНОЙ. Снежок под каблуками чаще скрипит, чем поет. Но при желании можно услышать и мелодию, это на вкус. И тут же крестит города одна Полярная звезда. Это в какое время суток и в каком месяце, дни, Полярная одна-одинёшенька сияет на небосводе? И потом, если "набухло небо облаками", то есть густо затянуто ими, то обычно звезд вообще не видно. Как одна Полярная выглядывает из-за облаков? И потом кроме Киносуры, указывающей на Северный полюс мира, есть еще Сигма Октанта, указывающая на южный полюс мира. И обе Полярные! Указывающие на полюса Земли. Ориентации с помощью этих звезд нужно поучиться. 5) СТЫЛЫЙ ЛЁД В прозрачном ложе стылых льдов, Во власти колдовских снегов, Вроде яркая картинка. Но вслушайтесь:стылых льдов. Это же масло масляное! Лед по определению стылый, застывшая вода ниже нуля по Цельсию! 6) КОЛДОВСКИЕ СНЕГА. Авторы стихов очень любят слово "колдовской", склоняя на все лады и в любом контексте от любовной до пейзажной лирики и прочей. "Колдовские снега" это штамп. Такая же красивость, как и "крестит города одна Полярная звезда". 7) ЗЕМЛЯ В ИСПОДНЕМ. "В исподнем матушка-земля". Как образ зимы допустим, всё оголилось, верно, и натянуло на себя белую рубаху. Но что делать тогда с последней строчкой? Видите сколько вопросов при внимательном чтении. А вы, ничтоже сумняшеся, торжествующе преподнесли автору первоисточника свою версию, как "а у меня лучше!". Это само по себе сомнительное удовольствие, когда тебе преподносят такой подарок, но это и заставит вчитаться в каждый нюанс. Спасибо за интересное для разбора стихотворение. Как НЕ делать стихи. Зера Черкесова Новеллы 23.04.2018 05:20 Заявить о нарушении
Зера, стихи - это не научный трактат о навигациях например.
В них, Вам в это трудно поверить, звезда может крестить,ах, она не Полярная, но это не важно, пусть будет далёкая,важно в стихах настроение, атмосфера, художественная правда. Стихи должны петься,и снег в стихах поёт, когда, как в жизни он скрипит и повизгивает, но так поэт видит и слышит. А вы рассуждаете как незабвенный ген. сек Хрущёв на достопамятной выставке. Но,эту критику от человека, явно точных наук,принимаю рационально и кое что подправлю, не ломая настроения и мелодики. Спасибо,любая критика без пошлой ругани,полезна. Елена Новичевская 23.04.2018 08:05 Заявить о нарушении
Елена, вот что я Вам отвечу.
Во-первых, правильно: я человек точных наук, и для меня это не просто полученный диплом, а образ мышления и отношения ко всему. Во-вторых, мне понравились Ваши стихи. Прежде всего, музыкальностью, настроением. Есть такие авторы, что пишут стихи легко и звонко. Безусловно, это дело таланта и привычки рифмовать. Себя я отношу к прозаикам по природе, хотя у меня иногда бывают более-менее удачные стихи. Но знаете что?... Если поэт пренебрегает фактологией, науками, точностью слова, точностью образов, то он(она) так и остается автором бойких стихов, даже ярких, как у вас, но...Но пера так и недозревшего до истинной поэзии. И первое, с чего нужно начинать, это с того, чтобы выкинуть вон это клише:"Стихи это не научный трактат". Пока вы верите в этот удобный не обязывающий к тщательности штамп, ваши стихи будут полны банальностей при всей умелости их складывания в рифму и яркий, но на поверку не выдерживающую строгой критики образность. Это моя вера, ваше дело принимать или отвергнуть. Спасибо за интеллигентный ответ и обещание кое-что пересмотреть, буду рада ознакомиться с новой версией. Если она появиться, сообщите. Ваших стихов я много не читала, так что наверняка есть истинные пёрлы. Возможно, что еще напишу Вам, если будет импульс. Спасибо. Зера Черкесова Новеллы 23.04.2018 08:35 Заявить о нарушении
яркую образность, если появится новая версия
(исправл. опч) Зера Черкесова Новеллы 23.04.2018 08:37 Заявить о нарушении
Мне нравится Ваша дотошность и главное - неравнодушие.
Но невольно, напомнилось: "Поверил я алгеброй гармонию" Но иногда полезен для автора холодный душ. Читайте с поправками здесь http://www.stihi.ru/2018/02/15/3377 Елена Новичевская 23.04.2018 09:34 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |