Чудесный сон зимы

вариации на тему http://www.stihi.ru/2018/02/04/347

Весь зимний мир,его молчанье,
Как бесконечное прощанье
С порою солнечных лучей.
Где раньше пел, резвясь ручей,
Теперь серебряный покров
Нездешних дум, хрустальных снов.
Сменились буйные ветра...
В исподнем матушка- зима.

Во льду озёра и моря,
А солнце - слиток янтаря.
Деревья - старцы  мирно дремлют,
Блеск зимних дней едва приемлют.
И встали чёрные стволы,
Как в снег увязшие волы.

Поёт снежок под каблуками,
Набухло небо облаками.
А сверху крестит города
Одна далёкая звезда.

В прозрачном ложе хрупких льдов,
Под покрывалами снегов,
Лежит Земля...
Над белым ложем
Гуляют ветры осторожно,
Для них до срока не возможно
Ту деву чистую будить
И сердце льдинкой растопить.


Рецензии
Елена, позвольте вчитаться в ваш стих, который вы написали как парафраз другого стихотворения, каковое сочли слишком тяжеловесным. У авторов стихов очень часто наблюдаю своеобразную логическую невосприимчивость и небрежение к точности слова.
Ваш стих-контртеза был бы неплох, если бы не множество таких логических и фактических погрешностей и также обилие поэтических штампов.

1)
СПЯЩАЯ ЗЕМЛЯ ЗИМЫ.

В первом восьмистишии:"В исподнем матушка- зима".
А последняя строчка стихотворения:"Спит девою зима".
Так матушка-земля или дева? В пределах одного стихотворения и то, и другое перебор. И как это: "спит девою Земля"? Тогда можно и так: "спит юношей Земля". Или даже "спит пчёлкою Земля". Как можно спать кем-то или чем-то?

2)
ЗИМА, КАК СЛИТОК ЯНТАРЯ. ОЗЕРА И МОРЯ ВО ЛЬДУ.

Вы использовали мотив первоисточника:зима, как слиток янтаря.

У Анастасии:

Укрылись льдом озёра и моря,
И мир стал словно слиток янтаря.

У Вас:

Во льду озёра и моря
Блестят, как слиток янтаря.

Да, конечно, солнце зимой красиво золотит лёд, но чтобы прямо янтарным цветом, а это интенсивно-желтый, как яичный желток. Не знаю, зимнее солнце редко и скупо. Скорее сияет серебром и также отсвечивает сапфировым сиянием. Если провести аналогию с благородными металлами и самоцветными минералами. Но допустим, что это хорошая метафора:слиток янтаря, как образ зимы. Но почему у вас и у нее льдом покрыты озера и моря? А как же зимняя навигация? Не все озера и моря Земли покрыты в зимние месяцы льдом. Да и природные сезоны в разных странах и частях света не единовременные. У вас же выходит, что мир стал слитком янтаря и под толстым ледяным покровом все озера и моря на планете. Скажете, что это поэтический образ. Но таковые должны все же соответствовать какой-то правде, даже будучи гиперболой, с элементами сказочности. Вы могли бы в таком случае покрытым льдом назвать какое-то одно определенное озеро или море, которые реально им покрываются, и не оба сразу, ибо озеро и море рядом не наблюдаются, а вы в стихотворении ведь наблюдаете конкретный пейзаж. Но опять же не все разом на планете...Теплые моря никогда не покрываются льдом, что способствует у прибрежных стран активной торговле и коммуникациям круглый год.

3)
ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА

Другой основной мотив, вами обеими использованный, это Полярная звезда.

У Анастасии:

Сияет в тёмно-синем небе Полярная звезда,
И где-то в её свете чернеется вода.

У Вас:

Поёт снежок под каблуками,
Набухло небо облаками.
И сверху крестит города
Одна Полярная звезда.

Непонятен ни первый, ни второй варианты. Как в свете бесконечно далекой Полярной звезды(альфа Малой Медведицы, ярчайшая звезда Киносура вблизи Северного полюса мира в нашу эпоху)может где-то чернеть вода на нашем шарике, и это видно автору стиха? Всё, что творит красочное многоцветье на нашей планете задается исключительно преломлением в атмосфере Земли лучей нашей звезды Солнце.

А что означает ваш образ:

И сверху крестит города
Одна Полярная звезда.

Что значит: крестит города? Как неподвижная звезда Неба, отстоящая от Земли на сотни, а многие и миллионы световых лет, может "крестить" земные города? И почему в таком случае именно города, а не и сёла тоже, и пустоши, и леса, и моря, и океаны. Вы представляете масштабы? С другой стороны, вы обе не использовали Полярную по назначению: она известна с незапамятных времен морякам, путешественникам, как навигационная звезда, по которой сверяется курс, чтобы не уклониться. Лучше было бы в стихотворении дать образ моря зимой, ледокола, Полярной звезды на горизонте на восходе, что указует верный путь к Северному полюсу мира. А вы просто выдумываете звучные метафоры без всякого реального содержания.

И когда это в зимние месяцы в небе "одна Полярная звезда"? Вы справились с Астрономическим Атласом? Ах, это слишком скучно и нудно! Ну тогда довольствуйтесь приблизительностью, и прямыми искажениями реальности, каковая и есть поэзия на 3/4 и, соответственно, канет в Лету её бОльшая часть, а останутся крупицы истинной поэзии.

Кстати, это одна из причин, почему я мало пишу стихов: пока времени не хватает на тщательную отделку, а кое-как не имеет смысла.

4)
СНОВА О ПОЛЯРНОЙ.

Снежок под каблуками чаще скрипит, чем поет. Но при желании можно услышать и мелодию, это на вкус. И тут же крестит города одна Полярная звезда. Это в какое время суток и в каком месяце, дни, Полярная одна-одинёшенька сияет на небосводе?

И потом, если "набухло небо облаками", то есть густо затянуто ими, то обычно звезд вообще не видно. Как одна Полярная выглядывает из-за облаков? И потом кроме Киносуры, указывающей на Северный полюс мира, есть еще Сигма Октанта, указывающая на южный полюс мира. И обе Полярные! Указывающие на полюса Земли. Ориентации с помощью этих звезд нужно поучиться.

5)
СТЫЛЫЙ ЛЁД

В прозрачном ложе стылых льдов,
Во власти колдовских снегов,

Вроде яркая картинка. Но вслушайтесь:стылых льдов. Это же масло масляное! Лед по определению стылый, застывшая вода ниже нуля по Цельсию!

6)
КОЛДОВСКИЕ СНЕГА.

Авторы стихов очень любят слово "колдовской", склоняя на все лады и в любом контексте от любовной до пейзажной лирики и прочей. "Колдовские снега" это штамп. Такая же красивость, как и "крестит города одна Полярная звезда".

7)
ЗЕМЛЯ В ИСПОДНЕМ.

"В исподнем матушка-земля". Как образ зимы допустим, всё оголилось, верно, и натянуло на себя белую рубаху. Но что делать тогда с последней строчкой?

Видите сколько вопросов при внимательном чтении. А вы, ничтоже сумняшеся, торжествующе преподнесли автору первоисточника свою версию, как "а у меня лучше!". Это само по себе сомнительное удовольствие, когда тебе преподносят такой подарок, но это и заставит вчитаться в каждый нюанс.

Спасибо за интересное для разбора стихотворение. Как НЕ делать стихи.

Зера Черкесова Новеллы   23.04.2018 05:20     Заявить о нарушении
Зера, стихи - это не научный трактат о навигациях например.
В них, Вам в это трудно поверить, звезда может крестить,ах, она не Полярная, но это не важно, пусть будет далёкая,важно в стихах настроение, атмосфера, художественная правда.
Стихи должны петься,и снег в стихах поёт, когда, как в жизни он скрипит и повизгивает, но так поэт видит и слышит.
А вы рассуждаете как незабвенный ген. сек Хрущёв на достопамятной выставке.
Но,эту критику от человека, явно точных наук,принимаю рационально и кое что подправлю, не ломая настроения и мелодики.
Спасибо,любая критика без пошлой ругани,полезна.

Елена Новичевская   23.04.2018 08:05   Заявить о нарушении
Елена, вот что я Вам отвечу.
Во-первых, правильно: я человек точных наук, и для меня это не просто полученный диплом, а образ мышления и отношения ко всему.
Во-вторых, мне понравились Ваши стихи. Прежде всего, музыкальностью, настроением.
Есть такие авторы, что пишут стихи легко и звонко. Безусловно, это дело таланта и привычки рифмовать. Себя я отношу к прозаикам по природе, хотя у меня иногда бывают более-менее удачные стихи.
Но знаете что?... Если поэт пренебрегает фактологией, науками, точностью слова, точностью образов, то он(она) так и остается автором бойких стихов, даже ярких, как у вас, но...Но пера так и недозревшего до истинной поэзии. И первое, с чего нужно начинать, это с того, чтобы выкинуть вон это клише:"Стихи это не научный трактат". Пока вы верите в этот удобный не обязывающий к тщательности штамп, ваши стихи будут полны банальностей при всей умелости их складывания в рифму и яркий, но на поверку не выдерживающую строгой критики образность.
Это моя вера, ваше дело принимать или отвергнуть. Спасибо за интеллигентный ответ и обещание кое-что пересмотреть, буду рада ознакомиться с новой версией. Если она появиться, сообщите.

Ваших стихов я много не читала, так что наверняка есть истинные пёрлы. Возможно, что еще напишу Вам, если будет импульс. Спасибо.

Зера Черкесова Новеллы   23.04.2018 08:35   Заявить о нарушении
яркую образность, если появится новая версия
(исправл. опч)

Зера Черкесова Новеллы   23.04.2018 08:37   Заявить о нарушении
Мне нравится Ваша дотошность и главное - неравнодушие.
Но невольно, напомнилось: "Поверил я алгеброй гармонию"
Но иногда полезен для автора холодный душ.
Читайте с поправками здесь http://www.stihi.ru/2018/02/15/3377

Елена Новичевская   23.04.2018 09:34   Заявить о нарушении
Хорошо, гляну.

Зера Черкесова Новеллы   23.04.2018 11:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.