Рецензия на «Жития Святого Феодосия» (Вселенная Чёрного Георга)

Здравствуйте, Георг.
Пару лет назад читала на Топосе это произведение. На стихире тогда ваши страницы были закрыты. Как я обрадовалась, когда встретила ваше имя на БЛК!!! Смотрю, и страницы открыты. Приятный сюрприз! Спасибо.
Надеюсь, что вы не закроетесь снова, потому что планирую заходить к вам не только читать, но и учиться.

Жития читала с большим удовольствием. Много у меня вопросов об этих беседах. Я, честно говоря, хотела бы узнать мнение специалистов об этом произведении. Что-то типа критического анализа. Но в сетях ничего такого не удалось найти. Вас не хочется затруднять. А всё же один вопрос задам. Почему Феодосий такой кулинар и гурман? Описание разной снеди, изысканных блюд и напитков занимает в беседах значительное место и делает сонеты уютными и колоритными. Но святые разве не довольствуются тем, что бог пошлёт? Я сравниваю вашего Феодосия со святым из фильма "Остров". Тот святой отказывался ото всего. И у меня даже закралось подозрение: а этот Феодосий святой ли?

Барабаш Ольга   06.02.2018 13:54     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Оля (можно Вас так звать?)

Спасибо за теплые слова, они не только кошкам приятны. Буду рад видеть Вас на своих страницах; я на них не так часто захожу, но иногда заглядываю; знаете, мне сегодня старые мои тексты часто видятся недоделанными, рыхлыми, вот я изредка и берусь их переделывать, после чего переношу в верхний раздел - если они того стоят. Не знаю, возможно, вкусы с возрастом меняются, а может быть, я просто начинаю более требовательно относиться к некоторым вещам, на которые раньше смотрел сквозь пальцы...

Как бы то ни было, по поводу Феодосия у меня были некоторые отзывы, содержащие достаточно подробный анализ, - по крайней мере, отдельных стихотворений. К сожалению, это было получено в личной переписке, а потому их нет ни здесь, ни в Топосе. Возможно, мне когда-нибудь удастся убедить тех, кто их присылал мне, разместить свои обзоры где-нибудь, где они были бы доступны читателям... Хотя, по большому счету, Вы правы: отзвов развернутых и имеющих отношение ко всей серии я так и не видел, хотя очень надеялся несколько лет назад, что их буду получу в виде обратной связи. Ну, многим нашим надеждам в этой жизни не суждено оправдаться, поэтому из них необходимо извлекать некие уроки для себя, и в частности, моим уроком здесь стал тот неочевидный (для меня) факт, что Феодосий, видимо, относится к категории "не для всех" литературы (это очень мягко говоря). Хотя факт этот удивляет, хотя бы, уже тем, что в Феодосия вошли оооооочень разные стихи - и по форме, и по настроению, и по направленности, и я думал, что почти любой читатель будет способен найти в этом ворохе что-то интересное или полезное для себя. Но - нет, видимо, читатели не подходят с этой меркой к чтению текстов. Вместо того, чтобы просто пропускать то, что не зацепило с первой же строки, и - наоборот - читать только то, что нравится, они решают читать всё подряд, и быстро теряют интерес. Либо - мне попадаются какие-то крайне немногословные и стеснительные читатели, которые своё мнение не вербализируют, - видимо, полагая, что меня оно не может интересовать...

По поводу пристрастия святого к кулинарным искусствам - я могу пояснить, разумеется. Те, кто не имеют привязанностей, не способны и любить. Понимаете, Оля, человеку нужны положительные эмоции, даже для самоотречения. Тот, кто по собственной инициативе навлекает на себя лишения и страдания, вряд ли сможет помочь другому, да и совет, исходящий от такого "учителя", будет в корне неверен. Это, кстати, тот момент, который часто неверно понимается в христианстве, в т.ч. и ортодоксальном (православном). Суровость, берущая исток из безразличия, равнодушия к себе и другим, не может и не должна считаться святостью. Подлинная святость и подлинное самоотречение всегда имеют основу в сочувствии, эмпатии к другим существам; просто это сочувствие не должно становиться самогенерирующей силой, лишающей его носителя возможности проявлять свое участие действенно. Полное же безучастие к себе является оборотной стороной уныния, депрессии, которые в свою очередь являются вещами неактивными, изолирующими (в себе) их носителей. Поэтому, разрешая себе малые радости, подлинные святые поддерживают свой дух в деятельном и радостном состоянии, именно благодаря этому они способны приносить столь много полезного и светлого в наш мир. А концепт самобичевания, самоистязания, самоискупления - был (и, отчасти, остается) в христианстве едва ли не самым опасным и мракобесным из всех возможных. Я встречал, поверьте, немало христианских проповедников, призывающих к самонаказанию и уверенных, что путь к Богу возможен лишь через страдания. Это слишком напоминает фрейдовскую доминанту удовольствие-боль, не так ли? Как, впрочем, и антитезы эпикурейцев... Но в любом случае это крайне далеко от подлинного смысла христианства. Человек Бога не стремится к наслаждению, как не отстраняется он и от боли, но стремление к боли, а равно и намеренный отказ от наслаждения лишь удаляют человека от его Создателя. Видите, в этом смысле даже пример Иисуса остался, в значительной степени, непонятым, а Его метафоры - неверно истолкованными. Понимаете, Оля, отцы-пустынники удалялись в пустыню прежде всего для того, чтобы там побеждать себя в своих искушениях, а равно и избегать пагубного влияния мира (в толстовском понимании), а вовсе не ради самоистязаний и самонавлечённых лишений. И Будда, и Иисус принимали людские подношения во время странствий, и не отказывались ни от яств, ни от скудной пищи. А ведь приготовление пищи может быть и одним из путей для самосовершенствования и победы над собой, не так ли? Ведь путей для самосовершенствования - множество, и никто не вправе сказать, что какие-либо из них достойнее иных. Замечательное отправление служб в храме - разве это не достойный путь? А замечательное приготовление пищи, особенно когда ее можно разделить с кем-то, - разве это не достойный путь?..

Если же мы говорим о несколько приподнятой в стилистическом отношении подаче вещей, связанных с трапезами, в моих сонетах, то я могу лишь одно сказать в своё оправдание: серьёзные вещи нужно оттенять вещами несерьёзными; только в этом случае первые могут заиграть в полную силу. Если же злоупотреблять серьезными аспектами, при этом избегая несерьезных, то первые начинают самоуничтожаться (для нашего восприятия), и их всё труднее понимать в не-искаженном виде. На самом деле, это даже не стилистический приём, а намного более широкий, который используется во многих системах обучения и мировосприятия. Но это уже тема для отдельного разговора.

Рад был нашей беседе; забредайте ко мне ещё, благо страниц у меня хватает, как и того, что на них навешано... Знаете, я сегодня себе это так представляю, что люди выбирают себе для чтения не только и не столько тех, кто пишет по их меркам хорошо, сколько тех, кто совпадает с ними (или интересует их) в плане мироощущения и миропонимания. Одни ищут (и находят) в текстах у других отклики собственным мыслям, другие - какие-то неочевидные ответы на, часто, даже не поставленные вопросы... И - я искренне люблю таких читателей, особенно принадлежащих к последней категории. Для них, собственно, я и отдаю время своей жизни, а вовсе не пишу ради самореализации или выплеска каких-то обременительных для себя эмоций, как делают многие...

Вот я Вам правду о себе и рассказал. :)

Чёрный Георг Реинкарнация   17.02.2018 20:46   Заявить о нарушении
Спасибо, Георг. Рада, что мы познакомились.

С уважением Оля.

Барабаш Ольга   19.02.2018 08:53   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Вселенная Чёрного Георга
Перейти к списку рецензий, написанных автором Барабаш Ольга
Перейти к списку рецензий по разделу за 06.02.2018