Рецензии на произведение «Жития Святого Феодосия»

Рецензия на «Жития Святого Феодосия» (Вселенная Чёрного Георга)

Здравствуйте, Георг.
Пару лет назад читала на Топосе это произведение. На стихире тогда ваши страницы были закрыты. Как я обрадовалась, когда встретила ваше имя на БЛК!!! Смотрю, и страницы открыты. Приятный сюрприз! Спасибо.
Надеюсь, что вы не закроетесь снова, потому что планирую заходить к вам не только читать, но и учиться.

Жития читала с большим удовольствием. Много у меня вопросов об этих беседах. Я, честно говоря, хотела бы узнать мнение специалистов об этом произведении. Что-то типа критического анализа. Но в сетях ничего такого не удалось найти. Вас не хочется затруднять. А всё же один вопрос задам. Почему Феодосий такой кулинар и гурман? Описание разной снеди, изысканных блюд и напитков занимает в беседах значительное место и делает сонеты уютными и колоритными. Но святые разве не довольствуются тем, что бог пошлёт? Я сравниваю вашего Феодосия со святым из фильма "Остров". Тот святой отказывался ото всего. И у меня даже закралось подозрение: а этот Феодосий святой ли?

Барабаш Ольга   06.02.2018 13:54     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Оля (можно Вас так звать?)

Спасибо за теплые слова, они не только кошкам приятны. Буду рад видеть Вас на своих страницах; я на них не так часто захожу, но иногда заглядываю; знаете, мне сегодня старые мои тексты часто видятся недоделанными, рыхлыми, вот я изредка и берусь их переделывать, после чего переношу в верхний раздел - если они того стоят. Не знаю, возможно, вкусы с возрастом меняются, а может быть, я просто начинаю более требовательно относиться к некоторым вещам, на которые раньше смотрел сквозь пальцы...

Как бы то ни было, по поводу Феодосия у меня были некоторые отзывы, содержащие достаточно подробный анализ, - по крайней мере, отдельных стихотворений. К сожалению, это было получено в личной переписке, а потому их нет ни здесь, ни в Топосе. Возможно, мне когда-нибудь удастся убедить тех, кто их присылал мне, разместить свои обзоры где-нибудь, где они были бы доступны читателям... Хотя, по большому счету, Вы правы: отзвов развернутых и имеющих отношение ко всей серии я так и не видел, хотя очень надеялся несколько лет назад, что их буду получу в виде обратной связи. Ну, многим нашим надеждам в этой жизни не суждено оправдаться, поэтому из них необходимо извлекать некие уроки для себя, и в частности, моим уроком здесь стал тот неочевидный (для меня) факт, что Феодосий, видимо, относится к категории "не для всех" литературы (это очень мягко говоря). Хотя факт этот удивляет, хотя бы, уже тем, что в Феодосия вошли оооооочень разные стихи - и по форме, и по настроению, и по направленности, и я думал, что почти любой читатель будет способен найти в этом ворохе что-то интересное или полезное для себя. Но - нет, видимо, читатели не подходят с этой меркой к чтению текстов. Вместо того, чтобы просто пропускать то, что не зацепило с первой же строки, и - наоборот - читать только то, что нравится, они решают читать всё подряд, и быстро теряют интерес. Либо - мне попадаются какие-то крайне немногословные и стеснительные читатели, которые своё мнение не вербализируют, - видимо, полагая, что меня оно не может интересовать...

По поводу пристрастия святого к кулинарным искусствам - я могу пояснить, разумеется. Те, кто не имеют привязанностей, не способны и любить. Понимаете, Оля, человеку нужны положительные эмоции, даже для самоотречения. Тот, кто по собственной инициативе навлекает на себя лишения и страдания, вряд ли сможет помочь другому, да и совет, исходящий от такого "учителя", будет в корне неверен. Это, кстати, тот момент, который часто неверно понимается в христианстве, в т.ч. и ортодоксальном (православном). Суровость, берущая исток из безразличия, равнодушия к себе и другим, не может и не должна считаться святостью. Подлинная святость и подлинное самоотречение всегда имеют основу в сочувствии, эмпатии к другим существам; просто это сочувствие не должно становиться самогенерирующей силой, лишающей его носителя возможности проявлять свое участие действенно. Полное же безучастие к себе является оборотной стороной уныния, депрессии, которые в свою очередь являются вещами неактивными, изолирующими (в себе) их носителей. Поэтому, разрешая себе малые радости, подлинные святые поддерживают свой дух в деятельном и радостном состоянии, именно благодаря этому они способны приносить столь много полезного и светлого в наш мир. А концепт самобичевания, самоистязания, самоискупления - был (и, отчасти, остается) в христианстве едва ли не самым опасным и мракобесным из всех возможных. Я встречал, поверьте, немало христианских проповедников, призывающих к самонаказанию и уверенных, что путь к Богу возможен лишь через страдания. Это слишком напоминает фрейдовскую доминанту удовольствие-боль, не так ли? Как, впрочем, и антитезы эпикурейцев... Но в любом случае это крайне далеко от подлинного смысла христианства. Человек Бога не стремится к наслаждению, как не отстраняется он и от боли, но стремление к боли, а равно и намеренный отказ от наслаждения лишь удаляют человека от его Создателя. Видите, в этом смысле даже пример Иисуса остался, в значительной степени, непонятым, а Его метафоры - неверно истолкованными. Понимаете, Оля, отцы-пустынники удалялись в пустыню прежде всего для того, чтобы там побеждать себя в своих искушениях, а равно и избегать пагубного влияния мира (в толстовском понимании), а вовсе не ради самоистязаний и самонавлечённых лишений. И Будда, и Иисус принимали людские подношения во время странствий, и не отказывались ни от яств, ни от скудной пищи. А ведь приготовление пищи может быть и одним из путей для самосовершенствования и победы над собой, не так ли? Ведь путей для самосовершенствования - множество, и никто не вправе сказать, что какие-либо из них достойнее иных. Замечательное отправление служб в храме - разве это не достойный путь? А замечательное приготовление пищи, особенно когда ее можно разделить с кем-то, - разве это не достойный путь?..

Если же мы говорим о несколько приподнятой в стилистическом отношении подаче вещей, связанных с трапезами, в моих сонетах, то я могу лишь одно сказать в своё оправдание: серьёзные вещи нужно оттенять вещами несерьёзными; только в этом случае первые могут заиграть в полную силу. Если же злоупотреблять серьезными аспектами, при этом избегая несерьезных, то первые начинают самоуничтожаться (для нашего восприятия), и их всё труднее понимать в не-искаженном виде. На самом деле, это даже не стилистический приём, а намного более широкий, который используется во многих системах обучения и мировосприятия. Но это уже тема для отдельного разговора.

Рад был нашей беседе; забредайте ко мне ещё, благо страниц у меня хватает, как и того, что на них навешано... Знаете, я сегодня себе это так представляю, что люди выбирают себе для чтения не только и не столько тех, кто пишет по их меркам хорошо, сколько тех, кто совпадает с ними (или интересует их) в плане мироощущения и миропонимания. Одни ищут (и находят) в текстах у других отклики собственным мыслям, другие - какие-то неочевидные ответы на, часто, даже не поставленные вопросы... И - я искренне люблю таких читателей, особенно принадлежащих к последней категории. Для них, собственно, я и отдаю время своей жизни, а вовсе не пишу ради самореализации или выплеска каких-то обременительных для себя эмоций, как делают многие...

Вот я Вам правду о себе и рассказал. :)

Чёрный Георг Реинкарнация   17.02.2018 20:46   Заявить о нарушении
Спасибо, Георг. Рада, что мы познакомились.

С уважением Оля.

Барабаш Ольга   19.02.2018 08:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Жития Святого Феодосия» (Вселенная Чёрного Георга)

Приветствую, Георг:)
Здесь мало рецензий - надо исправить:
прочитала пару-тройку раз, какие увлекательные беседы! Просто и тонко, иногда слегка грустно, но в основном весело,посмеялась от души. Неужели прототипом Вашего персонажа послужил именно Святой Феодосий? Он получился такой живой и человечный )

Воробьёва Катя   27.01.2018 16:18     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Катя.
Житие мое... Надобно исправлять сие, исполать Вам за это.
А прототипом - да, отчасти и тот самый Феодосий, о котором не слишком много достоверных сведений сохранилось.
Вообще, знаете, интересно было убедиться, что форма аглицкого сонета себя не изжила. Ну, это если о форме говорить, которая не должна на первый план выходить.
А если говорить о вещах более существенных, то это попытка, как Вы догадались, делать лирические обобщения основываясь на личном (или как бы личном) опыте, при этом не сбиваясь в банальности.
Спасибо за то, что решили высказаться и порадовать старика беседой. А хоть бы и не старика.
С поклонами,

Чёрный Георг Трудно Быть Богом   26.01.2018 22:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Жития Святого Феодосия» (Вселенная Чёрного Георга)

Привет, Георг :)
Давно не видел твоих стихотворений. Рад, что продолжаешь писАть. Аум

Яне Вернус   13.05.2017 21:23     Заявить о нарушении
Да в год по чайной ложке продолжаю, по правде говоря; может, когда-нибудь найду другие способы чтобы невыразимые языком идеи доносить до читателя...

Чёрный Георг Реинкарнация   01.10.2017 05:07   Заявить о нарушении