Рецензия на «Явление Исаянца» (Михаил Непомнящий)

Мишенька, привет! С превеликим интересом прочитала твою статью об Исаянце, ведомая в первую очередь своей врожденной любознательностью к наукам и главному атрибуту всех наук, и далекой от моей профессиональной сферы, дисциплину языковедения – анализ. Нужно ли говорить, что уровень твоего подхода впечатляет! Впечатляет он не только глубиной проникновения в фонетику, тематику, и лексику поэтического феномена Исаянца, но и твоим личным отношением к загадочному мирозрению этого художника слова. Во всех подрубриках слышится, если не диалог, то как минимум обращение к поэту, с целым рядом догадок и размышлений о возможных интерпретациях аллюзий, явных и скрытых символов в стихах В.И. Ты проделал огромную, мастерскую научную работу, за что тебе большая благодарность! :-)
Что касается моего собственного восприятия Исаянца, то боюсь, что я по прежнему остаюсь «слепа» к его авантгарду.. Как я писала раньше: «Кельтские песни друидов, звучит красиво, но о чем они поют?» Но это, Миша, лишь свидетельствует о неразвитости моих литературных вкусов! Если бы я получила правильное образование в этой сфере, то возможно я бы сумела насладится безусловно неординарным талантом В.И. Я прочитала целый ряд его стихов и они…мало во мне отозвались, но дойдя до стихотворения «Лес», я онемела от слов:
«Да. Это – я, Святая Полутень.
Мне сам Господь приотворяет воздух,
настоянный на говорящих соснах,
сдвигая шапку неба набекрень.
Я земленею.»

И далее,

«Светает. Пахнет сыростью, паленым.
Довольно. Точка. Выпадает снег.»
Это воистину божественный слог, заставляющий трепетать. Как при входе в кафедральный собор. Так что во мне еще теплится надежда, что будучи повержена мощью одного стиха, со временем мне удастся постигнуть и остальные.
Признаюсь тебе, что на протяжении всей статьи меня не покидало чувство, как бы это так сказать, Déjà vu, будто бы мне этот человек знаком! Вернее, даже не сам поэт, а его речь! Манера разговора, напоминающая оголтелый поток сознания, где бурлят и пенятся самые странные ассоциации. Мышление, которое не сужается в одну логическую линию, как река в устье, а наоборот растекающиеся все шире и шире. Это вот как если смотреть на Ниаграский водопад со высоты птичьего полета – вы видишь огромную мощь воды, стекающую отовсюду широкой гладью и с грохотом падающую в обрыв! Только у Исаянца, эта вода идет в обратном направлении, из водопада вверх в озера, в потенциал еще не упавшей, размашистой воды.
Знакомо мне это потому что близкий мне человек болен манией депрессий и во моменты аффекта (психоза) идет именно такой непрерывный поток сознания. Одна за другой возникают и сплетаются ассоциации, ведут к появлению самых невообразимых образов, которые если вслушаться начинают казаться вполне логичными понятными и даже гениальными. Например, обычно он любит представлять себя в образе Иисуса Христа. Будучи человеком весьма сведущим в истории, естествоведении, философии и т.д., он протягивает целую цепочку фактов – от древней Иудеи до последних открытий в квантовой физике - в конце которой ты ловишь себя на мысли, что все, абсолютно все make sense! Причем совершенно молниеносно – люди при аффекте говорят очень быстро, быстрее обычного. И только усилием какого-то «подбитого» здравого смысла, ты понимаешь, что это все вымысел... По ощущению это подобно полету на какой то сверхсветовой ракете. Мне стыдно признаться, но такое общение, пусть утомительно и болезнено, но все же дико захватывает…:-) Врачи мне всегда говорили не вникать и не пытаться разобраться в бреде. Но я каюсь, виновата… В такие моменты фантазии и вправду кажутся яркими, ранее невиданными с такого близкого расстояния звездами.
Но я отвлеклась… То, что пыталась сказать, что поток сознания В.И. можно считать безумным, а можно и вслушиваться в него, открывая для себя целый новый мир. Сумасшедший – да! Но безусловно манящий.

Анна Иделевич   27.12.2017 17:57     Заявить о нарушении
Спасибо, Анечка, за столь эмоциональный, развёрнутый и наполненный образами отзыв. Рад, что всё-таки заинтересовал тебя Исаянцем. Это, конечно, неординарная, весьма колоритная и очень неоднозначная личность. И его поэзия - явление незаурядное и весьма сложное, и дело здесь не только в самом Исаянце. В определённом смысле это мифическая фигура, а тексты, помещённые на стихире , представляют собой своеобразный перевод с языка явно талантливого, но всё же больного человека на русский. Основная масса "переводов" (и лучшие из них!) выполнены Виктором Озеровым (на стихире он скрывается под именем Павел Бетач -
http://www.stihi.ru/avtor/pavelbetach). Ещё один человек, сделавший немало для популяризации Исаянца - Полина Синева (http://www.stihi.ru/avtor/albina), она также занималась "переводами" его стихов, более того, несколько лет назад ей удалось издать книгу Поэтарха (так называют Валерия Ивановича его воронежские поклонники).Кстати, если всё-таки захочешь погрузиться в эту стихию, могу выслать тебе один экземпляр, только отправь мне свой адрес.

Михаил Непомнящий   27.12.2017 19:13   Заявить о нарушении
Мишенька, спасибо!! Я была бы очень рада книге Исаянце, и твой книге тоже, если еще остались экземпляры. Я тебе в сообщениях скину домашний адрес.

Миша, а Павел Бетач свои собственные стихи публикует или "переводы" Исаянца? Я так и не разобралась, что означает переводы, это комментарии к стихам или?.. В.И. ведь по русски пишет.

Анна Иделевич   29.12.2017 02:35   Заявить о нарушении
На странице Павла собственные произведения Виктора Образцова. По поводу "переводов" почитай того же Павла/Виктора на странице Исаянца (http://www.stihi.ru/2014/08/13/4932). Думаю, после ознакомления с этим замечательным эссе, да ещё написанным одним из главных создателей мифа, тебе многое станет понятно , хотя не исключено, что наоборот - всё запутается ещё сильнее :)

Михаил Непомнящий   29.12.2017 14:18   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Михаил Непомнящий
Перейти к списку рецензий, написанных автором Анна Иделевич
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.12.2017