Явление Исаянца
Как среди этого моря разливанного увидеть, не пропустить настоящего,
сильного версификатора, не говоря уже об истинном поэте?
Графомана (вот ведь тоже весьма размытое понятие), или, скажем так,
слабого автора, узнаешь моментально, по первой строчке; для «узнавания»
поэта строчки, пожалуй, недостаточно, нужно, как минимум, стихотворение,
еще лучше – цикл, подборка, избранное и т.п. И чем значительней
автор, тем больший массив текстов требуется для осмысления его
места в литпроцессе.
Перед нами 65 стихотворений Валерия Исаянца, опубликованных на сайте Виктором Образцовым ( http://www.stihi.ru/avtor/isaianc ).
Такого количества, может быть, и недостаточно, чтобы постичь весьма непростой поэтический мир, но, в то же время, вполне хватает, чтобы понять,
что речь идет о настоящем поэте и о настоящей поэзии, поскольку,
какой бы сложной, запутанной, обширной и т.д. ни была картина
этого мира, она не могла в той или иной степени не отразиться в опубликованных стихотворениях.
Не являясь ни профессиональным критиком, ни литературоведом, попытаюсь
рассмотреть поэзию Исаянца главным образом с точки зрения «потребителя»
(того, кто регулярно и в большом количестве читает стихотворные тексты), ну и немного – с точки зрения «производителя» (что делать, любой потребитель поэзии рано или поздно становится производителем – ну, пусть не поэзии, но хотя бы чего-то к ней стремящегося).
Первое впечатление – шок!
Что это? Новое пришествие Мандельштама?
Реинкарнация Хлебникова?
Джими Хендрикс от стихосложения?
Боюсь, последнее сопоставление требует пояснения. Речь, в первую
очередь, идет о свободе обращения с «сырьем» (в нашем случае –
с ресурсами языка), об абсолютном слиянии автора-исполнителя с
инструментом, таком слиянии, когда кажется, что то ли инструмент стал
частью артиста (вот уж воистину «от всего человека вам остается
часть»), то ли артист сам превратился в приложение-продолжение
инструмента (то ли человек виртуозно владеет «вещью», то ли «вещь»
полностью подчинила его своей «воле»).
Какой-то особой, я бы сказал, первозданной свежестью веет от этих
текстов, как будто ребенок, долго молчавший и, наконец, заговоривший,
упивается еще новым для него процессом, не замолкая ни на секунду,
коверкая порой слова и смыслы, занимаясь словотворчеством, изобретая
свои собственные обороты, еще не ведая ограничений, штампов, правил
сочетаемости, не зная именно того, на чем строится закостеневшая, остановившаяся в развитии речь его взрослых соплеменников.
Это – диалог автора, в первую очередь, с самим собой, поток сознания, выплеснувшийся наружу, подобно кипящей лаве, застывающей (но еще не застывшей) в виде стихотворения.
Это особый язык, он весь в движении, в развитии, он поражает своей нестандартностью. Никогда нельзя предугадать, какой будет следующая фраза (словосочетание, слово): это непрекращающееся творчество, творение как акт и, практически всегда, – как результат.
Стихи Исаянца могут быть написаны по поводу (именно – по поводу!) чего угодно, но истинной причиной высказывания, его главной побудительной силой у Исаянца, на мой взгляд, практически всегда является язык (ну как тут не вспомнить нобелевскую лекцию Бродского?), тот самый язык, который, при всей своей сакральности, тем не менее, хотя бы с формальной стороны (фонетика, графика, синтаксис, словообразование) дан нам в ощущении, а это значит, что моему стихийному структурализму есть за что ухватиться.
Не считая структурализм идеальным методом, все же воспользуюсь им, по той причине, что, на мой взгляд, он позволяет говорить о вещах заведомо субъективных с некоторой долей объективности.
Итак, каковы же, если и не законы (трудно говорить о законах по отношению
к живому, развивающемуся явлению, тем более, основываясь на весьма
ограниченном материале), то хотя бы приметы, родовые черты этого
необычного, необычайного языка – поэтики Исаянца?
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ:http://www.stihi.ru/2011/06/04/5492
Свидетельство о публикации №111060405319
Что касается моего собственного восприятия Исаянца, то боюсь, что я по прежнему остаюсь «слепа» к его авантгарду.. Как я писала раньше: «Кельтские песни друидов, звучит красиво, но о чем они поют?» Но это, Миша, лишь свидетельствует о неразвитости моих литературных вкусов! Если бы я получила правильное образование в этой сфере, то возможно я бы сумела насладится безусловно неординарным талантом В.И. Я прочитала целый ряд его стихов и они…мало во мне отозвались, но дойдя до стихотворения «Лес», я онемела от слов:
«Да. Это – я, Святая Полутень.
Мне сам Господь приотворяет воздух,
настоянный на говорящих соснах,
сдвигая шапку неба набекрень.
Я земленею.»
И далее,
«Светает. Пахнет сыростью, паленым.
Довольно. Точка. Выпадает снег.»
Это воистину божественный слог, заставляющий трепетать. Как при входе в кафедральный собор. Так что во мне еще теплится надежда, что будучи повержена мощью одного стиха, со временем мне удастся постигнуть и остальные.
Признаюсь тебе, что на протяжении всей статьи меня не покидало чувство, как бы это так сказать, Déjà vu, будто бы мне этот человек знаком! Вернее, даже не сам поэт, а его речь! Манера разговора, напоминающая оголтелый поток сознания, где бурлят и пенятся самые странные ассоциации. Мышление, которое не сужается в одну логическую линию, как река в устье, а наоборот растекающиеся все шире и шире. Это вот как если смотреть на Ниаграский водопад со высоты птичьего полета – вы видишь огромную мощь воды, стекающую отовсюду широкой гладью и с грохотом падающую в обрыв! Только у Исаянца, эта вода идет в обратном направлении, из водопада вверх в озера, в потенциал еще не упавшей, размашистой воды.
Знакомо мне это потому что близкий мне человек болен манией депрессий и во моменты аффекта (психоза) идет именно такой непрерывный поток сознания. Одна за другой возникают и сплетаются ассоциации, ведут к появлению самых невообразимых образов, которые если вслушаться начинают казаться вполне логичными понятными и даже гениальными. Например, обычно он любит представлять себя в образе Иисуса Христа. Будучи человеком весьма сведущим в истории, естествоведении, философии и т.д., он протягивает целую цепочку фактов – от древней Иудеи до последних открытий в квантовой физике - в конце которой ты ловишь себя на мысли, что все, абсолютно все make sense! Причем совершенно молниеносно – люди при аффекте говорят очень быстро, быстрее обычного. И только усилием какого-то «подбитого» здравого смысла, ты понимаешь, что это все вымысел... По ощущению это подобно полету на какой то сверхсветовой ракете. Мне стыдно признаться, но такое общение, пусть утомительно и болезнено, но все же дико захватывает…:-) Врачи мне всегда говорили не вникать и не пытаться разобраться в бреде. Но я каюсь, виновата… В такие моменты фантазии и вправду кажутся яркими, ранее невиданными с такого близкого расстояния звездами.
Но я отвлеклась… То, что пыталась сказать, что поток сознания В.И. можно считать безумным, а можно и вслушиваться в него, открывая для себя целый новый мир. Сумасшедший – да! Но безусловно манящий.
Анна Иделевич 27.12.2017 17:57 Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/avtor/pavelbetach). Ещё один человек, сделавший немало для популяризации Исаянца - Полина Синева (http://www.stihi.ru/avtor/albina), она также занималась "переводами" его стихов, более того, несколько лет назад ей удалось издать книгу Поэтарха (так называют Валерия Ивановича его воронежские поклонники).Кстати, если всё-таки захочешь погрузиться в эту стихию, могу выслать тебе один экземпляр, только отправь мне свой адрес.
Михаил Непомнящий 27.12.2017 19:13 Заявить о нарушении
Миша, а Павел Бетач свои собственные стихи публикует или "переводы" Исаянца? Я так и не разобралась, что означает переводы, это комментарии к стихам или?.. В.И. ведь по русски пишет.
Анна Иделевич 29.12.2017 02:35 Заявить о нарушении
Михаил Непомнящий 29.12.2017 14:18 Заявить о нарушении
Да. Это – я, Святая Полутень.
Мне сам Господь приотворяет воздух,
настоянный на говорящих соснах,
сдвигая шапку неба набекрень.
Я земленею...
- да, это Искусство. Это, словами Вознесенского, картина без гвоздя, яркий художественный образ, цель которого утвердить в сознании Творца и Его творение, которое само творит.
Но вот это:
...Солнце бляшет и дщерится в щели,
сорок градусов, пламень-вольфрам,
м-м-дяшка возду…ха! – плоть испеченья,
по-над нёбный и сладший миррам!
Ходовое НЗ черносемья,
тирра-точка, бубенчик во храм…
Похруст в солоно, в сткляни – усемье.
Лик товарища. Венчик для брам.
- нет, это игры разума. Многознающего и многоопытного, - но игры. Но игра вне смысла - мусор для Искусства, а не мной сказано: "Шедевр можно создать, только
отсечёшь всё лишнее".
И Вы совершенно правы, говоря о друидских песнях: они красивы, но непонятны. Злоупотребление игрой в ущерб смыслу. И совершенно не правы, когда пишете: "...Ты ловишь себя на мысли, что все, абсолютно все make sense!". Нет, такое смысла не имеет.
На вопрос - поэт Исаянц или мастер интеллектуальных игр для подросткового ума следует отвечать конкретно: и то, и другое. Об этом писал и проклятый цензурой гениальный Д. Б. (найдите в интернете): "Вот довольно типичный текст, где поврозь каждая строчка понятна. А все вместе цельного текста не образуют.
Налево — был. Направо тоже мимо.
Итак, мой гамлет, ты теперь орфей,
Ступай наверх, хранимый псевдонимом.
Хрустящему молчанию червей
позволь увлечь дрейфующую лиру,
познай созвучий соловьиный вкус
и насвисти по городу и миру
о том, что я наверное вернусь
судить-рядить без страха и упрека.
Павлины, воробьино оробев,
перелиняют в птичнике пророка.
Беспёрые не вынесут припев.
По-моему, абсолютный набор слов, в котором (называется «Припев на мотив приговора»), в котором кроме общего отчаяния автора очень трудно угадать какую-то мысль. Но то, что Исаянц был поэтом одаренным — это из ранних стихов его уже вполне понятно... Видимо, в России бессмертен такой тип поэта-дервиша, который что-то бормочет, живет непонятно где. Это такой хлебниковский тип. В случае Исаянца очень жалко то, что это происходило у всех на глазах, и никто ничего не мог сделать".
Пишу Вам, понимая, что М. Непомнящему писать бесполезно: он адепт поэзии и самой личности Исаянца закоренелый, Вы же хоть и покаялись, но позволили себе усомниться в полноценности искусства Исаянца. Понимаю также, что вызову гнев его воздыхателей и Ваш лично, но это должно быть сказано: нельзя заигрываться до потери связи с Её величеством Гармонией. И ещё: "Не сотвори себе кумира".
Я читал Ваши стихи - в них много красоты и даже изящества, натсоящие жемчужины поэзии, но Вы не работаете над текстом, они из Вас льются, как соловьиные трели, без правки и дальней справки, но отчего бы не поработать над строкой: "Твою струю я не достаю, неуравновешенный"? Это замах не неординарность, но... грубо, натуралистично, бестолково.
Манжос Павел 09.06.2024 07:53 Заявить о нарушении
Оказывается, уже пару месяцев идёт работа над документальным фильмом о Поэтархе. Позавчера режиссёр добралась до меня. Потрещали по теме на скамье Поэтарха в Кукушьей Лиши, где он слушал всех наших птиц. Это дремучая чаща на ручьях в пойме Танаиса. Скамья из бревна растущего рядом ясенелистного клёна-людоеда.
Павел Бетач 10.06.2024 16:14 Заявить о нарушении
Павел Бетач 10.06.2024 16:20 Заявить о нарушении
Анна Иделевич 11.06.2024 11:54 Заявить о нарушении
Анна Иделевич 11.06.2024 12:17 Заявить о нарушении
Павел Бетач 11.06.2024 18:09 Заявить о нарушении
Павел Бетач 11.06.2024 18:13 Заявить о нарушении
Павел Бетач 11.06.2024 18:28 Заявить о нарушении
"
Я читал Ваши стихи - в них много красоты и даже изящества, натсоящие жемчужины поэзии, но Вы не работаете над текстом, они из Вас льются, как соловьиные трели, без правки и дальней справки... "
- не я сказал) Исаянц относился к собственным стишкам точно так же, как к неуправимой стихии.
Павел Бетач 11.06.2024 18:36 Заявить о нарушении
Павел Бетач 11.06.2024 18:43 Заявить о нарушении
Павел Бетач 11.06.2024 18:56 Заявить о нарушении
птичка-душка, цыплёночек фри.
Поэтарх предупреждал. Скотина некоторое время собиралась с ресурсами и этой весной на Страстной включилась в съёмочный процесс. Режиссёр - удивительной для наших времён чистоты девочка по имени... Тадададам! ...Анастасия! Надеюсь, её надёжно прикроет горняя ПВО. Во всяком случае, меня такое совпадение обнадёживает.
Павел Бетач 11.06.2024 19:13 Заявить о нарушении
Павел Бетач 11.06.2024 19:32 Заявить о нарушении
Ты стер рецензию и влез сюда!
Мне не нужно быть героиней фильма. Мне важно, чтобы поэзия Исаянца жила в следующих поколениях. И будучи единственной его наследницей я наблюдаю плачевную ситуацию!
Отвечу потом, сейчас я на работе.
Анна Иделевич 11.06.2024 20:16 Заявить о нарушении
*
Проснулся за ночь знаменитым,
прославленным под проливным дождем софитов.
Эллипсоидные рефлекторы прибиты
и направляют свет на то, что было до сих пор сердитым.
Посмотрите какой я в освещении других
коммуникабельный, как тени, что доселе были глубоки
расправились, рассеялись чередованием тоски
и, думать надо, временем и переулками с растениями зги.
Но мне не надо других,
мне надо с теми кто руку протянул, когда здесь не было совсем растений,
и сердца поутру той магнитудой землетрясений,
что переждать нельзя и победить нельзя.
Свищев был здесь, теперь мой самый сильный гений.
А ты меня предал и попал в услужение других,
и в кульминационном пункте ты будешь среди них,
но все же радуюсь за фильм, ты передай об этом им.
Анна Иделевич 12.06.2024 00:10 Заявить о нарушении
Павел Бетач 12.06.2024 01:46 Заявить о нарушении
Павел Бетач 12.06.2024 01:49 Заявить о нарушении
В титрах фильма упомяните меня, как единственную кроме Непомнящего кому нравились стихи Исаянца без связи со звездами Цветаевыми. И, что я переняла его школу поэзии, еще и раздавала тумаки всем, кто не понимал его.
И что Артул поносный стул канет в небытие, а пейзажи инобытия воскреснут снова и снова.
Анна Иделевич 12.06.2024 02:09 Заявить о нарушении
Анна Иделевич 12.06.2024 02:10 Заявить о нарушении
Не знаю какой сигнал я должна была принять. Мои рецепторы, признаюсь, под конец дня вялые :-) Я скучаю по тебе и хочу общаться. Ни вижу поводов для войн.
Мои полеты кажутся тебе радикальной идеей, но я даже не замечаю высоты. А вот ты, Витя, совершил кучу ошибок. Но как говорят, плохие ошибки делают хорошие рассказы. Это кривой перевод с английского :-)
Анна Иделевич 12.06.2024 03:14 Заявить о нарушении
А ты, Витя, дерганный… с тобой по канату эквилибристом не пройти… ты не умеешь ценить то, что имеешь.
Ты вот льнешь сейчас к этим графоманам, а они тебя в упор не признают, понимая собственную ущербность. Не ходи к ним, они глупые, бездарные и очерствелые.
Хотя, хочешь, ходи. Мне по-всякому любопытно тебя читать. Атомный сказал, прочитав вашу тираду: «Он же нормальным языком объяснил, что тут не понять?» Это про алогичные вставки Ворожбы :-) Любому человеку, даже со средненьким интеллектом, не говоря о высоком становится понятно какие они ограниченные… Стихира – это стихия умственно отсталых.
То есть человеку едва знакомому с тобой твоя речь показалась рациональной, а ответы дубоватые.
Анна Иделевич 12.06.2024 03:35 Заявить о нарушении
Павел Бетач 12.06.2024 03:37 Заявить о нарушении
Не захворай звездной болезнью, Витя. Умница, это большое достижение... участие в фильме. Горжусь тобой.
Анна Иделевич 12.06.2024 04:10 Заявить о нарушении
У всех мягкие игрушки, а у меня Металлика :-)
Анна Иделевич 12.06.2024 14:56 Заявить о нарушении
Павел Бетач 12.06.2024 16:33 Заявить о нарушении
Павел Бетач 12.06.2024 16:43 Заявить о нарушении
Не прибедняйся... интервью в фильме значимое достижение...
Куда держит направление исаянский вектор?
Анна Иделевич 12.06.2024 20:26 Заявить о нарушении
Анна Иделевич 12.06.2024 20:32 Заявить о нарушении
Анна Иделевич 12.06.2024 21:51 Заявить о нарушении
Миша Свищев против нашего с тобой общения. Аж с восклицательными знаками против (он считает, что ты на меня дурное влияние оказываешь), поэтому я умолкаю. Ну в двух словах хотя бы шепни, как съемки фильма продвигаются?
Витя, моя новая начальница - материал для растопкпюи ядерного реактора... я загибаюсь. Но результаты хорошие, она довольна. Только я загибаюсь и не успеваю дышать.
Анна Иделевич 21.06.2024 20:21 Заявить о нарушении
http://author.today/post/518793
Анна Иделевич 22.06.2024 18:43 Заявить о нарушении