Рецензия на «Скучаю» (Татьяна Павара)
Тема дождя и томления о любимом + короткий, в 16 строк, стих - это хорошо. Но, по-моему, есть устранимые недостатки, видимые мной (подчёркиваю это!), только мной. Можете не брать сказанное здесь во внимание, но я поделюсь тем не менее. Рифма как созвучие должна умножать смысл рифмуемых строк, пример тому стихотворение Б.Пастернака "Никого не будет в доме": ((никого в доме - в сквозном проёме)), ((...кроме сумерек, один - не задернутых гардин)), и так далее. В Вашем стихе: ((так скучаю - ветру отвечая)), тут не чувствуется смыслового созвучия. Далее, например: ((изнемогая - внимая)). Н.Гумилёв, редактируя даже короткое стихотворение, посылаемое ему, ставил автору почти двадцать разных вопросов: "Это выше уже было сказано!", "А зачем это слово?" и другие. Я вижу Ваше стихотворение в такой редакции: Скучаю... так скучаю... Дождливый вечер льёт с небес тоску. Стучит карниз, и я не отвечаю, Дождинка чертит на стекле строку. Пустым проёмом вечер смотрит в окна Чернеет даль... и только шум дождя. Душа устала, без тебя продрогла... Когда увидеть вновь смогу тебя? А дождь стучит, стучит изнемогая, Как моё сердце - без тебя - всегда. .................................скучаю, Стекает струйками холодная вода. Замена части строки точками - приём, используемый не только Пушкиным, "нашим всё". Когда стихи рожают, пишут, недопустимо думать "о правилах", но потом выправлять - необходимо, по усмотрению конечно. Может, моя рецензия в другой раз подскажет какой-нибудь маленький верный шажок, а на "разбираемое" стихотворение не покушаюсь. Желаю творческих удач. Искренне Ваш, Флорентин. Флорентин Тригодин 02.07.2017 21:39 Заявить о нарушении
Спасибо большое, Флорентин, за рецензию! Я очень ценю такие разборы и подсказки. В будущем буду стараться учитывать смысловое созвучие рифм. Для меня это будет сложно, но буду стараться. Я не профи, филологического образования у меня нет, и это чувствуется. Так получилось, что когда я мало знала о стихосложении, то больше писала. Сейчас часто мои порывы что-то написать упираются в осознание того, что это не правильно, сильно просто или просто с ошибками. Пишу сейчас редко, видимо, так надо. Еще раз спасибо!
С уважением, Татьяна Павара 03.07.2017 15:09 Заявить о нарушении
Вам большое спасибо, Татьяна! Что восприняли "ровно", без раздражения, а это значит, что у Вас сильные личностные, а значит и творческие, позиции. У меня тоже нет филологического образования (К СЧАСТЬЮ!), а только философское. Почему "к счастью"? Потому что филолог неминуемо пишет правильные "филологические" стихи (как правило), а стихи должны быть "неправильные", свободные, спонтанные и т.д.
Знание о стихах, о сути поэзии, о "технике" стихосложения - это почерпнётся в конце концов, а вот желание, искреннее чувство, просящееся в строку - это разово и неповторимо. Поэтому (и это не только моё мнение) записывать надо всё, с ошибками, с неправильностями; после Вы легко устраните свои торопливые описки, и зерно стиха заблестит... Всё это - не только моё (менторское), всё почерпнуто из дискуссий поэтов и критиков за последние десятилетия. Поэтому не посчитайте назойливым. Между прочим некоторые "молодые" стихи Пушкина увидели свет много позже времени их написания после десятикратных и двадцатикратных правок. А мы воспринимаем их как моментальные "всплески" гения. А Лермонтов вообще мучился до семнадцати, стихи не получались, потом нашел свой стиль. Короче, муки творчества. Но оглядываться на некие правила, испытывать "страх" - это для стихотворчества противоестественно. Получилось долго, потому что тоже учусь, учусь. Успехов Вам! Флорентин Тригодин 03.07.2017 17:53 Заявить о нарушении
Спасибо еще раз! Мне уже советовали всегда держать ручку и бумагу под рукой, т.к. строки ускользают, если не запишешь, да и чувства угасают, а потом не хочется их "вымучивать" Так и буду делать. Удачи и творческих успехов!
Татьяна Павара 04.07.2017 10:18 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |