Рецензия на «дрожки» (Ирма Гендернис)
впервые столкнулся: "Ваша рецензия слишком длинная (более 10 000 символов). Напишите более короткую рецензию." поэтому делю на 3 части: "рецензия" (общее про подборку), и 2 "замечания" (где про каждый стих подборки). мой рейтинг стихов этой подборки: лучшие 10: 1. группа захвата 2. откупившись задарма 3. легли валетом 4. не утечка эха 5. в погребах невинных 6. когда-нибудь по шейку 7. по приборам смотришь 8. уходить под воду 9. у широты и долготы 10. нерестилище чудовищ не лучшие 10) : 11. зрящий в корень 12. где ни брат 13. в оркестровую яму 14. силы покинутые на износ 15. под заказанную дорогу 16. опорно-двигательных мест 17. пальцем по пыли 18. сто лет в обед 19. над уколовшим 20. кто стоит в изголовье 7 совсем не по мне.. : 21. по приказу или 22. время обкатывает авто 23. укрепление бескожно 24. восемнадцатым хреном 25. как бормотухи мутный пузырёк 26. на хлебе или на воде 27. закрепившееся в голосе далее - в первоначальной последовательности подборки - каждый стих, чтобы/и о нём немного: Сергей Павлов-Павлов 26.05.2017 21:16 Заявить о нарушении
##
под заказанную дорогу разлохмаченную гармонь кровь играет тобой в пирогу на воде по которой огонь с нефтяной недалёкой вышки расстилается не стоймя а по кругу сверхновой вспышки оплавляя ничьи края ----- RE: 1-2 строки подозревают песенную стилизацию, и они хорошие.. 2 последние - тоже; смыслово. все остальные (3-6) - плохо. а так - стих хорош.. (мог бы) ## по приборам смотришь: течёт болит неупиваема и сия чаша горечь напитка претит кольцами сворачивается змея перед тем как выбросить этот яд перед тем как придёт не свой черёд на себе остановит взгляд пропустит вперёд ----- RE: "сия" - хорошо, потому что и "сия", и "сияюща" "чудится в слове контекстном"), а если слово не однозначно и чудится то оно от слова чудо. "горечь напитка претит" - самая плохая строка в стихе. очевидна, проста. уже "напитку" было бы лучше. смысл стиха сложен - целиком зависит от читающего, но не написавшего; и это делает его неоценимым). ## откупившись задарма ценник или жизнь сама отрывается нашлёпкой археолог над раскопкой чахнет мужнина жена смерть с подарочной коробкой где ни фантиков ни дна ----- RE: отлично. но всё же - не премину найти "самое мне не то": "чахнет мужнина жена". ## уходить под воду как по воду феминистке в сквозной парандже коромысло прибито к ободу на немыслимом этаже в марианской окопной впадине ведра бьются о тыл врага и спекается звон на ссадине как вольфрамовая дуга ----- RE: худшая строка: "феминистке в сквозной парандже" смыслы мне туманны.. безнадежно спрятаться, но всё же пропустить удар.. (красивый) слишком сложный мне стих. ## легли валетом а встали одной колодой: в братской могиле - каждому по подъёмной силе по правилу рычага по свободной от падения в бездну энергии неуёмной от единого-неделимого кому карты в руки не даются - веером или стопкой - до принятия воинской присяги и крестной муки на миру у мёртвых и там, за скобкой ----- RE: уже писал: технически - чрезвычайная концентрация слова, оттого много смысла. ключевые мне строки - 4я и 8я. стих хорош.. мысли не все близки и понятны, ну так тем и хорош - тоже.. ## опорно-двигательных мест и мест живых не понарошку нет лишь расходится окрест наждачным кругом под обложку неуболимое ничьё само себе двужалый шершень точу ножи беру старьё вращаю стержень ----- RE: почти хорошо. плохо что: стих-жалоба - большей частью, что простит его. впрочем, он и без этого акцента простой. и есть слово, имхо - не то: "беру". ## силы покинутые на износ тело расшатывают порожним душу подставив под ливень-вопрос между траншеей и знаком дорожным но на опомнившегося не вдруг голос слетает некровельной жести масти не той - и уходит из рук грузом не двести ----- RE: на первый взгляд показалось "плохо", но сменил "ритмику и угол чтения" и мне стало лучше) и всё же: показалось что многовато "чуток-патетики" (особенно - "душу под ливень-вопрос") и что последняя строка несёт отпечаточек избитости. ## где ни брат по разуму ни подельщик ни за левым плечом кино-дублёр фальшивоответчик и беспредельщик голос-минёр поле магнитное для учений силы тяжести - для свобод падения мимо воронок и мимо цели: себе в испод ----- RE: сложный мне для понимания стих. первые 2 строки кажутся ни при чём, далее - мне проще). но общее впечатление: ты опередила время в котором мы живём - мы ещё так не понимаем. гротескной лаконикой: гений из будущего - нам аутист.... (я и про стиховыражение мысли, и даже про саму) ## зрящий в корень видит древо: разветвляющее слева сеть на пойманное с маху - на себе порвав рубаху сердце с каменным уловом в паре с духом нездоровым ангел бездны абаддон в землю вкопан за кордон судьбоносный ариэль мчит но твой амалиэль при тебе в души разломе никого-то больше кроме ----- RE: немного резануло "множество духов и имен ангелов подряд". это ведь не гайавата), стих короток, имена заслоняют собою его территорию. технически - стих прекрасен. уровень сложности, и при этом - понимаемости, нормально высок), и гармоничен ей. любо. ## время обкатывает авто трасса с двенадцати до шести сложены дворники но зато выпущены шасси каждым ходикам - по крылу с курантами и москвой тихо окапывайся в тылу под часами не стой ----- RE: стих мне совершенно пуст. м.б. ты заложила что-то, своё, но никому оно более не видно. ## сто лет в обед и тыщу к той вечере с потухшим факелом в пещере с огнём вовеки недобытым не благодатным нам но ядовитым по всем щелям под каждой половицей (должок!) скребущий коготок и тьма египетская храмовая жрица нетопырей и мумии чертог ----- RE: повторюсь: стих мне совершенно пуст. но чуть поправлюсь: менее пуст чем "время обкатывает авто", ибо здесь есть смутные догадки человека "о тщетности, одиночестве, утрате надежд, и об угрызении собою, не ставшим". и уж конечно, этот стих лучше чем "или там где орёл-невеличка" (удалённый), ибо "не мелок, хотя и пуст". ## на хлебе или на воде не спрашивай на чём и как столы накрытые нигде как самобранки на верстак какую пулю на отлёт и на раздрай снаряд нам похоронка перешлёт сто душ назад ----- RE: просто плохо. и последние две не спасают. ## укрепление бескожно еле зримое престижно выйди вон если возможно но останься неподвижно сердце с гласной перемычкой на согласных в нервных ранах с тем что мечется на спичках - как ни странно ----- RE: впечатление что стих писался словами, но не мыслью. "мысль не родила слово, случился.." игры гласных-согласных и четырёх "жно". не более. а ведь она точно была беременна.. (недоосязала)) ## как бормотухи мутный пузырёк (и ты налёг) душа: взболтай остаток (приберёг) опохмелившись на себя чутьём и падая себе в проём так и живём ----- RE: пусто. чутьё с проёмом не спасли. Сергей Павлов-Павлов 26.05.2017 21:16 Заявить о нарушении
##
у широты и долготы подшёрстком ледяным там где столбы не соляны не спущены плоты опорным пунктом и ковшом височный котлован черпая - душу на потом откладывая под щелбан не стой у стрелки на путях (ату меня, ату вторым дыханием взатяг в кавычку на лету) ----- RE: вот стих, где, прости, просится техническая корректура: мне показалось, что первая и последняя строки его могли бы быть и укорочены: "у долготы" и "что на лету". это убрало бы однообразие ритма и придало бы эффект "стиха, как случайного обрывка". стих сложный и красивый. последние 2 строки не очень, они более "придуманно-красивостны". ## восемнадцатым хреном без соли заедая себя на привале жди не веления крови - сцепки на перевале когда карабин в разломе на высоте порога боли и жизнь не в зоне счастливого эпилога ----- RE: просто, и просто плохо. особенно первые 2. простецкие последние 2. патетичные 3 и 4. ноль. ## не утечка эха за тридевятое немоги - пояс верности распоясанный по полюсам расходящийся голос на сходящиеся круги расходящийся голос на сходящиеся круги наложился калькой по выданным адресам и вечерней лошадью услана астральная бандероль (память делает мне сибирь и растекается резаному повдоль в кровь-урал разбивая бивни) ----- RE: повтор здесь - очень) "сибирь и" и "бивни" - а) известный приём б) микроном искусственный в) но мне тоже нравится) про идею: "вечерней лошадью" послать нечто - те же 3 пункта скажу. и про память-сибирь мог бы сказать то же, но не встречал совершенных аналогов; уникально и сильно. хороший стих.. (не могу судить объективно); но у тебя есть и много лучше. ## по приказу или по доброй воле сняты с места отправлены кто куда в разные стороны силы боли вилами в голые провода ворошить стожок на подкожном сале пригорая в капсуле "я не я" лёгких путей от себя не искали ищущие себя ----- RE: последние 2 строки - чистая патетика. а вообще - стих мне не нравится. опять пуст. и снова: "капсула" не спасает. ## кто стоит в изголовье на самой меже невесом как часовня с кукушкой - у безвременья в хвойном его шалаше у беспамятства ком под подушкой но на линзу стекает как света ручей выжигая подкожные руны: никому не свояк по природе вещей на лыжне семиструнной ----- RE: излишне красив, особенно тезаурусом: руны, безвременье, изголовье, часовня, семиструнной, подкожные, ... и непростота строк не нарисовала ими сложность мысли. это в лучшем случае придуманная эмо-зарисовка момента, но не стих. ## в погребах невинных, с роду что ни пьян то в стельку-дранку голос: вслушаться в породу горную, смолчать чеканку на волне без амплитуды в медногории у шахты отбыл к эху на этюды прямо с вахты ----- RE: удивительно, но даже в таком коротком можно написать 3-4 лишних строки: "что ни пьян то в стельку-дранку" "в медногории у шахты" "прямо с вахты" и даже "в погребах невинных, с роду" - эти 3-4 просто отнимают место у того что не получилось появиться.. и ведь другая половина строк - супер, просто супер. ## когда-нибудь по шейку и с головкой укроет сказку на ночь нам не велено но сна с блестящей окантовкой отсыплет видимо-невидимо и длин размотанных немерено и ткани (всё бесплотной) на отрез особым подотделом мчс воздастся по делишкам и по думкам и почта что разложена по сумкам дойдёт надеждой на авось как повелось ----- RE: если кто скажет что у всех рифм есть пара, а у "невидимо" - нет, я пристрелю его со словами: "есть. видимо.")). в т.ч. и благодаря этой невидимой рифме) эта почти-стилизация что-то очень хорошее вызывает. написано мягко, но ирменно хорошо. и правда ведь - как на ночь.. "укроет сказку на ночь нам не велено" - лучшая строка, превосходная. и концовка хорошая. много чего хорошего. ## нерестилище чудовищ воды тихие в бегах отворяй ларец сокровищ на своих двоих ногах запасными костылями расплатившийся за вплыв благо небо с вензелями не ушло в отрыв ----- RE: "на своих двоих ногах" - а вот прицеплюсь: - а можно не на своих?.. а можно не на двоих?.. строка кажется лишней в стихе несмотря на то что первая половина его опять чудится стилизацией. и вообще, идея неба в отрыве и вод в бегах это слишком мало для стиха. красиво, но мало. ## ...в оркестровую яму смычков и колков в бабий яр кровосмеси этой музыки стреляной с пару шагов на спаси и воскресни замешавшей себя до того дрожжево что на соде и пепле не спохватишься вымесить после всего нот воздушные петли... ----- RE: очень чёткая классическая конструкция. кристаллическая решётка. смыслы стиха безусловны, и даже как бы "не совсем понятны"), но.. не моё. "этой музыки стреляной с пару шагов" - не с пары?.. честно говоря, мне "с пару" даже лучше, бывает) ## группа захвата вышедшего один на один из себя самое из своих лубяных глубин с одним из тех кто остался в тебе не выпер взял огонь на себя (переходящий вымпел) группа поддержки тех кто вовне, смыкаясь плотным кольцом жаля и пресмыкаясь душат и давят костно дробя в мучную пыль и беспылье - скопищем и вручную группа риска группа продлённых суток группа идущих маршем, следящих за всем из маршруток цирковая труппа стихоремесленный цех завода и живая вода из местного водопровода... ----- RE: блестяще. лучшее в подборке. но: "цирковая труппа стихоремесленный цех завода" - ни к чему, показалось. выпадает ненужностью. приколись над вариантом: "..., следяще за всем из маршруток цирковая труппа, одноразовый труп без завода") ## пальцем по пыли кровью по дёснам выводила кривая римски арабски тех что сидели уже на вёслах катамараны сколачивали по-братски - из лесного массива в иные кущи где на входе-выходе пустоту с вещами караулит таможня "счастливый случай" с вещмешком со сменкою за плечами... ----- RE: почти плохо. 2 строки с пустотой и случаем - хорошие, остальные - нет. и зачем эта описаловка: "с вещмешком со сменкою", когда можно было более концентрированно/нонсенсно.. "из лесного массива в иные кущи" - к чему?.... ## над уколовшим и околевшим раньше данного слова и овдовевшим не сиротливо (речь, счастливо) и под уколом невдовым спиртом на ватке отслоись на моей сетчатке развяжи пятнашки дай оступиться самой без подножки ----- RE: не понимаю. ищу: что здесь ?.. что здесь "не дневникового"?.. не нахожу. ## закрепившееся в голосе хордово бесхребетно можно сказать коллоидно даже дрожит студенисто опрокидывается из посуды от тепла разжижается надо держать в холоде но от этого теряешь голос ----- RE: ещё один стих не по мне, вообще. Сергей Павлов-Павлов 26.05.2017 21:17 Заявить о нарушении
когда я наедине с собой \в письме\ я никогда не жду понимания извне
всегда не оч понятно зачем читатель пытается надеть на автора свои очки \особенно когда зрение у него, читателя, -20\ я не азбука чтобы читать меня по буквам на а. ты обижаешься а ведь она права: ты буквоед... ... теперь по текстам: "под заказанную дорогу..." - "подозреваю песенную стилизацию" не помню такой песни. честно "опорно-двигательных мест..." - "стих-жалоба" жалоба самой себе что ли? я наедине с собой. рядом никого "точу ножи! старьё беру!" - это же с улицы. я-то причём? "время обкатывает авто..." - "стих мне совершенно пуст" ну конечно. это же не о тебе один из моск издателей сказал: "это стихи не для москвы" \горжусь бля ) \ \помнишь наш разговор?..\ насчёт "пару шагов" - с "пары" конечно \оговорилась я, бессонница\ "сто лет в обед..." ты вообще не понял т.е. напрочь \как и удалённый из подборки\ "укрепление бескожно..." - не понял в квадрате как и все остальные и что значит "не по мне"? как ч у ж о е может быть впору?? ... Ирма Гендернис 27.05.2017 12:13 Заявить о нарушении
о зрении и об очках.
читатель не надевает автора, а смотрит, и говорит что видит. да, в своих очках. дело вовсе не в диоптриях, а в ином взгляде. ---из переписки: диоптрии зависят исключительно от слепого (а человек слеп - всегда), и даже назвал бы это не диоптриями а преломляющими/искажающими очками. каждый искажает под себя, но какому исковерканному взгляду больше верить?.. из-под "розовых-на-тебя-очков", когда всё туманно (что аналог для поразительно/удивительно/пронзительно и иже), или взгляду, который пусть и ошибочен кажется во многом, но пытается дать объективную конкретику состава преступления поэта: почему одни стихи вовсе не кристаллы, а другие - да, и даже просто - различает их. --- если считать, что "в стихах нет мелочей [а их нет!] - это буквоедство", - то да, я буквоед. я и а. писал: "- а я не считаю что в стихах существуют "мелочи"; правда, не считаю. вплоть до заглавности, переноса, разбивки, знака, пробела. для меня всё это - тоже очень важно, как и рифморитмика, тезаурус, стиль, неявность мысли, и т.п." в самом деле - это не буквоедство, а более серьёзное отношение к делу. --- "под заказанную дорогу..." - песенно именно стилистически, но не адресно к какой-либо песне. --- выражение "не по мне" - да, крайне неудачно. просто пытался смягчить частое употребление слова "пусто". --- ещё раз перечитал. "время обкатывает авто" - да. не понял сразу. красиво нае.. обманула) но есть шанс что я просто придумал в нём новое для себя.. "сто лет в обед" - нет, считаю что понял, ибо не прочёл иначе, чем написал. (если прочесть иначе, то получается только мельче.) "укрепление бескожно" - нет. по-прежнему мелко, и даже пусто. "закрепившееся в голосе" (удавленный) - нет. максимально корректно: стих непонятен, а честно - ни о чём. --- "не понял в квадрате как и все остальные [стихи]" - ? не уверен, что формулировка корректна. понять - не значит понять авторски, это в принципе невозможно. а вот не понять - возможно только в единственном смысле. но ведь понять по-своему - не значит - не понять. (запутываю)) --- 'это стихи не для москвы'. но издатель тоже неправ, иначе он - с большой п. стихи не делятся на регионы, их ареал всегда единственен - голова читающего. Сергей Павлов-Павлов 27.05.2017 15:26 Заявить о нарушении
"из переписки" - с этим да, согласна
а "пусто\не пусто" и тп разборы - я не фехтую... ... Ирма Гендернис 27.05.2017 22:33 Заявить о нарушении
зы: хотя почему именно твой взгляд - объективен, а?
погугли список критич статей жени: она что, по-твоему, чел с улицы? ... ладно взлохматил - и на том спасибо ... Ирма Гендернис 27.05.2017 22:45 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |