Рецензия на «Рецензии участников конкурса Что ты мне подаришь,» (Миртовая Ветвь)

Александр Савостьянов
"Летний АкроТелеСтих"
http://www.stihi.ru/2013/07/25/4811
.
Итак.
Перефразируя в обратную сторону "Простоквашино":
"Этого кота (автора) я не впервые вижу, а наоборот, давно знаю!"
Но процессы эволюции работают везде, и в стихосложении, в том числе.
А именно, от простого к сложному. Речь идёт, конечно, о самой форме АкроТеле стиха.
Попробую определить два подхода использования комбинаторного стихосложения.
Первый - это чистая комбинаторика, иначе "Занимательное стихосложение".
Как тренировка ума, словарного запаса, способности выходить из сложных фонетических
и ритмических ситуаций при написании обычной лирики.
Нечто сродни не совсем приятным, но необходимым "гаммам" стихосложения.
По общему мнению, "художественного значения" не представляет, что, впрочем,
не мешает "ловить свой кайф" комбинаторам великим и начинающим.
Второй - это использование только элементов комбинаторики, фрагментарно, но
закономерно. Иногда авторы сами даже не подозревают, ЧТО используют.
Внутреннюю рифму, метаграмму, расширенную рифму, элементы анаграммной перестановки и так дальше.
.
В идеале, конечно, намеренное такое использование для усиления общего благозвучия,
а стало быть усиления воздействия на потенциального читателя.
Но вернёмся к нашему "Барбарису".
Вообще, АКРО изначально предполагало только адресное посвящение, чаще всего
по имени, фамилии. Но со временем жанр развивался и трансформировался в сторону
усложнения. Стали появляться Акро, Теле, Мезо стихи, различные диагонали,
акроквадраты, двакро, и многое другое...
В классическом Акро - словосочетания и даже целые фразы, предложения.
Чётко сформулированных правил не существует, однако по негласным - в самом теле
Акро или Теле стиха должен отображаться смысл "зашифрованного" слова или фразы,
причём желательно, чтобы сами слова в стихе не упоминались.
Хороша задачка, правда?
В качестве фонетического благозвучия ни Акро, ни тем более Теле, Мезо, практически,
ничего не даёт. Запишем "Барбарис" обычно:
.
Было дело -- лоб ушиб,
а дорога так виляла --
рад, что выжил, до сих пор:
берег -- крут, реки изгиб,
а шашлык поверх мангала,
ритмов явный перебор...
И луга вокруг цвели.
Соловья волшебный голос.
И кружились журавли,
солнце грело спелый колос.
Пели песнь про узость троп,
ели - пили... на пределе.
Петя ляпнул: "Хоть потоп,
если дух в здоровом теле!"
Лихо мы месили ил
и на спиннинг щук ловили!
... Ливень с градом всех прибил.
Игорь рявкнул: "Всё... приплыли... "
.
Мы имеем качественную природно-пейзажную юмореску, дай почитать её любому непосвящённому,
он ни за что не заметит никаких "зашифрованных" словосочетаний.
Но так ведь и не "споткнётся" ни разу - что и требовалось доказать.
А всё оттого, что всё выдержано в классическом четырёхстопном хорее, на приемлемых
точных рифмах, со связной логически выстроенной версификацией.
Отсюда и 60 положительных отзывов на страничке автора (в том числе и вашего покорного слуги).
Но всё это автор прекрасно знает, нужно и что-то новое ему сказать?
.
Ну что ж, давайте попробуем примерить сюда это "негласное правило".
Что мы имеем в "исходнике?"
"Барбарис испепелили б"
Основная сложность Теле заключена в различности концевых фонем, с последующим
подбором качественных рифм при сохранении внятного смысла.
Те, кто хотя бы раз пытался Теле написать, хорошо об этом знают.
Ох, не случайно возникло это "ПЕПЕ" "ЛИЛИ" - идеальный фонетический перекрест,
не оттого ли многие отметили именно финальные две строфы этого стихотворения?
Хотя, и начало по концевой раскладке не менее благозвучно: БАР БАР ИСИС
Честно говоря, может сложиться впечатление, что такая фраза была подобрана специально,
только попробуй такое ещё подбери.
Но что имеем, то имеем.
Однако, лично я не представляю себе кем-то или чем-то испепелённый Барбарис,
в качестве дерева, огромного кустарника, в определённом связном контексте.
Религиозной составляющей я не нашёл, разве что в качестве "живой изгороди",
но с очень скрытой философией. Так что выбор фразы, считаю имеет определяющее
значение. Например, авторский палиндром, вот уж, где всегда будет ЧТО объяснить.
Впрочем, это уже совсем другая история.
А эта закончилась благополучно и благозвучно ко всеобщему удовлетворению.
С уважением, Олег.

Гольгертс   04.07.2016 00:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Олег! ПРИНЯТО!

Миртовая Ветвь   04.07.2016 07:46   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Миртовая Ветвь
Перейти к списку рецензий, написанных автором Гольгертс
Перейти к списку рецензий по разделу за 03.07.2016