Рецензия на «Бедный графоман! Адела Василой» (Избушка На Седьмом Небе)

Адела, привет!
Некоторое время, по прочтении, колебался: одобрить вашу работу молчаливо или что-то написать о ней? В самом деле, статья умная, дельная, для многих – полезная в плане дальнейшего совершенствования. Поэтому позволю себе остановиться только на двух частностях.
Первая.
«Итак, Стихира – это виртуальное пространство, своего рода клуб по интересам, где любой, увлекающийся поэзией человек может найти благоприятную среду для развития своего стихотворческого потенциала, если таковой у него имеется. Даже если этот потенциал у него совсем невелик. Технической стороне этого дела не так уж трудно научиться, при средних способностях, было бы желание. Но может оказаться при этом, что его потенциал гораздо больше, чем предполагал он сам».
Вторая.
«Как существо социальное, человек избегает порицания окружающих, которые вызывают в нём негативные чувства, и жаждет поощрения. От вкусного лакомства, ласки и похвалы в детстве - до комплиментов и восторгов окружающих, всевозможных призов и признания в зрелом возрасте... всё это работает на дело развития таланта и его полнейшее раскрытие. Но... как и в любом другом деле, важно не переборщить».
.
Если Стихира – вечерний клуб, куда можно забежать после работы - перекинуться стишком или комплиментом, то это не место для поэтического «гамбургского счёта» или иной оценки «стихотворческого потенциала». Остаётся требовательному к себе поэту только вспомнить Пушкина, например, это:
«Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца».
И задаться вопросом героя Грибоедова: «А судьи кто?!»
Ведь коллеги, читающие «про что написано?» и не обращающие внимания на то «как написано?», способствовать росту «стихотворческого потенциала» не могут. Мне редко (несколько раз) счастливилось попадать в требовательные руки мастера. Надо ли говорить, что эти уроки по ценности невозможно сравнивать с комплиментарными диалогами кукушки и петуха.
Адресую эти маленькие замечания только Вам, Адела, не потому, что нечего добавить, а потому что авторское техническое мастерство стихотворчества, его словарный запас, богатство сюжетных выдумок, озабоченность: сегодня писать лучше, чем вчера, – не предмет беспокойства большинства «графоманов». Кстати, мне нравится Ваша трактовка этого понятия.
С симпатией
Сергей

Сергей Таллако   15.04.2016 09:14     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей! С Пушкиным я согласна, безусловно, да и с Вами тоже. :)) Разумеется, сплошные комплименты не способствуют росту мастерства в любом деле, но сплошная критика тоже может обескуражить и уничтожить ростки творчества. Поэтому и нужно придерживаться золотой середины - критикуя, не забывать отмечать и хорошие черты, в качестве поощрения. На этой странице, кстати, я и мои помощницы устраиваем конкурсы, на которых принимаем стихи только после основательной доработки, при это не только критикуем авторов, но и помогаем советом. И наш метод уже дал плоды - достаточно почитать "лучшие стихи" любого конкурса, чтобы убедиться в достаточно высоком уровне наших авторов, и таких становится всё больше. Что касается "развлекательности" (клуба), то она, конечно, тоже имеет место быть - вряд ли скушные "мероприятия" привлекут авторов, да и учиться легче всего играючи, в доброжелательной весёлой обстановке... педагогика давно усвоила эту истину, и она пригодна не только для обучения детей - в не меньшей мере она годится и для творческого роста взрослых. Мне не хотелось бы, чтобы "Избушка" превратилась в скушный "класс" строгой и чопорной "училки", не понимающей юмор и озабоченной единственно соблюдением правил и подавлением личности учащихся, во имя "принципа".
То, что сказал Пушкин - это высокий принцип, но это, так сказать, в идеале. Как правило, люди всегда стремятся сочетать приятное с полезным, и в этом нет ничего плохого. И результаты, как правило, гораздо выше, когда люди занимаются любимым делом весело и с удовольствием.
Что касается "судьи кто?", то могу сказать, что вначале у нас была коллегия судей, которых я сама выбрала по качеству их стихов и глубоким познаниям в стихосложении. То есть - по квалификации. Но конкурсов у нас много, а судьи - занятые люди, у каждого есть и свои дела... поэтому мы от такого судейства отказались. Но к тому времени мы сами кое-чему научились, и наши авторы - тоже. Кроме того, конкурсы у нас - анонимные, и судить, не чувствуя себя "привязанным" к тому или иному имени и неудобства от того, что придётся кому-то "отказать", гораздо легче... Люди чувствуют себя свободными и раскрепощёнными, и судят по совести, при этом никто не имеет претензий ни к кому. А отличать хорошее и очень хорошее от посредственного им теперь гораздо легче, чем раньше... во-всяком случае, я давно не припомню такого случая, чтобы хорошее стихотворение не оценили по достоинству. И я всё время твержу своим авторам, что для детей надо писать также, как для взрослых, только лучше... по примеру классика. Думаю, они теперь думают также и очень стараются. :))
И не зря я поставила здесь эту статью. Тут есть и другие полезные тексты, в разделе "Школа детского писателя", в том числе "Десять заповедей" Чуковского.
С теплом и симпатией, Адела

Избушка На Седьмом Небе   15.04.2016 17:48   Заявить о нарушении
Благодарю, Адела, за обширный ответ (страсть, как люблю длинные письма читать!!!). Мне два учебных года повезло отзаниматься «студентом-дедушкой» в американском колледже вместе с другими неофитами – «малолетками» (от 30-ти до 60-ти лет) в американской жизни. Все учились банальному разговорному американскому языку (именно говорить я не умел, попав в Штаты достаточно случайно). Я быстро понял, что преподавательницам надо всячески помогать, создавая весёлую атмосферу доброжелательной шутки и юмористического отношения к ситуации, в которой оказались около двадцати корейцев, гватемальцев, мексиканцев, персов и представителей разных народов: все не знают английского/американского языка, а учителя не знают языка учеников! Латиноамериканцы из разных стран могли ещё переговариваться по-испански, а азиатам и русскому было очень трудно. Однако состоялось чудо – заговорили! Плохо было с дикцией, но заговорили. Вернувшись в Москву, я с удовольствием подтверждаю: учиться надо весело, в игровом стиле. Молодость возвращается!
Сергей

Сергей Таллако   15.04.2016 19:11   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Избушка На Седьмом Небе
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергей Таллако
Перейти к списку рецензий по разделу за 13.04.2016