Рецензия на «Дом детства» (Татьяна Ненахова)

ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ

Эта тема неинтересна только космополитам. В России и в Украине, в Грузии и в Англии, в Китае и в Мексике можно найти доказательства живущим в народе убеждениям в том, что везде хорошо, а дома - лучше. Англичане говорят: "A birthplace determines a walk of life" (место рождения определяет ход жизни), или так: "East or west, home is best" (кто на восток, кто на запад, а дома лучше всего).

Когда я читал это стихотворение Татьяны Ненаховой, я прежде всего обращал внимание не на детали, не на объекты, а на ощущения. Мне в мои нынешние 78 вспомнились те счастливые минуты счастья, когда я, 10-летний мальчишка, проснувшись утром, выходил босиком в огород, шел между грядок к рядам цветущего картофельного участка, подходил к растущим в междурядьях огромным бело-фиолетовым макам, любовался лепестками соцветий, покрытыми росинками, любовался золотым брюшком пчелы, сидящей в цветке под нежаркими лучами утреннего солнца, и всем своим существом ощущал движения соков в растениях, вдыхал аромат огорода, бережно гладил разноцветные соцветия портулака и левкоев, а в конце огорода, под вишнями никак не мог надышаться божественным запахом матиол, как называют на Полтавщине ночные фиалки.

Столько лет прошло, а образ родного дома всегда вызывает неповторимое ощущение того умиротворенного состояния, которое даёт человеку СВОЁ МЕСТО. В разных странах мне нравились отдельные уголки, где хотелось оставаться долго. И в Болгарии, и в Индии, в Шри Ланке, и в Германии, но нигде не хотелось остаться навсегда. Отовсюду возвращение в мою родную Украину вызывало облегчение. Поэтому я бы рекомендовал людям, планирующим эмиграцию, во избежание ностальгии в будущем, как говорится, примерить на себя другое место, недели на три, и прислушаться к своей душе, спросить себя: готов ли я НАВСЕГДА лишиться своего МЕСТА?..

Дом, приютивший лирическую героиню стиха, с точки зрения архитектурного искусства, очевидно, не имел эстетической ценности. Увы, в бывшем СССР, особенно в послевоенный период, нам приходилось "не раскатывать губу" на пентхаузы и особняки, довольствоваться малым, радоваться хрущевкам, понимать и принимать необходимость борьбы с "архитектурными излишествами". Потому, не будучи избалованными подлинной эстетикой и знаниями архитектурных стилей, мы научились радоваться и тому, что имели:

Промышленный модерн начала века,
"Нарезанный" под частное жильё
И распихавший семьи по сусекам -
Далёкое сокровище моё.

Вот почему прелесть нашего мировосприятия далеко не всегда понятна иностранцам - к СВОЕМУ МЕСТУ надо прирасти с детства, привыкнув к нему, как молдаване к мамалыге, как итальянцы к макаронам, как украинцы к борщу.

Когда-то я читал воспоминания одного бельгийца о путешествиях по разным странам. Он пишет, с каким интересом в первые три дня бельгийские туристы бродили по чужому им городу, рассматривали дома, смаковали блюда местной кухни, посещали музеи и галлереи, слушали оперу. Но вскоре энтузиазма поубавилось, а в их разговорах всё чаще упоминались картофельные фриты и бельгийское пиво. То же самое можно сказать о туристической группе киевлян в Индии, где через неделю мы всё чаще и чаще вспоминали украинский борщ с настоящей украинской паляницей.

Но не одними лишь гастрономическими признаками характеризуется СВОЁ МЕСТО. Когда человеку по душе интерьеры "Московского дворика" Поленова, когда поэт воспринимает свой дом, как "дредноут в окружении сараев и зарослей дурмана с лебедой", можно с уверенностью сказать о таких индивидуумах: genius loci - гений места. Как писал Петр Вайль, связь человека с местом его обитания - загадочна, но очевидна.Ведает ею гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой.

Меняются места нашего былого обитания. Меняемся и мы. Меняется и наше восприятие того, что было частью нашего Я...

Но если даже тот, былой образ нашего МЕСТА потускнел, мы его воссоздаём в душе и греемся возле гаснущего костра.

Воссоздавать эти милые образы былого нам помогают такие самобытные, талантливые, глубокие поэты, как Татьяна Ненахова.


Олег Кравченко 38   20.03.2016 15:33     Заявить о нарушении
Большое спасибо вам за настоящий литературный очерк! Мы с вами совпадаем в ощущениях.
С признательностью.

Татьяна Ненахова   20.03.2016 19:31   Заявить о нарушении
Приятное совпадение!.. Всего Вам доброго, крепкого здоровья, активного долголетия, новых творческих находок!

Олег Кравченко 38   20.03.2016 19:56   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Татьяна Ненахова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Олег Кравченко 38
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.03.2016