Рецензия на «Лёнька» (Альберт Эм)

Альберт, добрый день!

Надеюсь, Вы не будете против, если я предприму попытку порассуждать об этом стихотворении. Совершенно очевидно, что предметом рассмотрения здесь является не что иное, но страсть. То есть бесконечная личная заинтересованность субъекта в чём-то, что становится телеологическим центром и подчиняет себе все прочие элементы его единичного существования. Что ж, это само по себе уже неплохая предпосылка для того, чтобы запустить маятник стиха и заставить его колебаться по определённым законам. Героя, как я понял, зовут Лёнька. Признаться, для самого меня страсть, описанная в Вашем произведении, представляется величиной загадочной, поскольку она сокрыта от глаз, а значит, и линейное движение рецензента по тексту обещает быть непредсказуемым. Ей-богу, я понятия не имею, чем вся эта затея закончится, но тем не менее убеждён, что любой стих стоит того, чтобы о нём честно поговорили. Вот первая строфа:

…ворча под нос чего-то невпопад,
любовно обрабатывал детали,
кому-то интересен был едва ли,
но строил, строил, строил аппарат
из ничего — колесики, спирали…

Что мы из неё узнаём? По сути, это экспозиция, переносящая читателя в некий поэтический эпицентр, где в дальнейшем и должны развернуться всё события. Речь с самого начала, как я понял, идёт о Лёньке. Первая строка для меня символизирует отрешённость ЛГ, в какой-то степени даже рассеянность, но рассеянность лишь в том, что не касается объекта его страсти, который, кстати, за все двадцать пять строк был назван своим именем лишь единожды. И имя это – «аппарат». Замечание третьей строки «кому-то интересен был едва ли» свидетельствует лишь о достаточно камерном характере увлечения нашего героя. Троекратное повторение глагола «строил» подразумевает, скорее всего, растянутость процесса во времени. Если подытожить, то под занавес первой строфы я, как читатель, сумел лишь постичь, что Лёнька одержим и что сферой его одержимости является некое аппаратное конструирование. В принципе, для начала вполне достаточно. Переходим к следующей строфе.

закончил,
посмотрел – соседи спят,
проверил, как фурычит пи-продуктор,
небрежно выбрал время наугад,
и человека –
не было как будто!

Здесь изображена уже как бы развязка. Ничего не попишешь, но такова композиция. Дело сделано. Время суток, судя по спящим соседям, ночь. Эпитет «фурычит» даёт представление о лексических предпочтениях, причём как ЛГ, так и автора. Благо что пятистопный ямб преспокойно всё это терпит. Примерно то же можно сказать о «пи-продукторе». Признаюсь честно, что строка «небрежно выбрал время наугад» кажется мне перегруженной. Потому что, с моей колокольни, оба наречия, «небрежно» и «наугад», несут в данном случае почти одинаковую смысловую нагрузку. Сей факт создаёт эффект смысловой тавтологии. Но это так, к слову. Дальше, по всей вероятности, наш герой просто взял и отчалил в неизвестном направлении. Хотя в строчном исчислении минуло всего лишь сорок процентов стихотворения. Когда я при первом прочтении осознал этот факт, то пребывал в полной уверенности, что следующие шестьдесят процентов будут посвящены рефлективному обобщению и раскрытию некоего, зашитого в стихотворение противоречия. Пожалуйста, простите, Альберт, если я пишу что-то крамольное, но я лишь честно излагаю свои читательские впечатления. Вполне может статься, что эксперт кулибински ориентированных стихов из меня никудышный, поэтому будьте, пожалуйста, снисходительны. Но уверяю, что в любом случае мне очень интересно говорить с Вами об особенностях этого стиха. Это чистая правда. Таким образом, герой, равно как и его аппарат, покинули мизансцену, и дальше мы уже имеем дело исключительно с последствиями описанного происшествия.

соседи посудачили о нем,
отправили родным две телеграммы,
за зеркалом заделали проем,
покрытый слоем странной амальгамы.
откуда? почему? никто не знал.
простые люди просто рассудили:
тихушник, одиночка, маргинал,
чегой-то Ленька, видимо, взорвал,
а светится – от плесени и пыли…

С точки зрения соотнесения с идеей, эта строфа, на мой взгляд, самая блеклая. И события, фигурирующие в ней, лишены объёма и значения. Когда говорю «значения», имею в виду связь с генеральной линией стихотворения. А тут имеем скучные девять строк сумбурной фактологии. В конце своей рецензии я постараюсь объяснить, почему так считаю. Но покамест рано, поскольку впереди ещё одна строфа. Отсюда же я вынес, что так, мол, и так, что окружающие, как это обычно бывает, не прониклись Лёнькиными высокими намерениями и что имуществу был нанесёт какой-никакой, но ущерб. И вот финал:

а в это время,
может, сквозь кристалл –
неясным светом полнилась мансарда –
в грядущее из прошлого взирал
с улыбкой
одинокий Леонардо.

По всей вероятности, последняя строфа и в особенности упомянутый в ней великий флорентиец были призваны послужить оправданием тому, что натворил в дебюте сам ЛГ. Причём улыбка Леонардо, по задумке, это своего рода джек-пот, обеспечивающий Лёньке путёвку в вечность. Что ж, может быть, и правдоподобно. Однако разве страсть, увлечённость, направленная – осознанно – на конкретный объект, разве она не служит достаточным обоснованием для получения той же путёвки? Разве она, уходящая другим своим концом в бесконечность, является величиной меньшей, чем пресловутая слава в веках, зашитая в одобрительной улыбке Леонардо? Мне кажется, Альберт, что это стихотворение потому и получилось почти лишённым пафоса, что противоречия в нём не были подсвечены должным образом. А ведь любой стих зиждется исключительно на противоречии, или на противоречиях. Без них поэтический текст мёртв. Точно в том же смысле, в каком следует понимать эти слова из Нового Завета: «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям». (Мф 5; 13) Повторяю, страсть здесь единственное, что достойно внимания, и суть противоречия данной фабулы заключена в противопоставлении вышеупомянутой страсти царящей вокруг тривиальности. Но страсти-то я как раз и не имел чести лицезреть. Потому что сперва она была погребена под завалом ничего не значащих подробностей, а затем благополучно прибилась к непререкаемому авторитету Леонардо. Иными словами, движения души-то – в ведь именно там разворачивается настоящая драма – я и не увидел. Как не увидел и самой души ЛГ. В строгом смысле слова, субъект в этом стихотворении попросту погряз в своих предикатах. Положа руку на сердце, скажу, что я бы на его месте вернулся назад и проделал путь с самого начала, подняв на поверхность главное и опустив мало что значащие нюансы. Но, конечно, последнее решение за автором. Ведь главное – чтобы ЛГ был автору небезразличен (любим, ненавистен - всё равно). И чтобы для этого имелись достаточно веские основания. Вот так, Альберт, я всё это вижу.

Пожалуйста, извините, если что-то из сказанного покажется Вам глупостью или несправедливостью. Мои слова суть не более чем частное мнение человека, который не наделён профессорской широтой мышления, но зато в достаточной мере диалектичен. Буду рад, если моя рецензия хоть как-то сможет Вам пригодиться.

С уважением,

Максим Седунов   10.02.2016 18:03     Заявить о нарушении
Ну, конечно, это было интересно и полезно, Максим. Спасибо большое. Не знаю пока, что бы мне захотелось ответить на это завтра, когда развеется некоторое офигение от прочитанного, от такого пристального, такого искушенного и своеобразного внимания, но здесь и сейчас — я решил не откладывать и следовать простым путем — по горячим следам я думаю вот что.
От одной только мысли следовать за Вами, в фарватере, так сказать, Ваших умозаключений и объясняться по порядку, соглашаясь и возражая (в основном, конечно, возражая) по пунктам и абзацам — от одной только перспективы взвалить на себя этот труд, да что там — от одного только плана на эту игру у меня уже грыжа вылезла, так зачем это надо, спрашивается? Поэтому я буду говорить не об этом. Мой пустячок, который придумывался, когда писался — а писался легко и быстро, за присест… ну, не располагает он ни к чему такому, понимаете?
Благодаря Вам, мне кажется, я понял, как можно продать восемьдесят квадратных сантиметров незамысловатого холста незамысловатого художника за восемьдесят миллионов. Правда. Вы мне демонстрируете этот механизм своими рецензиями. Просто достаточно, чтобы кто-то вроде Вас, но из области другого искусства, занимался этим с такой же энергией, с таким же азартом и с такими же искренними заблуждениями по поводу безупречности своего вкуса и незаурядности подвернувшегося художника. Тут очень важно, конечно, искренне заблуждаться и увлекаться художником… И, уж конечно, не самая хорошая мысль пытаться пичкать этого талантливого искусствоведа картинами другого незамысловатого художника, которого он не знает и которым не увлечен… Такие картины он дорого не продаст. Такие картины он продаст дешево. Скорее всего. Воот…
Не знаю, Максим, я почему-то думаю, что не смотря на дотошность, аргументированность и убедительную мощь, раздача Вами плюсов и минусов с действительной ценностью произведений не имеет ничего общего. Это вопрос каких-то внутренних капризов и ветров, которые гуляют у Вас независимо и свободно. Поинтересовался вчера авторами, которых вы рекомендовали — не понравилось. Не мое. Ваше. Почему-то думаю, что Вы могли бы с таким же успехом поменять знак и вытереть ноги об произведение, рецензию на которое я читал днем.
Я пас. Не завербовали, просто был впечатлен — во как можно, оказывается! Но нужно ли?

Спасибо, я повторяю, за труд, Максим. У меня это было впервые))

Альберт Эм   10.02.2016 21:15   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ, Альберт! Не стану Вас разубеждать. Но лишь одно Вы непременно должны понять: ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, о которой Вы пишете, попросту не существует. Поэзия живёт в мире духа, а там любая ценность определяется исключительно субъективно. И я ни в коем разе не напирал на безупречность своего вкуса, но лишь последовательно и развёрнуто рассказывал вам о собственных впечатлениях от прочтения Вашего стиха. Как к впечатлениям и рекомендую ко всему этому относиться, не более. Всё равно это с моей стороны намного честнее, чем надувать щёки и изображать из себя человека-камертона. У нас был просто разговор – разговор на равных, где один существующий индивид, идя своей дорогой и не останавливаясь, что-то пытается сообщить другому существующему индивиду, который тоже идёт своей дорогой. Во всяком случае, я был бы рад, если б о моих стихах со мной кто-то изъяснялся на подобном же языке. Потому что это вообще единственно возможная форма внятного разговора о поэзии.

С наилучшими пожеланиями,

Максим Седунов   10.02.2016 21:39   Заявить о нарушении
Уши у меня от вас горят, Максим. Ощущение такое, что оттаскали)

Удачи вам во всем! Буду перечитывать, не сомневайтесь)

Альберт Эм   10.02.2016 22:06   Заявить о нарушении
Есть такой знакомый - Виктор Зэ. Не слышали?
Чем-то похож на вас обоих, ха муха... ага! Дошло - таиииииинственность!
Меня вот это: зиждется, погряз, лицезреть, пресловутая, прониклись...
Самого-то произведения я не читал, да и зачем? Как сказал Жванецкий, причём тут борщ, когда такие дела на кухне?

Я решил: выпускать вас надо из тени. На просторы! Эээх! На экран, ха муха! Чтоб научили в конце-то концов! Показали! А то - лапидарность, лапидарность... какая нахр лапидарность?? Да они и слова такого не слышали, неучи.

А вот эфирное время - да за такие ваши кварталы вас во все места помреж исцелует.

Когда я в маскве пролетал со мкада поворот, а я часто пролетал, то сам себе и говорил - ну ты Вова квартальный! Теперь будешь обратно десять кварталов до разворота пилить. Так уж какой я квартальный-то, по сравнению с вами-то? Да я... даже не бригадир! Так, чисто децл.

Никому не позволяйте над вами подтрунивать! На это только вы и имеете моральное право. А лучше - не замечайте. Типа - а ничего не было! Я только ч подошёл!

Владимир Сачков   10.02.2016 23:15   Заявить о нарушении
Максим, Вы долго заходите на цель. Простите-извините, будьте снисходительны, не более чем частное мнение... Нет, я понимаю – пишете незнакомому автору, мало ли что... Но всё это априорно для адекватного человека. А презумпция велит таковым считать каждого «пока не будет установлено обратное».
«Героя, как я понял, зовут Лёнька. Речь с самого начала, как я понял, идёт о Лёньке. Причём улыбка Леонардо, по задумке, это своего рода джек-пот, обеспечивающий Лёньке путёвку в вечность.»
Лёнька – это Леонардо и есть. Построил машину времени, да и махнул во Флоренцию на полтыщи лет назад. Жажда знания, творческий зуд – вот она, страсть, движитель души. Он не просто аппарат строил – он себя строил и превосходил. И вышел за предел.

Елена Кривчик   11.02.2016 14:51   Заявить о нарушении
Максим, Альберт, Елена, здравствуйте.

Елена, а вы не заметили, что отождествление образа невостребованного кустаря одиночки из нашего времени с образом чрезвычайно популярного придворного художника эпохи ренессанса, не столько возвышает первый, сколько снижает последний? Собственно, в этом снижении и состоит суть рассматриваемого анекдота, ирония ситуации. Прославленный разносторонне одаренный гений Леонардо оказывается здесь и сейчас заурядным, невостребованным современниками шпунтиком Лёнькой, положившим жизнь на одну, пусть и гениальную находку.

Павел Бетач   11.02.2016 17:08   Заявить о нарушении
признаюсь честно, Павел, мне чота уже пофигу, мягко говоря, чем мой Ленька в кого-то входит и куда, и чем из него выходит, это понятно? единственно верный подход Максима к стиховосприятию, который так был отдекларирован во всяк случае и продемонстрирован наглядно, мне не подходит — издевательство какое-то, но — и это оч важно, — просвещенное кагбэ! эквилибр и передергивание в угоду настроению и задачи... вэлкам! я люблю цирк, аплодирую эквилибристам, дрессировщикам и клоунам... с эквилибристом мы, вроде как, определились, с просвещенным, с дрессировщиком — ну, тоже понятно... вы сейчас на что претендуете, придя на собеседование?

Елена, добрый вечер)

Альберт Эм   11.02.2016 17:43   Заявить о нарушении
Альберт, здесь только вы называете подход Максима к восприятию стихов единственно верным. Я считаю такой подход одним из небольшого, но таки-множества возможных.

Сюда я подписался после Елены ради спокойной взаимовыгодной беседы на интересные мне темы, заявленные в корневой рецензии и замечаниях.

Павел Бетач   11.02.2016 17:57   Заявить о нарушении
гут! а я выписываюсь — ну вот совпало так, извините... и никто уже вам Макса не процитирует и о возвышенном не потрещит... может, Макс? или Лена?

добрейший!

Альберт Эм   11.02.2016 18:05   Заявить о нарушении
Вольному - воля. Надеюсь, кипящие страсти не попалят рецензию :)

Павел Бетач   11.02.2016 18:12   Заявить о нарушении
Кстати, поздравляю вас с победой в народном голосовании БЛК, к которой я имел честь приложить руку :)

Павел Бетач   11.02.2016 18:14   Заявить о нарушении
Спасибо, Елена, за замечания! Вы уж, ради бога, простите за мою туповатость. Но скорость захода на цель – качество сугубо индивидуальное, и оно соответствует быстроте мышления. Негоже казаться умнее, чем ты есть. Однако я особо не расстраиваюсь, что мой процессор медленнее Вашего. Потому что он, собственно, никуда и не спешит. Лёнька в данном стихотворении – это всё-таки Лёнька, а Леонардо – это Леонардо. Две стороны одной медали, которые не до конца тождественны. Идея стиха как раз в тонкостях перехода. И характер страсти, читайте внимательно, я определил точно так же, как и Вы: творческая одержимость. Но я позволил себе предположить, что эта страсть прошла по стихотворению как-то огородами, а на виду оказались многочисленные, не всегда относящиеся к делу, подробности. Вполне допускаю, что Ваш проницательный ум сумел лучше разглядеть какие-то моменты, но я-то писал рецензию от собственного имени. И готов понести ответственность за все недочёты. Равно как и за туповатость и за вытекающую из неё медлительность. Стало быть, всё законно.

Максим Седунов   11.02.2016 19:50   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Альберт Эм
Перейти к списку рецензий, написанных автором Максим Седунов
Перейти к списку рецензий по разделу за 10.02.2016