Рецензия на «Тупик» (Эргар)
Видел, Вы заходили в мой дневник. Вспомнил, что читая вчера Вашу новеллу, обратил внимание на пассаж о Ницше. Запись в моём дневнике... Занятная ситуация... И повторяется второй раз.... Сижу я здесь в Тупике одиноко вполне, прямо-таки по-булгаковски, никого не трогаю,разве что примус не починяю, но только потому, что не хочу хлеб у настоящих мастеров по починке примусов отбирать :)! и всё более укрепляюсь в принятии решения : пора бы совсем забросить странички эти - превратить, как некоторые вполне самодостаточные авторы, в склад забытых слов, но с уверенностью, что потомкам может сие пригодиться :)! , как вдруг - бах! Одним-единственным словом, в секунду возродившим в памяти не столь хорошо знаемого мною Владислава Ходасевича - поэта: "Счастлив, кто падает вниз головой: Мир для него хоть на миг - а иной!" , Вы, mon ami, не только возвращаете меня к собственной странице, но и заставляете :)! эксплицировать то,что обожаемый Иннокентий Анненский inside out-нул по полной программе: "Девиз таинственной похож На опрокинутое 8 Она - отраднейшая ложь Из всех, что мы в сознаньи носим..." И всё бы хорошо да интересно, но нет - увы! - в моём сознании чёткого понимания этого, не к ночи помянутого Вами, термина ПОСТМОДЕРНИЗМ. Ну, не вижу его(ПМ)цельной "эпохой последней трети ХХ-века". Даже четверть эпохой не вижу! Да и на деле, связал с именем Ницше, как бы новомодное направление в литературе, никто иной, как граф Лев Николаевич. Обронил слово - оно и пошло гулять по европам, не говоря уже про Россию. Известный факт, что Толстой, если и читал гениального филолога (именно - "лога"), то всё равно делал слишком часто допускаемую по отношению к Ницше ошибку: намерение понять, что называется, в лоб, напрочь исключая всю безмерную и глубинную метафористичность его, и совсем не внимая повторяемому, как всегда афористичному, признанию,что "глубокий мыслитель (а ФН такой, вне сомнения!) больше опасается быть ПОНЯТЫМ, чем НЕпонятым". Изящно и весело, играючи Ницше оттачивал свой блестящий язык, запутывая читателя своего времени, что было сил, но и сегодня ситуация не изменилась, кто-бы что ни разъяснял... Меня просто восхищает фраза этого "весёлого человека": " я боюсь, что мы не освободимся от Бога, потому что ещё верим в грамматику" (это из его произведения "Сумерки идолов") . А - главное.... Как же заразительно барахтаться в бесконечных интерпретациях его словесной паутины... :)! Как начали с прелюдии к философии будущего (1886 г), так и по сей день находятся близкие мне люди (и о вас, эРГар!), не остающиеся равнодушными. Так что же, давайте для начала согласимся с нашим Мерабом Мамардашвили, что сакраментальное "Бог умер" и есть основное переживание современной мировой литературы? Говорю - мировой, хотя у Мераба - европейской.... Но пусть будет мировой, не суть! Суть в том, что чисто стилистическое изложение, блестящая афористичность наряду с изрядной зашифрованностью мысли Ницше, волею судьбы принуждённого находиться в "предельном состоянии" (ММ), в котором привычное и понятное - разрушено, бумерангом вызывает ( у тех, кто мыслит, разумеется, а не вяловат и ленив )ответ - реакцию: чаще всего - возражение, несогласие, негодование..... Пусть это будут первые. Загляну в дневниковую запись, о которой речь... Начало её ( Ошибка Ницше... ) по частоте появления соперничает только с одиозным благодаря нацистскому благоволению - Ницше прав! :)! И назову их вторыми интерпретаторами. Далее,если принимать во внимание только два слова "Бог мёртв" ( -не мёртв), получается, что правы первые, но если перечесть весь текст (хотя бы один, из многочисленных авторских с повторяющимся рефреном :)! ), то пальма первенства перейдёт ко вторым. Чтобы не пересказывать всю "Весёлую науку" ( или "Безумного человека", где так или иначе проявляется убийство Бога), метнусь - копирну... Вот: После того, как Будда умер, в течение столетий показывали ещё его тень в одной пещере - чудовищную страшную тень. Бог мёртв: но такова природа людей, что ещё тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень. И мы - мы должны победить ещё и его тень! Согласитесь, Руслан, что при полном прочтении , не ошибался философ! :)! Больше скажу - штудировал Ницше и евангелие, Послание к Римлянам, например, ( на минуту представте , что у Ницше Бог отождествлялся с грехом!), где без труда найдёте - люди (мы) умерли для греха, люди погреблись с Ним, мы умерли с Богом.... Если это верно и принимаемо, то почему не верно обратное? Нет, не ошибался, повторюсь, а чувствовал по-иному (не только Эпикура, как сам признавался ), и видится мне, что как раз ошибался тот же, в многостраничных работах о философе умница, Хайдеггер в известной работе " Слова Ницше "Бог мёртв"", разбирая метафизику Ницше-философа, налегая на abs нигилизм его, и, забывая про Ницше - филолога, - не разъяснял аналогичные слова Гегеля: сам Бог мёртв ("Вера и знание"), а только соотносил их с Паскалевскими, заимственными у Плутарха, - про смерть Бога, но бога Пана... (уф... Как же эти, да - ВСЕ философы повязаны.... :)))))))))! ) Начиная "за упокой" нигилистическим с "Безумного человека" Хайдеггер заканчивает в лучших традициях его представления о по ту - сторонней мысли добра и зла ( счас метнусь за цитатой опять - лучше дословно... Нет, не вышло, поэтому своими словами.... :(! ), призвав на помощь вставленное позднее, книгу пятую "Весёлой науки" озаглавленную МЫ, БЕССТРАШНЫЕ, и "Волю к власти",для нас интересную возгласом "Искусство - высшая ценность", и оно выше ценности истины; поборовшись чуток с "Проблемой справедливости" и заклеймив "Так говорил Заратустра" как творение скрытное по характеру, где мертвы ВСЕ Боги, а жив будет сверхЧЕЛОВЕК (кто же ещё, если все(!)мертвы? ), опять же возвратился к "Безумному" и повторил по сути Ницшеанское, говоренное в "Какой толк в нашей радости", где, как помните, возрадовались все "свободные умы" , получив весть, что Бог умер (старый!), возрадовались безмерно в ожидании, что теперь-то -ура!ура!- дозволено будет в очередной раз РИСКНУТЬ и ПОЗНАТЬ!.. Вот, оказывается, на какой уровень понимания рассчитывает философ! И что, "уши наших мыслей" так и не услышали его вопли? И многоточие... А ведь тот же Вл.Соловьёв, хотя и считавший Ницще талантливым, а его философию модной, но как бы саму себя опровергающей, наделял его то ли низким, то ли низменным уровнем понимания, сводя всё к смерти-воскрешению и не более того. Какие копья ломались в стычках за правильное (!) понимание, а главное - утверждение своего, самого-самого... "по Ницше" - так и никак иначе! Об этом, замечу, рассуждал ещё один далеко не тривиально рассуждающий, глубоко религиозный(Бог - в душе!), но имеющий сам на всё тысячу точек зрения, философ Василий Васильевич Розанов,говоря о "стадах Добчинских" всяко-разных, наперебой преподносящих своё,геростратово-славное на любую общественно-значимую или просто модную вещицу - будь то философия или похороны... Но поскольку к нам с вами это ни в коей мере не относится,вернусь в дневниковые пенаты. :)! Помнится, Квинт Гораций, отдавая дань моде того времени,нараспев просил Бога не вмешиваться и для себя исключительно (!) ловил день сегодняшний, поплёвывая на будущее завтра... А вот Ницще предлагал, проснувшись, задуматься ЧЕМ и КАК порадовать хотя бы кого, хотя бы одного человечка, зная, что в мире СЛИШКОМ мало ДОБРОТЫ и любви... (Правда ведь, и Достоевский с его " Мир спасёт ДОБРОТА" на одной платформе, и Толстой с Богом синонимом добра вроде бы тоже...) Но именно оттого, что МАЛО, не желал ФН вмешивать Бога - "некое предположение" в эти отношения - человек для человека! И сомневался великий филолог-философ: "Как правильно сказать:Человек - всего лишь ошибка Бога, или Бог - ошибка человека?" Но тут ловлю себя на мысли, что давно уже вторгаюсь в ненужную на этих страницах тему (заинтересованных - к "Антихристу". На всю оставшуюся жизнь хватит для интерпретаций). Посему вернусь к началу, то есть к Вл. Ходасевичу, в 1923 году вполне достойно ответившему Ницше-поэту, в силу своего понимания. (Снова копирну, с вашего позволения... :))))! ) Жив Бог! Умён, а не заумен, Хожу среди своих стихов, Как непоблажливый игумен Среди смиренных чернецов. Пасу послушливое стадо Я процветающим жезлом. Ключи таинственного сада Звенят на поясе моём. Я - чающий и говорящий. Заумно, может быть поёт Лишь ангел, Богу предстоящий, - Да Бога не узревший скот Мычит заумно и ревёт. А я - не ангел осиянный, Не лютый змий, не глупый бык. Люблю из рода в род мне данный Мой человеческий язык: Его суровую свободу, Его извилистый закон... О, если б мой предсмертный стон Облечь в отчётливую оду! Вика Кир 04.06.2015 03:47 Заявить о нарушении
Растолковал опять же по-толстовски,но вопрошая про отчётливость,
хотя и предупреждал хорошо цитируемый даже на Западе в оное время Лев Шестов - неоднократно предупреждал всех и вся, что Ницше ГЕНИАЛЬНО "мутил свою воду", признаваясь при этом, что учился у самого Достоевского, но стал сам более "жестоким талантом", нежели даже учитель. К тому же, какой ученик не хочет обойти учителей? ПО полной программе Фридрих Ницше взял и подогнал базу под свои те - "человеко-человеческие" отношения, противопоставив миру известное от Толстого "Бог - это добро!" своё, жизнью продиктованное: Бог - за зло! И никак иначе. Бог синоним зла. Ницше хочет верить в это и убеждает себя в том.Мы - как хотим. Вспомните теперь, что именно этот человек поставил своей целью защищать от страданий не что-либо, а саму жизнь, которая в свою очередь нас же и вознаграждает за волю к ней и упорство наше. В свете этакого ( беглого :)! ) рассуждения подходим к заключительной части вашей сентенции. Что же выкристаллизовывается по смыслу? То есть, правильнее, что Я "прочла", заглянув в дневник: Ницще ошибся: не зло умерло, а мы умерли для зла. М-да...Человеческое... Не слишком человеческое, но вполне по-ницшеански reductio ad absurdum, как любил говаривать тот же Шестов... Потому, может, мне и НЕ стоило заниматься переводом с вашего, такого красивого, русского на мой - тоже русский, но такой НЕ-.....?! Или тогда нам с вами стоит согласиться с начертанным БЕЗЫМЯННЫМ автором (народом в 1968 г) на стенах самого старого учебного заведения Франции, открытого для бедняков, - Сорбонны, с якобы ницщеанским " БОГ умер!" и рядом же приписанным ответом - "И Ницше тоже!"? Вика Кир 04.06.2015 03:48 Заявить о нарушении
Всегда любил и люблю пирожки из слоённого теста. Из слоённого теКста тоже люблю. Правда должен признать, первые уже не так бодро переваривает стареющий желудок, а вторые - стареющий мозг. Но не умею (и не хочу) отказывать себе в удовольствиях.
Первый пирожок особенно вкусен. Рад, что моё обращение пошатнуло Вас в решении "забросить странички эти", Вика. Пирожок этот сладкий - с моим любимым, абрикосовым, вареньем. Все другие пирожки - с тёртым сыром и мясом - сразу после сладкого не пойдут. Вернусь к ним позже. Эргар 04.06.2015 08:57 Заявить о нарушении
))Теперь второй пирожок.
Боюсь, Вика, что я, как и Лев Николаевич, читаю эти слова Ницше несколько "в лоб", потому что только при таком их прочтении можно говорить о них, как о положенных в основание постмодерна. Отсюда и моя дневниковая запись,которая содержит в упрощённом виде вопрос: если смерть Бога породила, в известном смысле, постмодерн, то какое направление в искусстве, в культуре вообще, может породить признание того, что это мы умерли для Бога, то есть это мы - человечество - перестали для него существовать? Эргар 04.06.2015 14:15 Заявить о нарушении
... наскальную живопись, Руслан!
Исключительно - наскальную, но на песке. :)! Вика Кир 06.06.2015 23:07 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |