Рецензия на «Тупик» (Эргар)

Видел, Вы заходили в мой дневник. Вспомнил, что читая вчера Вашу новеллу,
обратил внимание на пассаж о Ницше. Запись в моём дневнике...

Занятная ситуация... И повторяется второй раз....
Сижу я здесь в Тупике одиноко вполне, прямо-таки по-булгаковски, никого не трогаю,разве что примус не починяю, но только потому, что не хочу хлеб у настоящих мастеров по починке примусов отбирать :)! и всё более укрепляюсь в принятии решения : пора бы совсем забросить странички эти - превратить,
как некоторые вполне самодостаточные авторы, в склад забытых слов, но
с уверенностью, что потомкам может сие пригодиться :)! , как вдруг - бах!
Одним-единственным словом, в секунду возродившим в памяти не столь
хорошо знаемого мною Владислава Ходасевича - поэта:

"Счастлив, кто падает вниз головой:
Мир для него хоть на миг - а иной!" ,

Вы, mon ami, не только возвращаете меня к собственной странице, но и
заставляете :)! эксплицировать то,что обожаемый Иннокентий Анненский
inside out-нул по полной программе:

"Девиз таинственной похож
На опрокинутое 8
Она - отраднейшая ложь
Из всех, что мы в сознаньи носим..."

И всё бы хорошо да интересно, но нет - увы! - в моём сознании
чёткого понимания этого, не к ночи помянутого Вами, термина
ПОСТМОДЕРНИЗМ. Ну, не вижу его(ПМ)цельной "эпохой последней трети
ХХ-века". Даже четверть эпохой не вижу! Да и на деле, связал с
именем Ницше, как бы новомодное направление в литературе,
никто иной, как граф Лев Николаевич. Обронил слово - оно и пошло
гулять по европам, не говоря уже про Россию. Известный факт, что Толстой,
если и читал гениального филолога (именно - "лога"), то всё равно
делал слишком часто допускаемую по отношению к Ницше ошибку:
намерение понять, что называется, в лоб, напрочь исключая всю
безмерную и глубинную метафористичность его, и совсем не внимая
повторяемому, как всегда афористичному, признанию,что "глубокий мыслитель
(а ФН такой, вне сомнения!) больше опасается быть ПОНЯТЫМ,
чем НЕпонятым". Изящно и весело, играючи Ницше оттачивал свой блестящий
язык, запутывая читателя своего времени, что было сил, но и сегодня ситуация
не изменилась, кто-бы что ни разъяснял...
Меня просто восхищает фраза этого "весёлого человека":
" я боюсь, что мы не освободимся от Бога, потому что ещё верим в
грамматику" (это из его произведения "Сумерки идолов") .
А - главное.... Как же заразительно барахтаться в бесконечных
интерпретациях его словесной паутины... :)! Как начали с прелюдии
к философии будущего (1886 г), так и по сей день находятся близкие
мне люди (и о вас, эРГар!), не остающиеся равнодушными.
Так что же, давайте для начала согласимся с нашим Мерабом Мамардашвили,
что сакраментальное "Бог умер" и есть основное переживание современной
мировой литературы? Говорю - мировой, хотя у Мераба - европейской....
Но пусть будет мировой, не суть! Суть в том, что чисто стилистическое изложение,
блестящая афористичность наряду с изрядной зашифрованностью мысли
Ницше, волею судьбы принуждённого находиться в "предельном состоянии" (ММ),
в котором привычное и понятное - разрушено, бумерангом вызывает
( у тех, кто мыслит, разумеется, а не вяловат и ленив )ответ - реакцию:
чаще всего - возражение, несогласие, негодование..... Пусть это будут первые.
Загляну в дневниковую запись, о которой речь... Начало её ( Ошибка Ницше... )
по частоте появления соперничает только с одиозным благодаря нацистскому благоволению - Ницше прав! :)! И назову их вторыми интерпретаторами.
Далее,если принимать во внимание только два слова "Бог мёртв" ( -не мёртв),
получается, что правы первые, но если перечесть весь текст
(хотя бы один, из многочисленных авторских с повторяющимся рефреном :)! ),
то пальма первенства перейдёт ко вторым.
Чтобы не пересказывать всю "Весёлую науку" ( или "Безумного человека",
где так или иначе проявляется убийство Бога), метнусь - копирну... Вот:

После того, как Будда умер, в течение столетий показывали ещё его тень
в одной пещере - чудовищную страшную тень. Бог мёртв: но такова природа
людей, что ещё тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры,
в которых показывают его тень. И мы - мы должны победить ещё и его тень!

Согласитесь, Руслан, что при полном прочтении , не ошибался философ! :)!
Больше скажу - штудировал Ницше и евангелие, Послание к Римлянам, например,
( на минуту представте , что у Ницше Бог отождествлялся с грехом!),
где без труда найдёте - люди (мы) умерли для греха, люди погреблись с Ним,
мы умерли с Богом.... Если это верно и принимаемо, то почему не верно обратное?
Нет, не ошибался, повторюсь, а чувствовал по-иному (не только Эпикура, как
сам признавался ), и видится мне, что как раз ошибался тот же, в многостраничных
работах о философе умница, Хайдеггер в известной работе " Слова Ницше "Бог мёртв"", разбирая метафизику Ницше-философа, налегая на abs нигилизм его, и, забывая про Ницше - филолога, - не разъяснял аналогичные слова Гегеля: сам Бог мёртв ("Вера и знание"), а только соотносил их с Паскалевскими, заимственными
у Плутарха, - про смерть Бога, но бога Пана...

(уф... Как же эти, да - ВСЕ философы повязаны.... :)))))))))! )
Начиная "за упокой" нигилистическим с "Безумного человека" Хайдеггер
заканчивает в лучших традициях его представления о по ту - сторонней мысли
добра и зла ( счас метнусь за цитатой опять - лучше дословно...
Нет, не вышло, поэтому своими словами.... :(! ), призвав на помощь вставленное
позднее, книгу пятую "Весёлой науки" озаглавленную МЫ, БЕССТРАШНЫЕ, и "Волю к власти",для нас интересную возгласом "Искусство - высшая ценность",
и оно выше ценности истины; поборовшись чуток с "Проблемой справедливости" и заклеймив "Так говорил Заратустра" как творение скрытное по характеру,
где мертвы ВСЕ Боги, а жив будет сверхЧЕЛОВЕК (кто же ещё, если все(!)мертвы? ),
опять же возвратился к "Безумному" и повторил по сути Ницшеанское, говоренное в
"Какой толк в нашей радости", где, как помните, возрадовались все "свободные
умы" , получив весть, что Бог умер (старый!), возрадовались безмерно в
ожидании, что теперь-то -ура!ура!- дозволено будет в очередной раз РИСКНУТЬ и
ПОЗНАТЬ!.. Вот, оказывается, на какой уровень понимания рассчитывает философ!
И что, "уши наших мыслей" так и не услышали его вопли? И многоточие...
А ведь тот же Вл.Соловьёв, хотя и считавший Ницще талантливым, а его философию
модной, но как бы саму себя опровергающей, наделял его то ли низким, то ли
низменным уровнем понимания, сводя всё к смерти-воскрешению и не более того.
Какие копья ломались в стычках за правильное (!) понимание, а главное - утверждение своего, самого-самого... "по Ницше" - так и никак иначе!
Об этом, замечу, рассуждал ещё один далеко не тривиально рассуждающий,
глубоко религиозный(Бог - в душе!), но имеющий сам на всё тысячу точек зрения,
философ Василий Васильевич Розанов,говоря о "стадах Добчинских" всяко-разных,
наперебой преподносящих своё,геростратово-славное на любую общественно-значимую
или просто модную вещицу - будь то философия или похороны...

Но поскольку к нам с вами это ни в коей мере не относится,вернусь в
дневниковые пенаты. :)!
Помнится, Квинт Гораций, отдавая дань моде того времени,нараспев
просил Бога не вмешиваться и для себя исключительно (!) ловил день
сегодняшний, поплёвывая на будущее завтра... А вот Ницще предлагал,
проснувшись, задуматься ЧЕМ и КАК порадовать хотя бы кого,
хотя бы одного человечка, зная, что в мире СЛИШКОМ мало ДОБРОТЫ и любви...
(Правда ведь, и Достоевский с его " Мир спасёт ДОБРОТА" на одной платформе,
и Толстой с Богом синонимом добра вроде бы тоже...)
Но именно оттого, что МАЛО, не желал ФН вмешивать Бога - "некое предположение"
в эти отношения - человек для человека! И сомневался великий филолог-философ:
"Как правильно сказать:Человек - всего лишь ошибка Бога, или Бог - ошибка человека?"
Но тут ловлю себя на мысли, что давно уже вторгаюсь в ненужную на этих страницах тему (заинтересованных - к "Антихристу". На всю оставшуюся жизнь хватит для интерпретаций). Посему вернусь к началу, то есть к Вл. Ходасевичу, в 1923 году вполне достойно ответившему Ницше-поэту, в силу своего понимания.
(Снова копирну, с вашего позволения... :))))! )

Жив Бог! Умён, а не заумен,
Хожу среди своих стихов,
Как непоблажливый игумен
Среди смиренных чернецов.
Пасу послушливое стадо
Я процветающим жезлом.
Ключи таинственного сада
Звенят на поясе моём.
Я - чающий и говорящий.
Заумно, может быть поёт
Лишь ангел, Богу предстоящий, -
Да Бога не узревший скот
Мычит заумно и ревёт.
А я - не ангел осиянный,
Не лютый змий, не глупый бык.
Люблю из рода в род мне данный
Мой человеческий язык:
Его суровую свободу,
Его извилистый закон...
О, если б мой предсмертный стон
Облечь в отчётливую оду!

Вика Кир   04.06.2015 03:47     Заявить о нарушении
Растолковал опять же по-толстовски,но вопрошая про отчётливость,
хотя и предупреждал хорошо цитируемый даже на Западе в оное время Лев Шестов -
неоднократно предупреждал всех и вся, что Ницше ГЕНИАЛЬНО "мутил свою воду",
признаваясь при этом, что учился у самого Достоевского, но стал сам более
"жестоким талантом", нежели даже учитель.
К тому же, какой ученик не хочет обойти учителей?
ПО полной программе Фридрих Ницше взял и подогнал базу под свои те -
"человеко-человеческие" отношения, противопоставив миру известное от Толстого
"Бог - это добро!" своё, жизнью продиктованное: Бог - за зло! И никак иначе.
Бог синоним зла. Ницше хочет верить в это и убеждает себя в том.Мы - как хотим.
Вспомните теперь, что именно этот человек поставил своей целью защищать от
страданий не что-либо, а саму жизнь, которая в свою очередь
нас же и вознаграждает за волю к ней и упорство наше.
В свете этакого ( беглого :)! ) рассуждения подходим
к заключительной части вашей сентенции. Что же выкристаллизовывается по смыслу?
То есть, правильнее, что Я "прочла", заглянув в дневник:
Ницще ошибся: не зло умерло, а мы умерли для зла.
М-да...Человеческое... Не слишком человеческое, но вполне по-ницшеански
reductio ad absurdum, как любил говаривать тот же Шестов...
Потому, может, мне и НЕ стоило заниматься переводом с вашего,
такого красивого, русского на мой - тоже русский, но такой НЕ-.....?!
Или тогда нам с вами стоит согласиться с начертанным БЕЗЫМЯННЫМ автором
(народом в 1968 г) на стенах самого старого учебного заведения Франции,
открытого для бедняков, - Сорбонны, с якобы ницщеанским " БОГ умер!"
и рядом же приписанным ответом - "И Ницше тоже!"?


Вика Кир   04.06.2015 03:48   Заявить о нарушении
Всегда любил и люблю пирожки из слоённого теста. Из слоённого теКста тоже люблю. Правда должен признать, первые уже не так бодро переваривает стареющий желудок, а вторые - стареющий мозг. Но не умею (и не хочу) отказывать себе в удовольствиях.

Первый пирожок особенно вкусен. Рад, что моё обращение пошатнуло Вас в решении "забросить странички эти", Вика. Пирожок этот сладкий - с моим любимым, абрикосовым, вареньем.
Все другие пирожки - с тёртым сыром и мясом - сразу после сладкого не пойдут. Вернусь к ним позже.

Эргар   04.06.2015 08:57   Заявить о нарушении
:)
"слоёное" с одним "Н"

Эргар   04.06.2015 08:59   Заявить о нарушении
))Теперь второй пирожок.
Боюсь, Вика, что я, как и Лев Николаевич, читаю эти слова Ницше несколько "в лоб", потому что только при таком их прочтении можно говорить о них, как о положенных в основание постмодерна. Отсюда и моя дневниковая запись,которая содержит в упрощённом виде вопрос: если смерть Бога породила, в известном смысле, постмодерн, то какое направление в искусстве, в культуре вообще, может породить признание того, что это мы умерли для Бога, то есть это мы - человечество - перестали для него существовать?

Эргар   04.06.2015 14:15   Заявить о нарушении
... наскальную живопись, Руслан!
Исключительно - наскальную, но на песке.

:)!

Вика Кир   06.06.2015 23:07   Заявить о нарушении
Ох, как Вы правы, Вика!((

Эргар   07.06.2015 09:34   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Эргар
Перейти к списку рецензий, написанных автором Вика Кир
Перейти к списку рецензий по разделу за 04.06.2015