Рецензия на «Не разменяться б на обиды...» (Рихард Мор 2)

Читаю я твои стихи, ученик мой, и возникает у меня двойственное чувство. С одной стороны бережное сочувствие к тебе, с другой стороны укрепляется желание помочь тебе избавиться от твоей вредоносной гордыни и сопряжённых с ней тёмных искушений, не только "выбивая" (это твоё слово), но и "придушив" её, "оставив её без пищи, без воздуха". Гордыня ведь не личность, она чудовище.

Конечно, как и раньше, я вижу при чтении многочисленные твои ошибки, неудачные моменты самого разного рода. Почему ты не работаешь над их устранением? Ты их сам не в силах найти? Ты иногда правишь свои произведения?

16.03.2015 02:46 •

ДОПОЛНЕНИЕ К РЕЦЕНЗИИ

(Вначале цитирую)

Учитель, что за развесистая клюква, эта твоя очередная рецензия?

Может уже хватит кисели разводить? Не ну реально, пахнет неумехою.

Ещё раз вопрошаю: Учитель учишь? Тогда учи. Не разводи тину.

Рихард Мор 2 16.03.2015 02:57

Не хами, ученик, если надеешься на учёбу. Проси у меня прощения и обращайся на Вы ко мне. Также не паясничай и не "выделывайся", тебе это не помогает. Ты, может быть, думаешь, что ты не облеплен ошибками, огрехами и нелепостями как Винни-Пух пчёлами…

Гавриил Тишков 16.03.2015 03:07

Ой. Чёй-то я... Да. Вы правы. Прошу прощения Учитель за нечайную тыковку. Каюсь. Ну а в остальном: по прежнему смешно. И спать охота. Поэтому, если што -- я баиньки. А Вы, будьте так добры напишете уж ещё пару-тройку постов с политесом -- встану, посмеюсь. Говорят: с утра полезно.

Рихард Мор 2 16.03.2015 03:19

(цитирование завершено)

Да, Рихард, я прав, а ты ошибаешься. "Тыкнул" ты не нечаянно, а потому что ты уже не мог сдерживать тех негативных чувств, которые "клокотали и бурлили" в твоей многострадальной душе. Отсюда и соответствующий тон твоей краткой реплики. Так что обращение на "ты" - это не главный твой "прокол"... Главная ошибка - в твоём негожем тоне. Перейдём к разбору твоих многочисленных ошибок (по твоей просьбе, хотя и с твоими нагловатыми "выкидонами"). "Снисхожу" так сказать… Далеко ходить не будем.

(цитирую)

Не разменяться б на обиды,
не обделиться б на шелка...
Смотреть с суровостью фемиды,
стрелять с холодностью стрелка...
...к той выкости ко встречным...
...с той радостью Земли,
что песнию о вечном
петь жалобно велит.
...не забываться своим грузом,
что неволит на других
капризно-глупым карапузом
в подаяние и стих...
Не поощрять свободной формой.
Но не менять душевный ритм
на благообразие и норму,-
разный набор заразных рифм...
И скинуть панцири гордыни!-
закопать в сырой земле,
поставив памятник Челлини,
чтоб не повадиться во мгле.

(цитата завершена)

Тебе задание: найди явные ошибки и слабости этого опуса. И ещё: обозначь ударения во всех словах 4-го стиха и объясни их там, где имеются варианты "разночтений". Специально делаю акцент на этом моменте, ибо неоднократно замечал, что ты "плаваешь" в акцентологии (такая вот "игра слов"). Обрати также внимание на 2,5,7-13, 15-20. Да уж, Рихард, знаки препинания, с которыми ты не дружишь и коих не уважаешь, добили твой опус, живого места на нём не оставив. Один раз я в твоём стихотворении помог тебе с пунктуацией, а ты, неуч, не стал учиться и трудиться, но позорно разленился. Вот и результат.

Продолжим. Цитирую первую половину другого твоего опуса "Держу дистанцию":

Держу дистанцию дорогая
Держу дистанцию
В твоих глазах живу не мигая
Аллитерацией

Не важно что там у тебя на душе
На сердце сумерки
Твои друзья рифмуй дорогая
Аллитерацией

(цитата завершена)

Где, Рихард, у тебя находится "аллитерация", и как у тебя получается ею "не мигать"? А, может быть, ты "аллитерацией" и "мигать" умеешь? Вспоминается строка гениального Владимира Семёновича: "В ответ они чем-то мигнули" (таукитяне). Скажи, ты не с Тау Кита, Рихард, случайно? Или ты на момент написания данного опуса только освоил вышеупомянутый термин и играл им как побрякушкой?
При таких "играх" действительно становится "не важно", что на душе у ЛГ-собеседницы, как, впрочем, допускается и грубая синтаксическая нестыковка в 7-м стихе, а именно при апунктуационной подаче текста и цельной строке так это и выглядит: "рифмуй","дорогая", "аллитерацией" "твои друзья".

Напоминает:

Пейте соков натуральных
Укрепляет грудь и плеч.

Ты не на подобных ли текстах учился, Рихард? Я тебе весьма сочувствую. Тебе со мной, наверное, очень дискомфортно общаться.

Как ты помнишь, я неоднократно указывал тебе на твои грубые синтаксические ошибки, на твою безграмотность. Полагаю, ты понимаешь, почему я выбрал именно это произведение для очередного разбора…

Продолжаем. Цитирую:

Как пионер...

Рихард Мор 2

1

Я вот живу, зачем не знаю.
Зачем не знаю, но живу.
И в тайне жизни обитаю,
И тайной жизнью состою.

А кто-то там, иль спит не слышит,
Иль спит, но слышит и молчит.
Быть может знает, чем всё дышит
И вот затем, он только зрит.

Ведь человек - былой ребёнок.
"Хочу и всё тут, дай мне то".
И уж давно сошёл с пелёнок,
Но не сменился прежний тон.

2

Но быть ребёнком - жить без эго!
Когда поплакал и забыл.
А вот во взрослом человеке -
Ребёнка голос, взрослый пыл!

И страх! и ненависть! и злоба -
Смертельные враги, но ты
Упрямо, не скрывая гонор:
Я знаю! (баловень судьбы)...

3

Смотри, вон пробки по столице.
Не только там, но как пример.
Вот так и в мозге, кровопийцы
Творят подобный беспредел.

Вон кто-то не заметил красный.
Припарковался, кто не там.
А этот просто очень важный,
Ему ль, со всеми ждать сигнал...

И, если в пробках мы часами,
Бывает и не раз по дню.
То в нас, растут они годами
И пьют энергию живу'...

4

И всем, и всеми недовольный
Ты будешь брат и так другим.
Сегодня - раб. А завтра - вольный.
И в сердце, хаотичный ритм.

5

И вот, когда уже по сути...
К годам, быть может - сорокам.
Ты больше, раб! в своих поступках.
Хоть ты и умный, в пробках - равн...

И ты не крикнешь: Эго! Эго!
Мой Эго, милый, помоги!
Как может раб, чего-то ведать?
А мо'льбы, слышать господин...

6

Пойми, ведь мир, как отраженье
И отраженье миру ты.
Но там! то главное сраженье -
В том мире, што живёт внутри.

7

Вот любишь деньги, власть и славу,
И презираешь што, в другом,
Так мир в тебе и обитает -
"Внутри" и "вне" - живым крестом!

В тебе! - безбожные торговцы.
В тебе! - продажные рвачи.
В тебе! - презренные те овцы,
Уж не куют святы мечи...

8

Глупцов! ты тоже презираешь.
Но держишь! всё же, при себе.
Разумно! это, ведь ты знаешь -
Рога! полезные тебе...

9

Так и внутри, кто сеет просо
И землю пашет, скот пасёт...
Бросает всё и пудрит носик.
Вишь не его - судьба, зовёт!

Где почести и лавры прочит -
Как на скоту, клеймит тавро.
И там! - завистников и прочих...-
Борьбою полон вышний Дом...
Где каждый третий та'лант хочет
Вещать, как римлян, Цицерон!..

10

А вот за Домом - где не видно...-
Не очень ясно там с добром.
Народ...- как дети очевидны...-
За пряником, иль под кнутом?
Идут и варят, то повидло,
Едят! и травятся потом...

11

И нет давно в тебе пророков.
Уж истребили всех за то!..
И Мор! - грядущий гад пороков
Ползёт! незванным гостем в Дом.

А с Ним - шторма и ураганы!
Цунами! не чета, што вне.
Землетрясенья и вулканы!..
Готовься! Уж Христос, прид(е)'т!

12

Но внешне, всё же ты спокоен.
Вокруг тебя всё хорошо.
Ты ль царь? иль бог? - одежда скроет...
Но взор, печальный от чего?

И што? рубцы - былые раны
И сам! ты весь, - ходячий Рок!..
Но ты ж по-прежнему у Дамы...
И остальным - завидный Рог...

13

А ве'чнозе'лены пампасы
Готов увидеть вскоре Бог...
Не страшно спать и в папуасе -
Он пионер - всегда! готов...

(цитата завершена)

.......Ода Глупцову.......

Привет, Глупцов, трава помпасов
Тебе привычна и вкусна!
У дамы ты иль в папуасах?
Што, "гад", молчишь? Рога, жена?..

"Сошёл с пелёнок", как с катушек…
Ты думаешь - "ходячий рок"?
Ты - мор своих же побрякушек.
И попуас тебе - итог…

(Это пока для тебя лично, "не вынося…", т.к. мне не хочется, чтобы мой ученик выглядел посмешищем; также я забочусь, Рихард, о твоём здоровье. Мне не нужно, чтобы ты чрезмерно огорчался.)

Домашнее задание, "сошедшему с пелёнок" найти в очередном мною рецензируемом стихотворении ошибки и ляпы.

16.03.2015 14:50

Гавриил Тишков   17.03.2015 18:21     Заявить о нарушении
См. доп. к рецензии

Гавриил Тишков   16.03.2015 14:55   Заявить о нарушении
1. Не разменяться б на обиды,
2. не обделиться б на шелка...
3. Смотреть с суровостью фемиды,
4. стрелять с холодностью стрелка...
5. ...к той выкости ко встречным...
6. ...с той радостью Земли,
7. что песнию о вечном
8. петь жалобно велит.
9. ...не забываться своим грузом,
10. что неволит на других
11. капризно-глупым карапузом
12. в подаяние и стих...
13. Не поощрять свободной формой.
14. Но не менять душевный ритм
15. на благообразие и норму,-
16. разный набор заразных рифм...
17. И скинуть панцири гордыни!-
18. закопать в сырой земле,
19. поставив памятник Челлини,
20. чтоб не повадиться во мгле.
_____1
"Тебе задание: найди явные ошибки и слабости этого опуса."
_
Учитель! Как же я могу что либо найти, когда Вы сами не можете?
_____2
"И ещё: обозначь ударения во всех словах 4-го стиха и объясни их там, где имеются варианты "разночтений".
Специально делаю акцент на этом моменте, ибо неоднократно замечал, что ты "плаваешь" в акцентологии (такая вот "игра слов")."
_
4. стрелЯть с холОдностью стрелкА...
_
Вроде всё нормально, Учитель... Какие проблемы? Нет же разночтений!
_____3
"Обрати также внимание на 2,5,7-13, 15-20."
_
2. не обделиться б на шелка...
3.
4.
5. ...к той выкости ко встречным...
6.
7. что песнию о вечном
8. петь жалобно велит.
9. ...не забываться своим грузом,
10. что неволит на других
11. капризно-глупым карапузом
12. в подаяние и стих...
13. Не поощрять свободной формой.
14.
15. на благообразие и норму,-
16. разный набор заразных рифм...
17. И скинуть панцири гордыни!-
18. закопать в сырой земле,
19. поставив памятник Челлини,
20. чтоб не повадиться во мгле.
_
Ну и что здесь Учитель? Блин, Вы не могли быть поконкретнее? Учитель, я не телепат!

Рихард Мор 2   16.03.2015 22:49   Заявить о нарушении
{ВТОРОЕ ДОПОЛНЕНИЕ К РЕЦЕНЗИИ.}

"Тебе задание: найди явные ошибки и слабости этого опуса."
_
"Учитель! Как же я могу что либо найти, когда Вы сами не можете?"

"Не оспаривай. Могу. И нашёл. Иначе бы задание тебе не дал."
_____2
"И ещё: обозначь ударения во всех словах 4-го стиха и объясни их там, где имеются варианты "разночтений".
Специально делаю акцент на этом моменте, ибо неоднократно замечал, что ты "плаваешь" в акцентологии (такая вот "игра слов")."
_
4. стрелЯть с холОдностью стрелкА...
_
Вроде всё нормально, Учитель... Какие проблемы? Нет же разночтений!

Есть. И не оспаривай. Ты должен найти. И то слово в 3-м (подсказываю!) стихе, где ты сделал ошибку, тоже найди.

2. не обделиться б на шелка... Можно обделить кого-то чем-то, даже себя, но не -ся. Твой "неологизм" не выглядит успешным, создаёт в контексте с объектом действия очень неприятные параллели, ассоциативно-графически сближаясь с близким по написанию (и эвфонически) глаголом "обделаться" (на что-то, во что-то). И не спорь, а учись. (Вероятно, тебе в восприятии синтаксических конструкций мешает то обстоятельство, что ты являешься полиглотом. Но, полагаю, что знаю, как тебе помочь выработать более грамотную стихотворную речь, при этом не "выплеснув с водой младенца", не обеднив твоего слова.) Единственное, что можешь сказать в случае твоего недовольства - объяснение не понравилось. А я подумаю, доносить ли мою мысль до тебя по-иному.

5. ...к той выкости ко встречным... - неологизм неудачен, т.к. опять же возникают не очень нужные сближения с другим возможным неологизмом, глаголом "выкостить", образованным от "кость".

7. что [песнию] о вечном
8. <петь жалобно] велит. - немотивированный, обедняющий повтор "песнию", "петь". Есть и две меньшие слабости в этих двух строках…

9. ...не забываться свОим грузом, - учитывая общий метрический рисунок произведения, несомненный сбой…, солидарен с Ю.П. по таким сбоям несколько более, чем с твоим вИдением этих моментов.
10. что неволит на других
11. капризно-глупым карапузом
12. в подаяние и стих... - семантически-синтаксическая несуразица, если это род "зауми", то весьма неудачный.

13. Не поощрять свободной формой. - точка не по делу!

15. на благообразие и норму,- "аритмия" не работает на смысловое наполнение. Не спорь. Лучше - вдумайся.

16. разнЫй набор заразных рифм... - в общем контексте - явный сбой. Не спорь. Вдумайся.

17. И скинуть панцири гордыни!-
18. закопать в сырой земле,
19. поставив памятник Челлини, - знаки пунктуации этого отрывка из трёх строк не оптимальны и искажают смысл того, что ты хочешь выразить, плюс синтаксические ошибки. Лучше так: …гордыни - // Их закопать…

20. чтоб не повадиться во мгле. - точка вместо троеточия буквально добивает смысл твоего высказывания. Повадилась… лиса кур таскать. Не спорь. Вдумывайся.

Не пиши мне пространного ответа, только по делу, без эмоций, без украшений и т.д. Пока так. Так будет хорошо и для тебя, и для меня.

Кстати, желаю К. В. Григорьевичу, к которому отношусь хорошо и с уважением, здравствовать, и респект - за его, крайне полезные и интересные, материалы по 2-й Мировой. Полагаю и надеюсь, что наша "общая" полемика будет быстро и успешно входить в обоюдоудобное русло такта и корректности, сохраняя при этом взаимополезную продуктивность…

С уважением

Гавриил Тишков   17.03.2015 18:19   Заявить о нарушении
_____1
4. стрелЯть с хОлодностью стрелкА...
_
Ну и каким макаром кто-нибудь так прочитает?
_____1а
"слово в 3-м (подсказываю!) стихе, где ты сделал ошибку, тоже найди."
_
Учитель, не вижу ничего.
_____2
"2. не обделиться б на шелка...
Можно обделить кого-то чем-то, даже себя, но не -ся. Твой "неологизм" не выглядит успешным, создаёт в контексте с объектом действия очень неприятные параллели, ассоциативно-графически сближаясь с близким по написанию (и эвфонически) глаголом "обделаться" (на что-то, во что-то). И не спорь, а учись."
_
Что Вы можете предложить?
_____3
5. ...к той выкости ко встречным... - неологизм неудачен, т.к. опять же возникают не очень нужные сближения с другим возможным неологизмом, глаголом "выкостить", образованным от "кость"."
_
Ваши предложения?
_____4
"7. что [песнию] о вечном
8. <петь жалобно] велит. - немотивированный, обедняющий повтор "песнию", "петь"."
_
Какие будут предложения?
_____4а
"Есть и две меньшие слабости в этих двух строках…"
_
Какие?
_____5
"9. ...не забываться свОим грузом, - учитывая общий метрический рисунок произведения, несомненный сбой…, солидарен с Ю.П. по таким сбоям несколько более, чем с твоим вИдением этих моментов."
_
А я не согласен. По Ритму сбоя нет. Систола.
_____6
"10. что неволит на других
11. капризно-глупым карапузом
12. в подаяние и стих... - семантически-синтаксическая несуразица, если это род "зауми", то весьма неудачный."
_
Ну может быть.
_____7
"13. Не поощрять свободной формой. - точка не по делу!"
_
Может быть, Вы правы Учитель.
_____8
"15. на благообразие и норму,- "аритмия" не работает на смысловое наполнение. Не спорь. Лучше - вдумайся."
_
А чё вдумываться? Здесь сбой.
_____9
"16. разнЫй набор заразных рифм... - в общем контексте - явный сбой. Не спорь. Вдумайся."
_
Здесь второй Ритм. Пойдёт. Диастола.
_____10
"17. И скинуть панцири гордыни!-
18. закопать в сырой земле,
19. поставив памятник Челлини, - знаки пунктуации этого отрывка из трёх строк не оптимальны и искажают смысл того, что ты хочешь выразить, плюс синтаксические ошибки.
Лучше так: …гордыни - // Их закопать…"
_
Лучше: И закопать... А по препинакам не понял.
_____11
"20. чтоб не повадиться во мгле.
- точка вместо троеточия буквально добивает смысл твоего высказывания. Повадилась… лиса кур таскать. Не спорь. Вдумывайся."
_
Если честно, то не принципиально.
_______________
А вопрос можно? Вот скажите Учитель, как Вы наверно заметили: Систола и Диастола это не одно и тоже, но почему в таком случае для Вас и для Петровича и там и там одно решение -- сбой?

Рихард Мор 2   17.03.2015 21:13   Заявить о нарушении
Кстати, вот ещё что, а кто такой К. В. Григорьевич?

Рихард Мор 2   17.03.2015 21:15   Заявить о нарушении
К. В. Г. , недавно участвовавшее в полемике лицо.

Фемида - с большой буквы.

"ХОлодностью" может прочитать тот, кто не встречал устаревший вариант акцента (отсутствующий в очень многих словарях даже середины 20 века), но знает современную произносительную норму по данному слову.

предлагать варианты не моя функция, но попробовать можно: навскидку, хотя и не доволен тем, что предложу - что-то по типу - не оскудеть бы на шелка.

К другому:

К высокопарности <ко встречным]

однако чуть заметно и другое не-совсем-благозвучие "ковстречным", но именно "чуть". Варианты должны придти к тебе, хотя и я тебе постараюсь помочь.

7. что [песнию] о вечном
8. <пе<ть ж]алобно] велит. - немотивированный, обедняющий повтор "песнию", "петь"."
_
Какие будут предложения?

Учитывая другие слабости возможно менять эти стихи радикальнг. Впрочем, хозяин - барин.
_____4а
"Есть и две меньшие слабости в этих двух строках…"
_
Какие?

Евфонически не очень удачен в стихе архаизм "песнию" (звучит не очень) Но "на вкус и цвет - товарища нет!" "Петь жалобно" - недастаточно напевно, мелодично, вследствие некоторой агглютинации ("склеивания") слов.

Об остальном - позже.

Гавриил Тишков   17.03.2015 22:08   Заявить о нарушении
А я не согласен. По Ритму сбоя нет. Систола.

Ты имеешь право не соглашаться, а я тебе рекомендую поискать примеры подобного в ямбах Пушкина, Лермонтова, Фета, Блока (пока рекомендую исследовать именно их тексты). Всё, что найдёшь, детально сравни со своим стихом, можешь и мне показать, если будут вопросы. Кроме того, разве речь идёт о ритме, а не о метре?
_____9
"16. разнЫй набор заразных рифм... - в общем контексте - явный сбой. Не спорь. Вдумайся."
_
Здесь второй Ритм. Пойдёт. Диастола.
_____10
И скинуть панцири гордыни -
Их закопать в сырой земле,
Поставив памятник Челлини,
Чтоб не повадиться во мгле…
_
Лучше: И закопать... А по препинакам не понял.

Выше я дал вариант со знаками. "Их" нужно для прояснения смысла, для смыслового "отвода" (визуального дистанциирования) Челлини от "сырой земли". Троеточие выручает, давая простор для домысливания.
.
А вопрос можно? Вот скажите Учитель, как Вы наверно заметили: Систола и Диастола это не одно и тоже, но почему в таком случае для Вас и для Петровича и там и там одно решение -- сбой?
.
Полезный вопрос. Я привлекаю специальную терминологию (даже базовую) в некоторых случаях минимизировано, чтобы не возникла ложная уверенность в основательности "оправданий". Наукообразность порой шутит довольно каверзные шутки. Ты, кстати, разбирая "Поэта" и "Из детства", совершил ряд ошибочных выводов. Если ты это сделал не специально, то немалую "лепту" в твои выводы внесла и твоя уверенность в "мощь" терминологической системы. Полагаю, мы ещё вернёмся к этим интересным моментам.

Теперь о другом.

Тебе уместно поднять уровень твоих знаний в таких областях знания как синтаксис, пунктуация, эвфоника.

Раз ты смог освоить некоторые области поэтики. Освоишь и эти, тем более, при моём участии.

Также замечу, что многие источники в той сфере, в которую ты детально вникаешь, противоречат друг другу во многих моментах. Тебе это должно быть известно. Но, наблюдая (пусть и весьма скудную по объёму) нашу полемику, я сделал вывод, что ты не разложил "по полочкам" противоречия систем отдельных стиховедов, не создал своей системы. О другом я уже говорил. Добавлю, что система терминов - только инструмент, грубо говоря "механический раб". Инструмент (со всей плеядой законов, правил, дополнений и исключений) должен давать качественный результат свой работы. Кроме того, и это касается конкретно нас, сама эта работа должна приносить пользу людям (нам и другим), её результаты (говорю и о произведениях, и о теории) не должны подавлять читателей и собеседников, развращать их (например, нигилизмом, унынием… но это вопрос тонкий и духовный: век живи - век учись…), использоваться в целях оскорбления и в других неблаговидных случаях, это моральная сторона.

Гавриил Тишков   18.03.2015 23:39   Заявить о нарушении
"А вопрос можно? Вот скажите Учитель, как Вы наверно заметили: Систола и Диастола это не одно и тоже, но почему в таком случае для Вас и для Петровича и там и там одно решение -- сбой?
.
Полезный вопрос. Я привлекаю специальную терминологию (даже базовую) в некоторых случаях минимизировано, чтобы не возникла ложная уверенность в основательности "оправданий". Наукообразность порой шутит довольно каверзные шутки. Ты, кстати, разбирая "Поэта" и "Из детства", совершил ряд ошибочных выводов. Если ты это сделал не специально, то немалую "лепту" в твои выводы внесла и твоя уверенность в "мощь" терминологической системы. Полагаю, мы ещё вернёмся к этим интересным моментам."
_
Признаться, ни чё не понял?! Вопрос был не по терминам, а по разности нарушений Метра. И, Ваш вопрос (чуть ранее): а "разве речь идёт о ритме, а не о метре?" -- странен.
_
Не зАбывАться своИм грУзом
о1 о1 о1 1о -- нарушение Метра в 3 стопе, если рассматривать эту строку как Я4ж.
Но ведь в реальности эта строка
_
не забывАться своим грУзом
_
равна ооо1ооо1о -- 2стопному 4Пеону с женским окончанием. Где Вы здесь видите нарушение? И да, речь идёт о Ритме, ибо, что в Ямбе, что в Хорее, благодаря пеонному _ооо_ ветерку, как раз таки эти нарушения Метра и возможны.
http://www.stihi.ru/2014/06/25/3590
Кстати, Учитель, а что Вы думаете о подобных нарушениях в трёхсложниках?
_____2
"Теперь о другом.

Тебе уместно поднять уровень твоих знаний в таких областях знания как синтаксис, пунктуация, эвфоника."
_
Вот спасибочки Учитель, порадовали. Синтаксис? Ну ладно. А пунктуация здесь причём? Кстати, за этими благими намерениями Вы так и не ответили мне о Систоле и Диастоле.

Рихард Мор 2   19.03.2015 01:46   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Рихард Мор 2
Перейти к списку рецензий, написанных автором Гавриил Тишков
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.03.2015