Рецензия на «В лодочке глаз» (Елена Семёнова)

Стихам Елены Семёновой свойственны ненавязчивая музыкальность и сновидческая алогичность и своеволие. Например, стихотворение «В лодочке глаз», начатое вроде бы намёком на песню Михаила Анчарова («Глаза серо-зелёные, / Лукавые, солёные» сразу отзываются «цветастым полушалочком»), тут же опрокидывается в иную стихию, колышущуюся, водную, и не только потому, что море здесь называется по имени, но и благодаря некоторым качающимся, как волны, рифмам. Так, рифма «тёплое»-«топлёное» примечательна тем, что в ней повторяются почти все звуки, но со сдвигом на слог, что создает иллюзию зыбкого отражения. «Ресничка, соринка на радужке» вкупе с «вершинкой языка» ассоциируется с эпизодом из романа Катаева «Белеет парус одинокий», где герою попадает в глаз паровозная сажа. При этом грамматика выражает желание героини как стать такой соринкой, так и убрать эту соринку кончиком языка: раздвоенность очень крупного плана, узорчатая и целомудренная эротичность. Узорчато и стихотворение «Мурано и Бурано», хотя по красочности и глубине оно, в общем-то, не превосходит вояжных фотографий. Обращает на себя внимание строка «Рвут занавески, как вдаль улететь паруса» — задумываешься, стоит ли так курочить синтаксис? Но, видимо, синтаксис здесь смят тем самым ветром, который живописуется. (Однако то появляющимся, то пропадающим знакам препинания не хочется подыскивать даже такого сомнительного объяснения.) Интересны ассоциации стихотворения «Памяти папы» и зигзагообразные ходы «Ветра с дола». Стихотворения подборки, записанные в так называемом формате А4, отличаются нестрогой метрикой, и читателю приходится дополнительно напрягаться для поиска рифм, не обозначаемых обрывом строки. (В скобках замечу: говоря о таком способе записи, пора бы обновить определение стиха, даваемое М. Гаспаровом: тот утверждал, что стих делают стихом следующие формальные признаки: членение на соизмеримые отрезки; подчеркивающие это членение рифмы; облегчающие это соизмерение метр и ритм. Если строго следовать такому определению, то любое классическое стихотворение, записанное не в столбик, автоматически обращается в прозу, а любая проза, разбитая на приблизительно равное отрезки, как оно и происходит при вёрстке, автоматически делается стихами. По-моему, такое определение — своего рода «двуногое существо без перьев».) Оценка в баллах — 8.

Фрагмент из Обзора ВС 18.02.15
http://www.stihi.ru/2015/02/25/10454

Георгий Яропольский   26.02.2015 10:15     Заявить о нарушении
О, благодарю Вас!

Елена Семёнова   28.02.2015 01:32   Заявить о нарушении
Не за что, Елена. Приглашаю с подборкой в «45-ю параллель».
С уважением,

Георгий Яропольский   28.02.2015 10:44   Заявить о нарушении
Спасибо большое за приглашение, Георгий! С удовольствием =) А какой нужен объем и куда присылать?

Елена Семёнова   28.02.2015 16:02   Заявить о нарушении
Подборку объёмом до 400 строк с общим заголовком и четверостишием-визиткой (для анонса), а также биографическую заметку и фотографию можно прислать по адресу, указанному на сайте 45parallel.net или непосредственно мне (yargeo2008@mail.ru).

Георгий Яропольский   28.02.2015 16:42   Заявить о нарушении
Да, спасибо, Георгий, все пришлю! =)

Елена Семёнова   02.03.2015 21:58   Заявить о нарушении
Георгий, добрый день! Совсем недавно обнаружила, что напечатали мою подборку на "45 параллели". Безмерно Вам благодарна! =)))

Елена Семёнова   29.06.2015 16:47   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Елена Семёнова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Георгий Яропольский
Перейти к списку рецензий по разделу за 26.02.2015