Рецензия на «И де я?» (Ас Дорофеев)
А может в наших сказках потому так славят дураков, что в нашей Истории это было как бы видом мимикрии: "косить под дурачка", при жёстком гнёте сверху - это своеобразный вид самозащиты... А.Р. Резанов Александр 10.01.2015 18:02 Заявить о нарушении
Добрый день, Александр Александрович!
Конечно, это была и есть самозащита, т.е. защита самого себя, своих сородичей и соплеменников. Дурак – русский человек из прошлого, вот только несколько поговорок: - Дураку закон не писан; - Дураку и в алтарь нет спуску; - Дураку счастье, умному Бог даст; - От чорта крестом, от медведя пестом, а от дурака ничем; - Дураку воля, что умному доля; - Из дурака и плач смехом прёт; - Дурацкую голову и хмель не берёт; - На дурака вся надежа; - Матушка рожь кормит всех дураков сплошь. А теперь предлагаю вспомнить это прошлое: Давным-давно люди жили общинами, где существовали правила поведения, которых придерживались все члены общины, усваивавшие эти правила с раннего детства. Но общинная жизнь закончилась, когда людей стало так много, что они перестали узнавать друг друга в лицо. Тогда на одном из советов старейшин общины было принято решение о создании специализированной структуры для соблюдения людьми одинаковых правил поведения - го-суд-ар-ст-ва. Под эту структуру постепенно создали ещё четыре подструктуры: Петр Алексеевич Кропоткин, которого считают основоположником анархизма, определял их так - попа (религию), помещика (администрацию=чиновничий аппарат=элиту и так далее и тому подобное), солдата (армию=полицию=опричников=пожарных=ямщиков и прочих служилых людей), судью (законы писаные). Потихоньку эта структура (государство) докочевала и до нас – пришла на деревенскую Русь и начала переделывать её в городскую Россию. Об этом написано в ответе Вэцке к рецензии на моё стихотворение – России русский пленный - http://www.stihi.ru/2013/03/10/10569, а также в рецензии на стихотворение Вики Соловьёвой – Не люблю я гранит - http://www.stihi.ru/2012/12/03/7061. Много разных исследователей обращалось к теме русского дурака. Каждый из них сделал немало наблюдений, хотя понять смогли далеко не все: - Дурак лишен гибкой реакции на окружающую его ситуацию – Ю.М. Лотман; - Сказочные дураки обладают одним свойством: они жалостливы… Дурак услужлив, доброжелателен, хочет всем угодить. Но он всегда опаздывает, прошлое применяет к настоящему… В дураке есть самое важное: душевная красота и моральная сила… Дурак русских сказок обладает нравственными достоинствами, и это важнее наличия внешнего ума – В.Я. Пропп; - Гораздо легче стать умным, чем перестать быть дураком – В.О. Ключевский; - Иван-дурачок сидит в каждом русском, и нельзя его ни спрятать, ни извести – Ф. Гиренок; - Дурак всегда на последнем месте: на запечье, на залавке, в сенях. Умственный капитал семейства на тяжелые времена. Дурак в конце, но концы – они же и начала. Начала нового… Дурак – комический антипод героя, который обязан местом и временем подвига; у дурака же три приметы: он всегда счастлив, не знает времени и свободен в своих поступках… Дурак изрекает прописные истины, банальные формулы слетают с его уст (изречь в исконном значении корня – напомнить известное) – В.В. Колесов Единственное, чего нет в дураке, а точнее – в русском человеке, так это желания закосить под кого бы то ни было. Дурак защищает всё то, что так ненавистно всем представителям государственных подструктур - попам, помещикам, солдатам и судьям, а именно – общинный уклад жизни, в котором не было места умным, поделившим весь мир на доли. Не было в нём места и алкоголю. С уважением, Ас Дорофеев 13.01.2015 21:39 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |