Рецензия на «Размышления о Константине Бальмонте и его поэзии» (Алексей Косенко)

Ваша научная диссертация поможет студентам-филологам!Очень интересный материал!
С огромным уважением

Екатерина Дикалова   02.04.2014 17:16     Заявить о нарушении
Екатерина, если вы имеете в виду эти размышления, то это только хобби, реально я занимаюсь грамотностью, пишу книгу по методике обучения грамотности на доорфографическом уровне, то есть учу сам и показываю, как учить тех, кто делает не орфографические а иные ошибки: описки, путаницу букв, перестановку в слове букв и слогов. Такие проблемы были всегда.

Вот вам один интересный исторический момент: если мы возьмём современное слово "ладонь" (прежде лодонь), то обнаружим, что в древнерусском языке было слово "долонь (и сегодня есть в украинском языке), есть и длань ("и длянь свою простёр").

Но как получилось, что "долонь" превратилась в "лодонь"? Оказывается просто. Есть такое разделение двух ведущих восприятий у человека: одно последовательное, медленное, знаковое, логическое (условно называется левополушарным), другое мгновенное, целостное, образное, эмоциональное (правополушарнгое). Так вот если у человека ведущее правополушарное восприятие, то для него одинаково произносить и писать долонь или лодонь.

Так в современном русском языке слово "лодонь" появляется при переписи грамот (видимо грамотей был правополушарным) и потом закрепляется в произношении, тем более, что слово "лодонь", а потом "ладонь" близко к слову "лад", "ладить", "лады" и тогда получается, что новое слово приживается, потому что "ладим мы ладонями", "лады настраиваем ладонями", играем в ладушки, а не в долушки. А слово Долонь от слова долы (подол, подоляне, вдоль,, возможно и доля и одолеть). Так приживается старое слово с новым звучанием.

Но в повседневной практике обучения младшешкольников грамотному письму сталкиваешься с горой ошибок, которые они сами не могут разобрать и преодолеть.

Как помочь ребёнку, путающему "Б" и Д" или "Ш" и "Щ", как помочь ребёнку, который списывая слово пишет его наизнанку? И ещё хорошо и смешно, когда ребёнок переписывает слово "ШОРОХ", как "ХОРОШ", но когда он пишет вместо "молоко" - "ломоко", то тут уже не до смеха. Вот такими ошибками и такими детьми, путающимися в написании, которым ставят различные диагнозы: дизграфия, дизлексия, дизорфография - я и занимаюсь. Я сам бывший дизграфик. Как-то с младшими детьми гулял в парке, сынишка увидел шмеля и говорит: "Смотри пчель!", Я ему не задумываясь отвечаю: "Это не пчель, а шмела".

Под нашим окном сидят летом два алкаша и один другому говорит: "Пойдём ещё купим и выпьем", а другой ему отвечает: "Ты уже вяка не лыжишь" :) вот откуда и берутся таки слова как "не вякай". Я это воспринимаю легко и просто, потому что сам могу запросто сказать жене: "Я помы полыл" или что-то подобное, при этом абсолютно трезвый:) Удачи вам, Екатерина.

Алексей Косенко   03.04.2014 12:47   Заявить о нарушении
Алексей,очень интересной работой Вы занимаетесь!Вы даете исчерпывающий ответ на вопросы.Я думаю,можно к Вам обращаться за ответом на интересующие вопросы!
Приятно общаться с Вами! Исследовательского вдохновения Вам,Алексей!

Екатерина Дикалова   03.04.2014 17:05   Заявить о нарушении
Алексей, эти замечания Ваши надо отдельной статьёй печатать!
Очень хорошо понимаю, о чем речь. Никогда не ошибалась в словах, грамотность - "врожденная", а как стала уставать с детишками... Зову: "Тоня!" ( муж- Толя, младшая дочь - Соня) Соня ищет: "Где мои маленькие валенки?" Я шестилетке говорю: "Ищи сама свои валенькие маленки!" Есть о чем подумать...

Наталья Мартишина   11.11.2014 00:00   Заявить о нарушении
Да, Наталья, вот сейчас как раз редактирую свою уже написанную книгу по методике формирования навыков грамотного письма и правильного чтения у младших школьников. В основном по доорфографическому уровню. Данное явление, перестановка слогов или букв в слове или между рядом стоящими словами, говорит лишь о том, что в данный

Алексей Косенко   11.11.2014 12:12   Заявить о нарушении
Сорвалась запись, извините, продолжаю.
Такая перестановка возникает в тот момент, когда у нас работает правополушарное восприятие, то есть целостное, мгновенное, образное, нерасчленяющее на детали. Если у человека ведущее правополушарное восприятие, он может запросто делать такие очепятки и овогорки, если же у человека ведущее левополушарное восприятие, он сделает скорее такие перестановки в тот момент, когда будет поглощён правополушарной деятельностью, то есть когда у него активно работает правополушарное восприятие. Дело в том, что переключение с одного восприятия на другое происходит или спонтанно, или произвольно, если научиться этот процесс контролировать. Если мы увлечены содержанием стиха, каким-то творческим или рабочим процессом, автоматически включившим наше правополушарное восприятие (или пьяны, а алкоголь отключает левое полушарие), то в этот момент наша речь будет контролироваться только правым полушарием, а оно безразлично к линейности и слоговой структуре слова и даже целых фраз. И чтобы не допустить доорфографических ошибок (перестановки букв и слогов я отношу к доорфографическим ошибкам), нужно или настраивать себя на контроль, то есть быть предельно внимательным к своей речи (письменной и устной), или просто после письма перечитывать и проверять свои записи, но уже читая их по слогам и включая таким прочтением левополушарное восприятие, которое как раз и отвечает за всю грамотность (в том числе и орфографическую), потому что это восприятие линейно, структурно, последовательно, медленно, знаково (буквы и слоги - это знаки), логично и обладает большей степенью произвольности и менее спонтанно, чем правополушарное восприятие. Для хорошо развитого человека нужно, чтобы оба восприятия работали одновременно.
НО!!!
Как правило у мальчиков, в отличие от девочек и женщин, чаще встречаются крайние случаи: или резко правый (скульптор, командир подразделения, инженер, вор карманник, артист, публичный политик), или резко левый (компьютерщик, программист, поэт, композитор, философ, математик-теоретик, аналитик, непубличный политик), но обучение и воспитание могут или сглаживать, или усиливать крайние доминантные предпочтения, тогда мужчины узко специализируются. А у женщин оба восприятия работают практически параллельно и гармонично, но опять же при хорошем образовании. И задача в том, чтобы построить обучение так, чтобы в школе развивать оба восприятия и ведущее и ведомое, чтобы они стали одним целым. Но школа отдаёт предпочтение только левополушарным детям.
Моя книга о том, как формировать грамотность и навыки правильного чтения у детей с ведущим правополушарным восприятием.
Надеюсь закончить редактирование в течение месяца-двух, а потом понесу в редакцию. Жаль, что в своей книге я не пишу так занимательно, как написал здесь, хотя, может быть, стоит что-то популярное написать и в ней. Как опубликую дам знать.

НО правополушарность может подводить и с числами: я лично путаюсь в восприятии 6 и 9, если они стоят рядом по несколько вместе, то могу при спешке перевернуть их вверх ногами и тогда получаются другие цифры:( Вместо 8926962..., набираю 8929692...

Алексей Косенко   11.11.2014 12:53   Заявить о нарушении
Да, Наталья, вы правы, когда мы устаём, то левое полушарие тоже отключается или становится ведомым. Дело в том, что первично вся информация поступает к нам в правое полушарие (оно более древнее, левополушарное восприятие - молодое, а дифференциация появились у людей скорее всего с речью, развилась достаточно хорошо с появлением письменности и счёта), а оно уже оттормаживает или сортирует её, дальше направляя или налево или направо, или, минуя сознание, в подсознание, в подвал, тот самый, который пытался неумело осветить Фрейд. И если мы устали, то и сортировка-включение будет иногда сбиваться. Кроме этого, если мы в ситуации общения устали, то хуже работают наши лобные и височные доли, а они как раз отвечают за произвольность речи, мы больше настраиваемся на эмоции в общении, а они как раз в правом полушарии. Но это, конечно, всё предельно упрощённо я пишу, на самом деле это очень и очень сложные процессы, мы можем только схематически обозначать то, что творится внутри наших нейронных связей:)
Душа наша - потёмки для нас самих и тех, кто пытается её изучать:)
Нельзя разделять человека на левое и правое, нужно его исцелять, если уж природа обделила его гармонией. Но для объяснения процессов, мы вынуждены использовать расчленяющие схемы. Без этого, увы, понять то, что происходит с ребёнком в момент обучения чтению или письму нельзя.
А вот путаница имён говорит о том, что имена лежат у нас на одной эмоциональной полочке, в правом полушарии, поэтому легко смешиваются слоги. Я вообще в ситуации усталости или эмоционального возбуждения начинаю путать имена дочерей и жены, и имена сыновей, так что это всё закономерно: мы путаем, потому что любим.
До свидания. Рад, что вам интересно.

Алексей Косенко   11.11.2014 13:17   Заявить о нарушении
Очень интересно, Алексей! Я ведь физиолог по первому образованию. И тогда ещё, в университете, провела один опыт: выпила коктейль "Кр. Мэри" и на этом фоне стала писать стихи. Приготовилась, взяла ручку и лист... Я ведь очень легко пишу стихи. Записывала, пока не заснула. Утром прочла. Что это были за стихи! Умелый, красивый, образный, ритмичный полнейший бред - без логики, без смысла, одни словесные абстракции. Математика, а не поэзия.

Наталья Мартишина   12.11.2014 00:11   Заявить о нарушении
Вы физиолог? Интересно. Я обязательно время от времени читаю книги по нейропсихологии и психофизиологии - работать с детьми и взрослыми приходится на стыке наук. А у меня два образования: первое - военное училище и 10 лет службы в армии (это мой конёк - ведущее правое полушарие), а второе - психфак МГУ (смог поступить туда со своей дисграфией только благодаря тому, что в позднесоветское время на вечернее отделение принимали без экзаменов с досдачей тех, у кого уже было первое высшее). Ну а в военное училище приняли не за грамотность, а за физподготовку:). Иначе, как через военное училище, я никогда не поступил бы на психфак: там русский и математика с запредельными для меня того прежнего требованиями. Вот там в МГУ и в самостоятельной работе стал развивать свое левополушарное восприятие:)
О вашем примере написания стихов есть такой пример? Один европейский исследователь решил на себе проверить действие какого-то азиатского наркотика: пришёл в Индии курительный кабак, накурился, и ему пришла в голову гениальная мысль, но когда он очнулся, то мысль ускользнула, осталось только сильнейшее ощущение её великости и гениальности, тогда он ещё раз пошёл в тот же кабак и опять накурился, но в этот раз свою гениальную мысль он записал угольком на стене хижины, в которой был под кайфом. Отрезвев он прочёл запись, она гласила: "Банан велик, но кожура его больше!!!" Это действительно феномен определённой работы мозга: критичность снимается под воздействием психотропных веществ.
Кстати я подумал: если вам интересно, то у меня есть несколько выложенных в интеренете статей на моём рекламном сайте о влиянии лево-право-полушарного восприятия на обучение. Вот ссылка на сайт: http://russkiy-vsem.narod.ru/index.html
Убегаю...

Алексей Косенко   12.11.2014 11:49   Заявить о нарушении
Я подумал, Наталья, если хотите, то можете сами опубликовать отдельной статьёй то, что вам интересно: я считаю, что информация должна быть в свободном доступе, мне самому недосуг и я не знаю, где это можно опубликовать.

Алексей Косенко   12.11.2014 22:45   Заявить о нарушении
Так на Вашей же странице, Алексей))) Пусть это будет незаконченная вещь, отрывок, но когда-то Вы её отшлифуете. А так - может затеряться, в рецензиях-то.

Наталья Мартишина   12.11.2014 22:47   Заявить о нарушении
Пожалуй, так и сделаю. Спасибо, Наталья, за ваше внимание и интерес.

Алексей Косенко   13.11.2014 09:26   Заявить о нарушении
Наталья и Екатерина, вот наконец-то вышла моя книга по методике обучения "необучаемых" здесь ссылка на неё:

Алексей Косенко   09.01.2019 16:12   Заявить о нарушении
здесь не отображается, но отобразилась на главной странице.

Алексей Косенко   09.01.2019 16:13   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Алексей Косенко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Екатерина Дикалова
Перейти к списку рецензий по разделу за 02.04.2014