Рецензии на произведение «Размышления о Константине Бальмонте и его поэзии»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Ваша научная диссертация поможет студентам-филологам!Очень интересный материал!
С огромным уважением
Екатерина Дикалова 02.04.2014 17:16 Заявить о нарушении
Вот вам один интересный исторический момент: если мы возьмём современное слово "ладонь" (прежде лодонь), то обнаружим, что в древнерусском языке было слово "долонь (и сегодня есть в украинском языке), есть и длань ("и длянь свою простёр").
Но как получилось, что "долонь" превратилась в "лодонь"? Оказывается просто. Есть такое разделение двух ведущих восприятий у человека: одно последовательное, медленное, знаковое, логическое (условно называется левополушарным), другое мгновенное, целостное, образное, эмоциональное (правополушарнгое). Так вот если у человека ведущее правополушарное восприятие, то для него одинаково произносить и писать долонь или лодонь.
Так в современном русском языке слово "лодонь" появляется при переписи грамот (видимо грамотей был правополушарным) и потом закрепляется в произношении, тем более, что слово "лодонь", а потом "ладонь" близко к слову "лад", "ладить", "лады" и тогда получается, что новое слово приживается, потому что "ладим мы ладонями", "лады настраиваем ладонями", играем в ладушки, а не в долушки. А слово Долонь от слова долы (подол, подоляне, вдоль,, возможно и доля и одолеть). Так приживается старое слово с новым звучанием.
Но в повседневной практике обучения младшешкольников грамотному письму сталкиваешься с горой ошибок, которые они сами не могут разобрать и преодолеть.
Как помочь ребёнку, путающему "Б" и Д" или "Ш" и "Щ", как помочь ребёнку, который списывая слово пишет его наизнанку? И ещё хорошо и смешно, когда ребёнок переписывает слово "ШОРОХ", как "ХОРОШ", но когда он пишет вместо "молоко" - "ломоко", то тут уже не до смеха. Вот такими ошибками и такими детьми, путающимися в написании, которым ставят различные диагнозы: дизграфия, дизлексия, дизорфография - я и занимаюсь. Я сам бывший дизграфик. Как-то с младшими детьми гулял в парке, сынишка увидел шмеля и говорит: "Смотри пчель!", Я ему не задумываясь отвечаю: "Это не пчель, а шмела".
Под нашим окном сидят летом два алкаша и один другому говорит: "Пойдём ещё купим и выпьем", а другой ему отвечает: "Ты уже вяка не лыжишь" :) вот откуда и берутся таки слова как "не вякай". Я это воспринимаю легко и просто, потому что сам могу запросто сказать жене: "Я помы полыл" или что-то подобное, при этом абсолютно трезвый:) Удачи вам, Екатерина.
Алексей Косенко 03.04.2014 12:47 Заявить о нарушении
Приятно общаться с Вами! Исследовательского вдохновения Вам,Алексей!
Екатерина Дикалова 03.04.2014 17:05 Заявить о нарушении
Очень хорошо понимаю, о чем речь. Никогда не ошибалась в словах, грамотность - "врожденная", а как стала уставать с детишками... Зову: "Тоня!" ( муж- Толя, младшая дочь - Соня) Соня ищет: "Где мои маленькие валенки?" Я шестилетке говорю: "Ищи сама свои валенькие маленки!" Есть о чем подумать...
Наталья Мартишина 11.11.2014 00:00 Заявить о нарушении
Алексей Косенко 11.11.2014 12:12 Заявить о нарушении
Такая перестановка возникает в тот момент, когда у нас работает правополушарное восприятие, то есть целостное, мгновенное, образное, нерасчленяющее на детали. Если у человека ведущее правополушарное восприятие, он может запросто делать такие очепятки и овогорки, если же у человека ведущее левополушарное восприятие, он сделает скорее такие перестановки в тот момент, когда будет поглощён правополушарной деятельностью, то есть когда у него активно работает правополушарное восприятие. Дело в том, что переключение с одного восприятия на другое происходит или спонтанно, или произвольно, если научиться этот процесс контролировать. Если мы увлечены содержанием стиха, каким-то творческим или рабочим процессом, автоматически включившим наше правополушарное восприятие (или пьяны, а алкоголь отключает левое полушарие), то в этот момент наша речь будет контролироваться только правым полушарием, а оно безразлично к линейности и слоговой структуре слова и даже целых фраз. И чтобы не допустить доорфографических ошибок (перестановки букв и слогов я отношу к доорфографическим ошибкам), нужно или настраивать себя на контроль, то есть быть предельно внимательным к своей речи (письменной и устной), или просто после письма перечитывать и проверять свои записи, но уже читая их по слогам и включая таким прочтением левополушарное восприятие, которое как раз и отвечает за всю грамотность (в том числе и орфографическую), потому что это восприятие линейно, структурно, последовательно, медленно, знаково (буквы и слоги - это знаки), логично и обладает большей степенью произвольности и менее спонтанно, чем правополушарное восприятие. Для хорошо развитого человека нужно, чтобы оба восприятия работали одновременно.
НО!!!
Как правило у мальчиков, в отличие от девочек и женщин, чаще встречаются крайние случаи: или резко правый (скульптор, командир подразделения, инженер, вор карманник, артист, публичный политик), или резко левый (компьютерщик, программист, поэт, композитор, философ, математик-теоретик, аналитик, непубличный политик), но обучение и воспитание могут или сглаживать, или усиливать крайние доминантные предпочтения, тогда мужчины узко специализируются. А у женщин оба восприятия работают практически параллельно и гармонично, но опять же при хорошем образовании. И задача в том, чтобы построить обучение так, чтобы в школе развивать оба восприятия и ведущее и ведомое, чтобы они стали одним целым. Но школа отдаёт предпочтение только левополушарным детям.
Моя книга о том, как формировать грамотность и навыки правильного чтения у детей с ведущим правополушарным восприятием.
Надеюсь закончить редактирование в течение месяца-двух, а потом понесу в редакцию. Жаль, что в своей книге я не пишу так занимательно, как написал здесь, хотя, может быть, стоит что-то популярное написать и в ней. Как опубликую дам знать.
НО правополушарность может подводить и с числами: я лично путаюсь в восприятии 6 и 9, если они стоят рядом по несколько вместе, то могу при спешке перевернуть их вверх ногами и тогда получаются другие цифры:( Вместо 8926962..., набираю 8929692...
Алексей Косенко 11.11.2014 12:53 Заявить о нарушении
Душа наша - потёмки для нас самих и тех, кто пытается её изучать:)
Нельзя разделять человека на левое и правое, нужно его исцелять, если уж природа обделила его гармонией. Но для объяснения процессов, мы вынуждены использовать расчленяющие схемы. Без этого, увы, понять то, что происходит с ребёнком в момент обучения чтению или письму нельзя.
А вот путаница имён говорит о том, что имена лежат у нас на одной эмоциональной полочке, в правом полушарии, поэтому легко смешиваются слоги. Я вообще в ситуации усталости или эмоционального возбуждения начинаю путать имена дочерей и жены, и имена сыновей, так что это всё закономерно: мы путаем, потому что любим.
До свидания. Рад, что вам интересно.
Алексей Косенко 11.11.2014 13:17 Заявить о нарушении
Наталья Мартишина 12.11.2014 00:11 Заявить о нарушении
О вашем примере написания стихов есть такой пример? Один европейский исследователь решил на себе проверить действие какого-то азиатского наркотика: пришёл в Индии курительный кабак, накурился, и ему пришла в голову гениальная мысль, но когда он очнулся, то мысль ускользнула, осталось только сильнейшее ощущение её великости и гениальности, тогда он ещё раз пошёл в тот же кабак и опять накурился, но в этот раз свою гениальную мысль он записал угольком на стене хижины, в которой был под кайфом. Отрезвев он прочёл запись, она гласила: "Банан велик, но кожура его больше!!!" Это действительно феномен определённой работы мозга: критичность снимается под воздействием психотропных веществ.
Кстати я подумал: если вам интересно, то у меня есть несколько выложенных в интеренете статей на моём рекламном сайте о влиянии лево-право-полушарного восприятия на обучение. Вот ссылка на сайт: http://russkiy-vsem.narod.ru/index.html
Убегаю...
Алексей Косенко 12.11.2014 11:49 Заявить о нарушении
Алексей Косенко 12.11.2014 22:45 Заявить о нарушении
Наталья Мартишина 12.11.2014 22:47 Заявить о нарушении
Алексей Косенко 13.11.2014 09:26 Заявить о нарушении
Алексей Косенко 09.01.2019 16:12 Заявить о нарушении
Алексей Косенко 09.01.2019 16:13 Заявить о нарушении
Да. Про Мукден и Цусиму он хорошо сказал.
Наталья Мартишина 06.03.2014 23:46 Заявить о нарушении
Алексей Косенко 07.03.2014 22:51 Заявить о нарушении
Алексей Косенко 07.03.2014 22:54 Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2013/07/12/729
Это контекст, в котором Бальмонт был прав...
А вообще, он земляк мой, к землякам - только хорошо...
Наталья Мартишина 08.03.2014 15:12 Заявить о нарушении
Алексей Косенко 08.03.2014 22:41 Заявить о нарушении
Очень искренно!
Рома Данилов 18.07.2013 00:38 Заявить о нарушении
Алексей Косенко 19.07.2013 00:32 Заявить о нарушении
Спасибо, Вам!
Всё было для меня познавательно!
Валерий.
Валерий Север-Чинёный 03.04.2013 10:37 Заявить о нарушении
Алексей Косенко 03.04.2013 21:13 Заявить о нарушении
С интересом прочел, Алексей.
Ничего не могу пока сказать, т.к. не заню поэзии Бальмонта. Но то, как Вы написали тут все - вызывает уважение.
Понравились ваша обстоятельность и язык.
Успехов Вам
Анатолий Косенко 01.10.2012 00:00 Заявить о нарушении
Алексей Косенко 01.10.2012 01:12 Заявить о нарушении
Я люблю тебя, Дьявол, я люблю Тебя, Бог,
Одному - мои стоны, и другому - мой вздох,
Одному - мои крики, а другому - мечты,
Но вы оба велики, вы восторг Красоты.
Потрясающе, да?
Бальмонт... Обожаю его поэзию. Извините что осушалась и откликнулась на Вашу замечательную статью.:-)
Интересная Чудачка 31.10.2011 14:27 Заявить о нарушении
Мне очень импонирует Ваше отношение к Поэту и к Поэзии!
с теплом
Натали.
Наталия Янг 01.02.2011 20:49 Заявить о нарушении
Алексей Косенко 01.02.2011 21:56 Заявить о нарушении
Дочитывая Ваше эссе, решил упомянуть обязательно имена В.Брюсова, А.Белого, А.Блока, М.Волошина, И.Аненского, В.Иванова, Д.Мережковского, З.Гиппиус и ...список можно продолжить ещё десятком имён удивительных поэтов-символистов начала 20-го века, а Вы уже упомянули два больших имени.
...............................................................
Андрей Белый.
БАЛЬМОНТУ.
В золотистой дали
облака, как рубины,-
облака как рубины, прошли,
как тяжелые, красные льдины.
Но зеркальную гладь
пелена из туманов закрыла,
и душа неземную печать
тех огней - сохранила.
И, закрытые тьмой,
горизонтов сомкнулись объятья.
Ты сказал: "Океан голубой
еще с нами, о братья!"
Не бояся луны,
прожигавшей туманные сети,
улыбались - священной весны
все задумчиво грустные дети.
Древний хаос, как встарь,
в душу крался смятеньем неясным.
И луна, как фонарь,
озаряла нас отсветом красным.
Но ты руку воздел к небесам
и тонул в ликовании мира.
И заластился к нам
голубеющий бархат эфира.
1903.
.............................................................
Если не лень, прочтите и моё посвящение Бальмонту:
http://www.stihi.ru/2010/03/26/3604.
Извините за назойливость.
С уважением, Анатолий.
Анатолий Болгов 07.04.2010 01:14 Заявить о нарушении
Алексей Косенко 30.09.2010 15:15 Заявить о нарушении