Рецензия на «Стенькин суд» (Школа Поэзии -2)
Комментарий Волошин сам пояснил замысел стихотворения: «Когда в октябре 17-ого года с русской Революции спала интеллигентская идеологическая шелуха и обнаружился ее подлинный лик, то сразу начало выявляться ее сродство с народными движениями давно отжитых эпох русской истории… Прежде всего проступили черты Разиновщины и Пугачевщины и вспомнилось старое волжское предание, по которому Разин не умер, но, подобно Фридриху Барбароссе, заключен внутри горы и ждет знака, когда ему вновь «судить русскую землю». Иногда его встречают на берегу Каспийского моря, и тогда он расспрашивает: продолжают ли его предавать анафеме, не начали ли в церквах зажигать сальные свечки вместо восковых, не появились ли уже на Волге и на Дону «самолетки и самоплавки»? Эти вопросы, столь напоминающие совершавшееся теперь, и самая идея Страшного Суда, вершащегося над Русской землей темными и мстительными силами, раздавленными русской государственностью и запечатленными в гробах церковной анафемой, внушили мне поэму «Стенькин суд». Море Хвалынское – старое название Каспийского моря. Шихан – крутой холм. От змия горынского – существует народное сказание, по которому сердце Стеньки в горе с восхода до заката сосет «великий змей. Гребенская – станица казаков у Гребенских гор. Сарынь – толпа, ватага. Василий Ус и Федор Шелудяк – сподвижники Разина. В священных цепях – в освященных цепях для избежания колдовства. «Мне к чему царевать и насиловать» - цитата из «прелестных писем» Разина. Школа Поэзии -2 02.04.2014 14:07 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |