Рецензия на «А, скучно вдруг стало» (Лазарь Лисинкер)
Здравствуйте, Лазарь! Уважаю тех, кто от скуки избавляется сам, не ноя на каждом углу: "Ах, как же мне скучно..." Поэтому респект летчику-камикадзе. Что касается стихов и текстов (это лично моё восприятие, а никак не истина в последней инстанции) - обычно нет необходимости глубоко зарываться в стихотворение, чтобы понять чем там пахнет - скукой или позитивом. Любое произведение несёт в себе определенную энергетику. Дело даже не в сюжете или в словах, несущих негатив. Дело именно в энергетике. Может поэтому я равнодушна, например, к творчеству Мандельштама - от его произведений веет тоской. Лида Свинцова 13.02.2014 10:44 Заявить о нарушении
- Видите ли Лидия (ничего, что без отчества ?), где мы с Вами, и где
классик О.М-м ? Но вот конкретика. Как и многие неравнодушные к под- линной поэзии, пытался я сформулировать критерии этой самой "истинности" поэзии. Вот что получилось: -- ---------- ----------- Хотелось бы, ну, разумеется, не математической формулы, но чего-то более серьёзного. И вот тут возникли «Субъективные критерии отбора», которые приведены ниже: a/ текст живет больше одного поколения b/ народ растаскивает строчки в разговорную речь c/ в этих стихах есть тайна d/ гремучая смесь из резьбы по камню и смутных намеков. Первые два критерия более-менее бесспорны и не требуют пояснений. А вот образность, тайна и смутные намёки требуют некоего пояснения, которое нам удобней сделать на примере одного из стихотворений О.Мандельштама: Я в хоровод теней, топтавших нежный луг С певучим именем смешался, Но все растаяло, и только слабый звук В туманной памяти остался Сначала думал я, что имя - серафим, И тела легкого дичился, Немного дней прошло, и я смешался с ним И в милой тени растворился И снова яблоня теряет дикий плод, И тайный образ мне мелькает И богохульствует и сам себя клянет И угли ревности глотает. А счастье катится, как обруч золотой, Чужую волю исполняя, И ты гоняешься за легкою весной, Ладонью воздух рассекая. И так устроено, что не выходим мы Из заколдованного круга, Земли девической упругие холмы Лежат спелёнутые туго. Рис.1 Земли девической упругие холмы / В начале текста / Что касается смутных намёков, то их наличие в стихотворении не вызывает сомнений. Яркая образность «счастье катится, как обруч золотой» и зримая топографическая картинка «земли девической упругие холмы лежат спелёнутые туго» - это редкой красоты образность. Вот это и есть то пронзительное ощущение, которое автор этого материала несколько с претензией обозвал: гремучая смесь из РЕЗЬБЫ по КАМНЮ и СМУТНЫХ НАМЁКОВ / яркая образность названа резьбой по камню / Внимательный читатель поймёт откуда взялась "резьба по камню". Ведь первая книжка О.М. называлась "Камень". --- ---------- -------------- --------- Как видно выше, без Осипа Мандельштама - не удалось хоть сколько-нибудь приблизиться к ПОДЛИННОЙ ПОЭЗИИ. (( В отличие от упражнений дилетантов, к коим относит себя и автор сих строк. Ну чтоб совсем конкретно - вот строка из раннего стиха некоего Л.Л. : Чем мы реже видимся,/ Тем сильней я твой. / И услышишь скоро ты - / Стань моей женой )). Улавливаете разницу ? Так что - извините. О.М. - это ... и т.д. Лазарь Лисинкер 13.02.2014 16:17 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |