Рецензия на «А, скучно вдруг стало» (Лазарь Лисинкер)

Здравствуйте, Лазарь!
Уважаю тех, кто от скуки избавляется сам, не ноя на каждом углу: "Ах, как же мне скучно..." Поэтому респект летчику-камикадзе.

Что касается стихов и текстов (это лично моё восприятие, а никак не истина в последней инстанции) - обычно нет необходимости глубоко зарываться в стихотворение, чтобы понять чем там пахнет - скукой или позитивом. Любое произведение несёт в себе определенную энергетику. Дело даже не в сюжете или в словах, несущих негатив. Дело именно в энергетике. Может поэтому я равнодушна, например, к творчеству Мандельштама - от его произведений веет тоской.

Лида Свинцова   13.02.2014 10:44     Заявить о нарушении
- Видите ли Лидия (ничего, что без отчества ?), где мы с Вами, и где
классик О.М-м ? Но вот конкретика. Как и многие неравнодушные к под-
линной поэзии, пытался я сформулировать критерии этой самой "истинности"
поэзии. Вот что получилось:

-- ---------- -----------
Хотелось бы, ну, разумеется, не математической формулы, но чего-то более серьёзного. И вот тут возникли «Субъективные критерии отбора», которые приведены ниже:

a/ текст живет больше одного поколения
b/ народ растаскивает строчки в разговорную речь
c/ в этих стихах есть тайна
d/ гремучая смесь из резьбы по камню и смутных намеков.

Первые два критерия более-менее бесспорны и не требуют пояснений. А вот образность, тайна и смутные намёки требуют некоего пояснения, которое нам удобней сделать на примере одного из стихотворений О.Мандельштама:

Я в хоровод теней, топтавших нежный луг
С певучим именем смешался,
Но все растаяло, и только слабый звук
В туманной памяти остался

Сначала думал я, что имя - серафим,
И тела легкого дичился,
Немного дней прошло, и я смешался с ним
И в милой тени растворился

И снова яблоня теряет дикий плод,
И тайный образ мне мелькает
И богохульствует и сам себя клянет
И угли ревности глотает.

А счастье катится, как обруч золотой,
Чужую волю исполняя,
И ты гоняешься за легкою весной,
Ладонью воздух рассекая.

И так устроено, что не выходим мы
Из заколдованного круга,
Земли девической упругие холмы
Лежат спелёнутые туго.
Рис.1 Земли девической упругие холмы / В начале текста /

Что касается смутных намёков, то их наличие в стихотворении не вызывает сомнений. Яркая образность «счастье катится, как обруч золотой» и зримая топографическая картинка «земли девической упругие холмы лежат спелёнутые туго» - это редкой красоты образность.

Вот это и есть то пронзительное ощущение, которое автор этого материала несколько с претензией обозвал:

гремучая смесь из РЕЗЬБЫ по КАМНЮ и СМУТНЫХ НАМЁКОВ
/ яркая образность названа резьбой по камню /

Внимательный читатель поймёт откуда взялась "резьба по камню". Ведь первая книжка О.М. называлась "Камень".

--- ---------- -------------- ---------

Как видно выше, без Осипа Мандельштама - не удалось хоть сколько-нибудь приблизиться к ПОДЛИННОЙ ПОЭЗИИ.

(( В отличие от упражнений дилетантов, к коим относит себя и автор сих строк. Ну чтоб совсем конкретно - вот
строка из раннего стиха некоего Л.Л. : Чем мы реже видимся,/
Тем сильней я твой. / И услышишь скоро ты - / Стань моей женой )).

Улавливаете разницу ?
Так что - извините. О.М. - это ... и т.д.

Лазарь Лисинкер   13.02.2014 16:17   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Лазарь Лисинкер
Перейти к списку рецензий, написанных автором Лида Свинцова
Перейти к списку рецензий по разделу за 13.02.2014