А, скучно вдруг стало

  Когда же случилась эта история?
  В те далёкие социалистические времена (году этак в 1977-м) произошло одно не тихое событие в нашем славном Новосибирске. Некий пилот военного истребителя среди бела дня, к ужасу и восторгу почтеннейшей публики, пронесся между быками Коммунального моста,

        Рис.1 Коммунальный мост ( фото - вверху)


чуть ли не прошивая  поверхность воды, и взмыл вверх буквально в двух метрах от ферм другого Железнодорожного моста.
 
  Напомню, что расстояние между мостами - 700 метров. Именно эта цифра фигурировала в записной книжке летчика, который, оказывается, спланировал этот трюк, загорая на пляже. Тут же в записной книжке были наброски траектории, расчет, где фигурировали и скорость и высота соседнего моста, а также -
700 м на набор высоты.

  Нам нет смысла подробно следить за судьбой отважного летчика.
Две недели гауптвахты, через несколько месяцев вызов в Москву, награждение орденом за виртуозное владение техникой. Все это, разумеется, без широкой огласки, но тогда в Новосибирске полет под мостом был темой №1.

  Нам важно другое. Когда летуна по горячим следам спросили:
- Зачем тебе это надо было?         

  Последовал ответ:
- А,СКУЧНО  ВДРУГ  СТАЛО.

А ВЕДЬ  И  НАМ  СКУЧНО. Так сказать, N десятилетий спустя.  Но

 НА  ВСЕХ  МОСТОВ  НЕ  НАПАСЁШЬСЯ.

  Потому больше всего и ценится у  наших детей-подростков бравое это словечко – ПРИКОЛЬНО.

  Прикольная поэзия Комеди-клаба здесь, конечно, не обсуждается.
Но пару слов по поводу поэзии известного литератора Дм.Быкова, вернее отдельного стиха Д.Быкова сказать надо. Тем более, что по этому поводу у нас с моим хорошим знакомым прямо противоположные точки зрения. Но сначала сам стих Д.Быкова:

--

Всё надоело, всё.
Как будто стою в бесконечной пробке —
При этом в каждой машине гремит попса.
Тесно и пусто разом,
Как в черепной коробке
Выпускника ПТУ из Череповца.

Всё надоело, все:
бормотанье слов,
немота предметов,
Зимняя нежить, летняя духота.
Всех утопить: я знаю,
что скажут мне тот и этот,
Все, что попросит эта и спросит та.

И если даже в гнилой закат
Подмешают охру
И к власти придет осмысленный индивид,
И если им буду я, и даже если я сдохну, —
Все это меня не особенно удивит.

Предвестие это прорыва или провала —
Бог весть.
Господи, дай мне сделать, чего еще не бывало,
Или верни снисхожденье к тому, что есть.

--

  Ну, и как вам, читатель, понравится снисходительность  автора этого текста? Ведь жить не хочется после таких «ума холодных наблюдений». Потому что текст, авторская интонация сеет тоску, беспросветность и презрение к роду человеческому, когда выдаёт лирическое откровение.


   Нет уж, пусть поэт окутает свои стихи немодным нынче пафосом, но даст почувствовать простор и тайну.


 Вот как у Марины Гершенович в стихотворении «Альпы, час Совы»:


…Это не наши с тобой голоса
Криком совы потревожили эхо.   
Лес зашумел, и открылась прореха
Между верхушек стволов - в небеса.
В полночь торопится время сбежать
За горизонт и следы заметает,          
И на ходу книгу судеб листает …      
Не удержать его,  не удержать!
На сквозняке вырастают в наклон
Мачты деревьев. О, Фата-Моргана,

Истина в Альпах … басами органа
Многоголосый гудит Вавилон.
Так корабельные сосны скрипят,
Тени отбросив, как ловчие сети,      
И на земле в этот час только дети,
Ангелы и душегубы не спят.

--

Время уходит, уносит с собой,      
Как великан, рассовав по карманам,
Неба краюху, бутыль с океаном,
Свиток дороги и шар голубой.

--

  Вот так – свиток дороги и шар голубой! 
В противовес, увы, строчкам другого поэта - "и даже если я сдохну, —  /  Всё это меня не особенно удивит."

  А мой добрый приятель говорит, что я слишком прямолинейно раскрываю смысл мрачно ироничного стихотворения Д.Быкова. Там, дескать, есть и светлые моменты, которые возникают по контрасту с невесёлой картиной нарисованной автором.
  Честно признаюсь, не удалось отыскать.
  А с Мариной Гершенович в разведку бы пошёл.


Рецензии
Здравствуйте, Лазарь!
Уважаю тех, кто от скуки избавляется сам, не ноя на каждом углу: "Ах, как же мне скучно..." Поэтому респект летчику-камикадзе.

Что касается стихов и текстов (это лично моё восприятие, а никак не истина в последней инстанции) - обычно нет необходимости глубоко зарываться в стихотворение, чтобы понять чем там пахнет - скукой или позитивом. Любое произведение несёт в себе определенную энергетику. Дело даже не в сюжете или в словах, несущих негатив. Дело именно в энергетике. Может поэтому я равнодушна, например, к творчеству Мандельштама - от его произведений веет тоской.

Лида Свинцова   13.02.2014 10:44     Заявить о нарушении
- Видите ли Лидия (ничего, что без отчества ?), где мы с Вами, и где
классик О.М-м ? Но вот конкретика. Как и многие неравнодушные к под-
линной поэзии, пытался я сформулировать критерии этой самой "истинности"
поэзии. Вот что получилось:

-- ---------- -----------
Хотелось бы, ну, разумеется, не математической формулы, но чего-то более серьёзного. И вот тут возникли «Субъективные критерии отбора», которые приведены ниже:

a/ текст живет больше одного поколения
b/ народ растаскивает строчки в разговорную речь
c/ в этих стихах есть тайна
d/ гремучая смесь из резьбы по камню и смутных намеков.

Первые два критерия более-менее бесспорны и не требуют пояснений. А вот образность, тайна и смутные намёки требуют некоего пояснения, которое нам удобней сделать на примере одного из стихотворений О.Мандельштама:

Я в хоровод теней, топтавших нежный луг
С певучим именем смешался,
Но все растаяло, и только слабый звук
В туманной памяти остался

Сначала думал я, что имя - серафим,
И тела легкого дичился,
Немного дней прошло, и я смешался с ним
И в милой тени растворился

И снова яблоня теряет дикий плод,
И тайный образ мне мелькает
И богохульствует и сам себя клянет
И угли ревности глотает.

А счастье катится, как обруч золотой,
Чужую волю исполняя,
И ты гоняешься за легкою весной,
Ладонью воздух рассекая.

И так устроено, что не выходим мы
Из заколдованного круга,
Земли девической упругие холмы
Лежат спелёнутые туго.
Рис.1 Земли девической упругие холмы / В начале текста /

Что касается смутных намёков, то их наличие в стихотворении не вызывает сомнений. Яркая образность «счастье катится, как обруч золотой» и зримая топографическая картинка «земли девической упругие холмы лежат спелёнутые туго» - это редкой красоты образность.

Вот это и есть то пронзительное ощущение, которое автор этого материала несколько с претензией обозвал:

гремучая смесь из РЕЗЬБЫ по КАМНЮ и СМУТНЫХ НАМЁКОВ
/ яркая образность названа резьбой по камню /

Внимательный читатель поймёт откуда взялась "резьба по камню". Ведь первая книжка О.М. называлась "Камень".

--- ---------- -------------- ---------

Как видно выше, без Осипа Мандельштама - не удалось хоть сколько-нибудь приблизиться к ПОДЛИННОЙ ПОЭЗИИ.

(( В отличие от упражнений дилетантов, к коим относит себя и автор сих строк. Ну чтоб совсем конкретно - вот
строка из раннего стиха некоего Л.Л. : Чем мы реже видимся,/
Тем сильней я твой. / И услышишь скоро ты - / Стань моей женой )).

Улавливаете разницу ?
Так что - извините. О.М. - это ... и т.д.

Лазарь Лисинкер   13.02.2014 16:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.