А, скучно вдруг стало
В те далёкие социалистические времена (году этак в 1977-м) произошло одно не тихое событие в нашем славном Новосибирске. Некий пилот военного истребителя среди бела дня, к ужасу и восторгу почтеннейшей публики, пронесся между быками Коммунального моста,
Рис.1 Коммунальный мост ( фото - вверху)
чуть ли не прошивая поверхность воды, и взмыл вверх буквально в двух метрах от ферм другого Железнодорожного моста.
Напомню, что расстояние между мостами - 700 метров. Именно эта цифра фигурировала в записной книжке летчика, который, оказывается, спланировал этот трюк, загорая на пляже. Тут же в записной книжке были наброски траектории, расчет, где фигурировали и скорость и высота соседнего моста, а также -
700 м на набор высоты.
Нам нет смысла подробно следить за судьбой отважного летчика.
Две недели гауптвахты, через несколько месяцев вызов в Москву, награждение орденом за виртуозное владение техникой. Все это, разумеется, без широкой огласки, но тогда в Новосибирске полет под мостом был темой №1.
Нам важно другое. Когда летуна по горячим следам спросили:
- Зачем тебе это надо было?
Последовал ответ:
- А,СКУЧНО ВДРУГ СТАЛО.
А ВЕДЬ И НАМ СКУЧНО. Так сказать, N десятилетий спустя. Но
НА ВСЕХ МОСТОВ НЕ НАПАСЁШЬСЯ.
Потому больше всего и ценится у наших детей-подростков бравое это словечко – ПРИКОЛЬНО.
Прикольная поэзия Комеди-клаба здесь, конечно, не обсуждается.
Но пару слов по поводу поэзии известного литератора Дм.Быкова, вернее отдельного стиха Д.Быкова сказать надо. Тем более, что по этому поводу у нас с моим хорошим знакомым прямо противоположные точки зрения. Но сначала сам стих Д.Быкова:
--
Всё надоело, всё.
Как будто стою в бесконечной пробке —
При этом в каждой машине гремит попса.
Тесно и пусто разом,
Как в черепной коробке
Выпускника ПТУ из Череповца.
Всё надоело, все:
бормотанье слов,
немота предметов,
Зимняя нежить, летняя духота.
Всех утопить: я знаю,
что скажут мне тот и этот,
Все, что попросит эта и спросит та.
И если даже в гнилой закат
Подмешают охру
И к власти придет осмысленный индивид,
И если им буду я, и даже если я сдохну, —
Все это меня не особенно удивит.
Предвестие это прорыва или провала —
Бог весть.
Господи, дай мне сделать, чего еще не бывало,
Или верни снисхожденье к тому, что есть.
--
Ну, и как вам, читатель, понравится снисходительность автора этого текста? Ведь жить не хочется после таких «ума холодных наблюдений». Потому что текст, авторская интонация сеет тоску, беспросветность и презрение к роду человеческому, когда выдаёт лирическое откровение.
Нет уж, пусть поэт окутает свои стихи немодным нынче пафосом, но даст почувствовать простор и тайну.
Вот как у Марины Гершенович в стихотворении «Альпы, час Совы»:
…Это не наши с тобой голоса
Криком совы потревожили эхо.
Лес зашумел, и открылась прореха
Между верхушек стволов - в небеса.
В полночь торопится время сбежать
За горизонт и следы заметает,
И на ходу книгу судеб листает …
Не удержать его, не удержать!
На сквозняке вырастают в наклон
Мачты деревьев. О, Фата-Моргана,
Истина в Альпах … басами органа
Многоголосый гудит Вавилон.
Так корабельные сосны скрипят,
Тени отбросив, как ловчие сети,
И на земле в этот час только дети,
Ангелы и душегубы не спят.
--
Время уходит, уносит с собой,
Как великан, рассовав по карманам,
Неба краюху, бутыль с океаном,
Свиток дороги и шар голубой.
--
Вот так – свиток дороги и шар голубой!
В противовес, увы, строчкам другого поэта - "и даже если я сдохну, — / Всё это меня не особенно удивит."
А мой добрый приятель говорит, что я слишком прямолинейно раскрываю смысл мрачно ироничного стихотворения Д.Быкова. Там, дескать, есть и светлые моменты, которые возникают по контрасту с невесёлой картиной нарисованной автором.
Честно признаюсь, не удалось отыскать.
А с Мариной Гершенович в разведку бы пошёл.
Свидетельство о публикации №111022805847
Уважаю тех, кто от скуки избавляется сам, не ноя на каждом углу: "Ах, как же мне скучно..." Поэтому респект летчику-камикадзе.
Что касается стихов и текстов (это лично моё восприятие, а никак не истина в последней инстанции) - обычно нет необходимости глубоко зарываться в стихотворение, чтобы понять чем там пахнет - скукой или позитивом. Любое произведение несёт в себе определенную энергетику. Дело даже не в сюжете или в словах, несущих негатив. Дело именно в энергетике. Может поэтому я равнодушна, например, к творчеству Мандельштама - от его произведений веет тоской.
Лида Свинцова 13.02.2014 10:44 Заявить о нарушении
классик О.М-м ? Но вот конкретика. Как и многие неравнодушные к под-
линной поэзии, пытался я сформулировать критерии этой самой "истинности"
поэзии. Вот что получилось:
-- ---------- -----------
Хотелось бы, ну, разумеется, не математической формулы, но чего-то более серьёзного. И вот тут возникли «Субъективные критерии отбора», которые приведены ниже:
a/ текст живет больше одного поколения
b/ народ растаскивает строчки в разговорную речь
c/ в этих стихах есть тайна
d/ гремучая смесь из резьбы по камню и смутных намеков.
Первые два критерия более-менее бесспорны и не требуют пояснений. А вот образность, тайна и смутные намёки требуют некоего пояснения, которое нам удобней сделать на примере одного из стихотворений О.Мандельштама:
Я в хоровод теней, топтавших нежный луг
С певучим именем смешался,
Но все растаяло, и только слабый звук
В туманной памяти остался
Сначала думал я, что имя - серафим,
И тела легкого дичился,
Немного дней прошло, и я смешался с ним
И в милой тени растворился
И снова яблоня теряет дикий плод,
И тайный образ мне мелькает
И богохульствует и сам себя клянет
И угли ревности глотает.
А счастье катится, как обруч золотой,
Чужую волю исполняя,
И ты гоняешься за легкою весной,
Ладонью воздух рассекая.
И так устроено, что не выходим мы
Из заколдованного круга,
Земли девической упругие холмы
Лежат спелёнутые туго.
Рис.1 Земли девической упругие холмы / В начале текста /
Что касается смутных намёков, то их наличие в стихотворении не вызывает сомнений. Яркая образность «счастье катится, как обруч золотой» и зримая топографическая картинка «земли девической упругие холмы лежат спелёнутые туго» - это редкой красоты образность.
Вот это и есть то пронзительное ощущение, которое автор этого материала несколько с претензией обозвал:
гремучая смесь из РЕЗЬБЫ по КАМНЮ и СМУТНЫХ НАМЁКОВ
/ яркая образность названа резьбой по камню /
Внимательный читатель поймёт откуда взялась "резьба по камню". Ведь первая книжка О.М. называлась "Камень".
--- ---------- -------------- ---------
Как видно выше, без Осипа Мандельштама - не удалось хоть сколько-нибудь приблизиться к ПОДЛИННОЙ ПОЭЗИИ.
(( В отличие от упражнений дилетантов, к коим относит себя и автор сих строк. Ну чтоб совсем конкретно - вот
строка из раннего стиха некоего Л.Л. : Чем мы реже видимся,/
Тем сильней я твой. / И услышишь скоро ты - / Стань моей женой )).
Улавливаете разницу ?
Так что - извините. О.М. - это ... и т.д.
Лазарь Лисинкер 13.02.2014 16:17 Заявить о нарушении