Рецензия на «Конкурс классики» (Цветочница Анюта)

Я опоздал, но в очередной раз возвращаюсь на страничку. И не могу молчать!)
Анна, отличная идея. Баллы тоже раздал, и по стихам скажу. Обидно за Жуковского и Лермонтова!!!

1 - 4. Стихотворение нам не вполне привычное и требует настроя на чтение - такие стихи мимоходом читать - себя не уважать. Я не поклонник творчества Жуковского - слог у него в большинстве случаев тяжёл. Кстати, здесь важен еще и год создания стиха - иначе трудно оценить его в полном масштабе - с учётом состояния литературы и этапа жизни поэта. То же самое важно при разговоре о любом произведении, особенно - прошлых веков. Год создания - 1822, Пушкин еще не раскрылся в полной мощи, и этот период творчества Жуковского - период его главенства на литературном Олимпе России. Это - одна из первых "коренных" русских элегий и одновременно стихотворение, совмещающее в себе черты как романтизма, так и сентиментализма, передавшего глубокий психологизм последующим направлениям русской литературы. Стихотворение является ярко метафоричным, всё строится на этом приёме, превосходно создаёт настроение и несёт сквозную идею и динамичный сюжет, довольно непростое в плане организации повествования и великолепное в плане поэтики в узком значении этого слова.

2 - 3,5. Стихотворение имеет интересную кольцевую структуру. Сюжет - путешествие - уже заслуживает внимания. Финальные строки - "Таврида из моря вставала, приближаясь к лицу твоему" - поднимает это стихотворение до уровня классики. Сюжет здесь работает как инструмент погружения в "другой" мир. И этот другой мир - отражение мира героини. Яркая картинка, порой мешающая увидеть, что за ней, ради чего она. Интересно, что как и Жуковский, Заболоцкий использует трехсложный размер

3 - 2. Милое такое стихотворение в жанре эклоги. Спокойное, рассуждательно-созерцательное, не особо чувственное, с дидактической направленностью и целью. Опять же встаёт вопрос о месте и времени написания стиха - мне сдаётся, что это Южная ссылка или чуть после, тогда идея стиха станет вполне ясна и оправданна. Очень средний стих по всем параметрам.
Кстати, посмотрел - стих начала 1821 года, Киев - так что моё предположение оправдывается. Вдобавок стих не оригинальный, а вольное переложение перевода другого автора с древнегреческого.

4 - 1. Хвалебный гимн. Сразу покорёжила неверная подача исходного материала. У омулёвой бочки в песне паруса не было, а баргузин пошевеливал вал, а не парус наполнял. Не удалось увидеть в стихе самобытной многоплановой идеи. Настроение - восторженное. Интересная лексика, форма стиха. В целом - на порядок слабее большинства приведённых стихов.

5 - 3. Был искренне удивлён непониманием этого стиха. В нем чётко простроены два плана - фактический и философский. Первому служат первые две строки каждой строфы, и в них при этом нет ни каких противоречий:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
Возможно, потому что я никогда не видел моря вживую, "туман моря голубой" для меня - сама голубая морская даль. Мачта в принципе гибкая и скрипучая - уж корабельных сосен я насмотрелся и наслушался вдоволь. Кстати - вот оно противоречие: за несколько километров скрип не слышен, это надо быть на корабле. Ну, это если принимать все прямо. Если символически, как о состоянии человека - тогда всё понятно...

Кажется, всё элементарно: ясный ветреный день на море.
Вторая часть -

Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

При внешней простоте стиха произведение среди собранных стихов оказывается самым сложным по структуре текста, потому что нестандартно - и для современной поэзии - смешивает два вполне самостоятельных содержательных пласта в одну целостную картину, которую, как и пейзажи Айвазовского, надо рассматривать издали, а не только с лупой. А уж настроение и идею этого стиха увидеть - лупа не нужна.

6 - 2,5. Это стихотворение интересно не только яркой идей и эмоцией, но и структурой текста, где повтор работает на создание ощущения повторяемости жизни, цикличности "земля - море", кстати отсылающее читателя к бинарной оппозиции древних сказок, мифов и легенд, а также идентичной паре "женщина-мужчина". И еще автор отлично использует звукопись и пиррихии. Однозначно стих высокого качества.

7 - 1,5. Единственное стихотворение, в котором не удалось увидеть оригинальной идеи. Изумительные фразы - "словно канатоходец по канату", на которой построен стих, и "отломилась лодочка от корабля" - блестяще, даже сверкающе! Но в остальном, кажется, это уже где-то было. Может быть у Киплинга, может у кого-то из шестидесятников...

Крылатый Ёжик   08.11.2013 21:40     Заявить о нарушении
Спасибо, милый Ёжик :)
Вы могли бы и проголосовать, а я бы дополнила итоги.
Чем больше народу выскажет своё мение, тем объективней будет результат.

За Жуковского и мне обидно... Но дело в том, что его поэзия не терпит сравнений. Он эксклюзивен, и он проигрывает в восприятии с другими стихами. Я такую особенность давно заметила: некоторые стихи на конкурсе проигрывают, но когда их читаешь в отдельности, на странице автора, они играют другими красками.

Заболоцкого люблю. У него феноменальная поэзия. Думаю, что его незаслуженно забыли. Он на порядок талантливее всех поэтов серебряного века.

Пушкин оказался в данном случае неконкурентноспособным. Жаль...

Стихотворение Левитанского - довольно спорно. Меня тоже покорёжили некоторые места. Какая-то женская кокетливость в образе Байкала... Хотя сочинение весьма мастерское.

О Парусе Лермонтова я, честно, устала спорить. Ну, не может быть в одном букете и туман (штиль), и шторм (ветер свищет, и мачта ГНЁТСЯ и скрипит), и ясный, погожий денёк. Согласна: два плана - натура и философия. Но как-то грубо сколочены. На мой взгляд, есть в этом некая вульгарность...

Визбор - тоже автор, незаслуженно забываемый... Поразительно нежный и мужественный одновременно. Тонкий, интеллектуальный. Это совсем не Лермонтов с его душещипательностью.

Согласна с Вашим мнением о последнем стихе Н. Матвеевой. Там нет оригинальной идеи. Но в нём есть оригинальный взгляд на очевидное. И Ваше сравнение с Киплингом, пожалуй, комплимент автору :)

Цветочница Анюта   08.11.2013 19:06   Заявить о нарушении
Анна, спасибо за комментарий, рад, что наши оценки во многом сходятся. Если честно, то я вас немного боюсь. Недаром ёжи - ночные животные)

По Лермонтову могу сказать так... Лет до 15 я его обожал. Потом забыл. Года три назад открыл для себя снова, теперь уже совсем другого Лермонтова - через его прозу. Я соглашусь, что он несовершенен - он слишком рано умер и слишком мало оставил. При жизни он практически не издавался и ходил в списках. Но из него вырастают Достоевский и Толстой, большая доля, и при этом сильнейшая, Серебряного века. То, что он не успел, не могут доделать уже второй век. И для меня он - не столько образец для подражания, сколько объект восхищения тем, что он заложил мощнейшую тенденцию в русской и, опосредованно, в мировой литературах. Пушкин - пик одной горы. Лермонтов - одновременно и одна из вершин, и основание другой. На Лермонтова необыкновенно смотреть именно через призму последующей литературы.

Крылатый Ёжик   08.11.2013 21:08   Заявить о нарушении
Кстати, кое-что добавил о Пушкине и Жуковском и расставил оценки

Крылатый Ёжик   08.11.2013 21:09   Заявить о нарушении
Вот спасибо! Сейчас приплюсую Ваши баллы. Интересно, как изменится результат? :)
Не бойтесь меня :) Я "белая и пушистая":))

Кстати, тема нашего текущего блица: "Я не трус, но я боюсь" :)

Цветочница Анюта   08.11.2013 23:48   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Цветочница Анюта
Перейти к списку рецензий, написанных автором Крылатый Ёжик
Перейти к списку рецензий по разделу за 08.11.2013