Конкурс классики

Друзья!

Предлагаю, в целях выработки критических навыков, провести голосование и выявить из представленных классических стихотворений наиболее нам понравившиеся.

Давайте оценим семь стихотворений по нашей схеме:

1-е место - 4 балла,
2-е место - 3,5 балла,
3-е место - 3 балла,
4-е место - 2,5 балла,
5-е место - 2 балла,
6-е место - 1,5 балла,
7-е место - 1 балл.

И в кратце обоснуем наши решения. После подведения итогов авторы будут названы.
Впрочем, часть из них мы знаем по школьной программе. :)

Шорт-листы публикуем в рецензиях. Я тоже буду участвовать.

Тема подборки: МОРЕ.

Анюта

**

1. МОРЕ
Элегия

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя -
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.


2. МОРСКАЯ ПРОГУЛКА

На сверкающем глиссере белом
Мы заехали в каменный грот,
И скала опрокинутым телом
Заслонила от нас небосвод.
Здесь, в подземном мерцающем зале,
Над лагуной прозрачной воды,
Мы и сами прозрачными стали,
Как фигурки из тонкой слюды.
И в большой кристаллической чаше,
С удивлением глядя на нас,
Отраженья неясные наши
Засияли мильонами глаз.
Словно вырвавшись вдруг из пучины,
Стаи девушек с рыбьим хвостом
И подобные крабам мужчины
Оцепили наш глиссер кругом.
Под великой одеждою моря,
Подражая движеньям людей,
Целый мир ликованья и горя
Жил диковинной жизнью своей.
Что-то там и рвалось, и кипело,
И сплеталось, и снова рвалось,
И скалы опрокинутой тело
Пробивало над нами насквозь.
Но водитель нажал на педали,
И опять мы, как будто во сне,
Полетели из мира печали
На высокой и легкой волне.
Солнце в самом зените пылало,
Пена скал заливала корму,
И Таврида из моря вставала,
Приближаясь к лицу твоему.


3. ЗЕМЛЯ И МОРЕ

Когда по синеве морей
Зефир скользит и тихо веет
В ветрила гордых кораблей
И челны на волнах лелеет;
Забот и дум слагая груз,
Тогда ленюсь я веселее —
И забываю песни муз:
Мне моря сладкий шум милее.
Когда же волны по брегам
Ревут, кипят и пеной плещут,
И гром гремит по небесам,
И молнии во мраке блещут,—
Я удаляюсь от морей
В гостеприимные дубровы;
Земля мне кажется верней,
И жалок мне рыбак суровый:
Живет на утлом он челне,
Игралище слепой пучины,
А я в надежной тишине
Внимаю шум ручья долины.


4. Про славное море

Вы помните песню про славное море?
О парус,
летящий под гул баргузина!
...Осенние звезды стояли над логом,
осенним туманом клубилась низина.
Потом начинало светать понемногу.
Пронзительно пахли цветы полевые...
Я с песнею тою
пускался в дорогу,
Байкал для себя открывая впервые.
Вернее, он сам открывал себя.
Медленно
машина взбиралась на грань перевала.
За петлями тракта,
за листьями медными
тянуло прохладой и синь проступала.
И вдруг он открылся.
Открылась граница
меж небом и морем.
Зарей освещенный,
казалось, он вышел, желая сравниться
с той самою песней, ему посвященной.
И враз пробежали мурашки по коже,
сжимало дыханье все туже и туже.
Он знал себе цену.
Он спрашивал:
- Что же,
похоже на песню?
А может, похуже?
Наполнен до края дыханьем соленым
горячей смолы, чешуи омулиной,
он был голубым,
синеватым,
зеленым,
горел ежевикой и дикой малиной.
Вскипала на гальке волна ветровая,
крикливые чайки к воде припадали,
и как ни старался я, рот открывая,
но в море,
но в море слова пропадали.
И думалось мне
под прямым его взглядом,
что, как ни была бы ты, песня, красива,
ты меркнешь,
когда открывается рядом
живая,
земная,
всесильная сила.



5. ПАРУС

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!


6. ТИХООКЕАНСКАЯ ЗВЕЗДА

Вы теперь к разлукам привыкайте,
К пуританству телеграфных строк.
Вы теперь, пожалуйста, на карте
Отыщите порт Владивосток.
Там, оставив берег за кормою,
В море отправляются суда.
Тихо там восходит надо мною
Тихоокеанская звезда.
Вы теперь, пожалуйста, простите
Все ошибки сухопутных дней.
Вы теперь, пожалуйста, любите
Нас и посильней, и поверней.
Вы в комод другие звезды спрячьте,
Чтобы вам виднелась иногда
Тихо восходящая над мачтой
Тихоокеанская звезда.
На перрон приморского вокзала
Мы придем, когда наступит срок.
Поезда отсюда - лишь на запад,
Пароходы - только на восток.
В жизни может многое случиться,
Но теперь сквозь все мои года
Тихо будет надо мной светиться
Тихоокеанская звезда.


7. ГОРИЗОНТ

Видишь? Зеленым бархатом отливая,
Море лежит спокойнее, чем земля.
Видишь? Как будто ломтик от каравая,
Лодочка отломилась от корабля.
Яхты и пароходы ушли куда-то.
Видишь? По горизонту они прошли,
Так же, как по натянутому канату
В цирке канатоходцы пройти могли.
Словно за горизонтом обрыв отвесный -
Пропасть. И пароходы идут, скользя,
Робко и осторожно держась над бездной,
Помня, что оступаться туда нельзя.
Ты же так хорошо это море знаешь
И песни, песни про эту пропасть поешь, поешь...
Что ж ты за горизонтом не исчезаешь?
Что ж ты за пароходами не плывешь?
Видишь? Канатоходцами по канату -
Снова по горизонту они прошли;
Снова - в Константинополь, Суэц, Канаду,
Снова - по краю моря на край земли.
Снова - канатоходцами по канату.
Снова - по краю моря на край земли.

**

Итоги голосования на 08.11.2013:

1. В. Жуковский - Море - 1+1+1+2,5+2+4 = 11,5
2. Н. Заболоцкий - Морская прогулка - 3,5+3,5+3+2+1+3,5 = 16,5
3. А. Пушкин - Земля и море - 2,5+1,5+1,5+1,5+1,5+2 = 10,5
4. Ю. Левитанский - Про славное море - 4+3+3,5+1+2,5+1 = 14,5
5. М. Лермонтов - Парус - 2+2+2+4+3+3 = 16
6. Ю. Визбор - Тихоокеанская звезда - 3+2,5+2,5+3,5+4+2,5 = 18
7. Н. Матвеева - Горизонт - 1,5+4+4+3+3,5+1,5 = 17,5

**


Рецензии
Я опоздал, но в очередной раз возвращаюсь на страничку. И не могу молчать!)
Анна, отличная идея. Баллы тоже раздал, и по стихам скажу. Обидно за Жуковского и Лермонтова!!!

1 - 4. Стихотворение нам не вполне привычное и требует настроя на чтение - такие стихи мимоходом читать - себя не уважать. Я не поклонник творчества Жуковского - слог у него в большинстве случаев тяжёл. Кстати, здесь важен еще и год создания стиха - иначе трудно оценить его в полном масштабе - с учётом состояния литературы и этапа жизни поэта. То же самое важно при разговоре о любом произведении, особенно - прошлых веков. Год создания - 1822, Пушкин еще не раскрылся в полной мощи, и этот период творчества Жуковского - период его главенства на литературном Олимпе России. Это - одна из первых "коренных" русских элегий и одновременно стихотворение, совмещающее в себе черты как романтизма, так и сентиментализма, передавшего глубокий психологизм последующим направлениям русской литературы. Стихотворение является ярко метафоричным, всё строится на этом приёме, превосходно создаёт настроение и несёт сквозную идею и динамичный сюжет, довольно непростое в плане организации повествования и великолепное в плане поэтики в узком значении этого слова.

2 - 3,5. Стихотворение имеет интересную кольцевую структуру. Сюжет - путешествие - уже заслуживает внимания. Финальные строки - "Таврида из моря вставала, приближаясь к лицу твоему" - поднимает это стихотворение до уровня классики. Сюжет здесь работает как инструмент погружения в "другой" мир. И этот другой мир - отражение мира героини. Яркая картинка, порой мешающая увидеть, что за ней, ради чего она. Интересно, что как и Жуковский, Заболоцкий использует трехсложный размер

3 - 2. Милое такое стихотворение в жанре эклоги. Спокойное, рассуждательно-созерцательное, не особо чувственное, с дидактической направленностью и целью. Опять же встаёт вопрос о месте и времени написания стиха - мне сдаётся, что это Южная ссылка или чуть после, тогда идея стиха станет вполне ясна и оправданна. Очень средний стих по всем параметрам.
Кстати, посмотрел - стих начала 1821 года, Киев - так что моё предположение оправдывается. Вдобавок стих не оригинальный, а вольное переложение перевода другого автора с древнегреческого.

4 - 1. Хвалебный гимн. Сразу покорёжила неверная подача исходного материала. У омулёвой бочки в песне паруса не было, а баргузин пошевеливал вал, а не парус наполнял. Не удалось увидеть в стихе самобытной многоплановой идеи. Настроение - восторженное. Интересная лексика, форма стиха. В целом - на порядок слабее большинства приведённых стихов.

5 - 3. Был искренне удивлён непониманием этого стиха. В нем чётко простроены два плана - фактический и философский. Первому служат первые две строки каждой строфы, и в них при этом нет ни каких противоречий:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
Возможно, потому что я никогда не видел моря вживую, "туман моря голубой" для меня - сама голубая морская даль. Мачта в принципе гибкая и скрипучая - уж корабельных сосен я насмотрелся и наслушался вдоволь. Кстати - вот оно противоречие: за несколько километров скрип не слышен, это надо быть на корабле. Ну, это если принимать все прямо. Если символически, как о состоянии человека - тогда всё понятно...

Кажется, всё элементарно: ясный ветреный день на море.
Вторая часть -

Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

При внешней простоте стиха произведение среди собранных стихов оказывается самым сложным по структуре текста, потому что нестандартно - и для современной поэзии - смешивает два вполне самостоятельных содержательных пласта в одну целостную картину, которую, как и пейзажи Айвазовского, надо рассматривать издали, а не только с лупой. А уж настроение и идею этого стиха увидеть - лупа не нужна.

6 - 2,5. Это стихотворение интересно не только яркой идей и эмоцией, но и структурой текста, где повтор работает на создание ощущения повторяемости жизни, цикличности "земля - море", кстати отсылающее читателя к бинарной оппозиции древних сказок, мифов и легенд, а также идентичной паре "женщина-мужчина". И еще автор отлично использует звукопись и пиррихии. Однозначно стих высокого качества.

7 - 1,5. Единственное стихотворение, в котором не удалось увидеть оригинальной идеи. Изумительные фразы - "словно канатоходец по канату", на которой построен стих, и "отломилась лодочка от корабля" - блестяще, даже сверкающе! Но в остальном, кажется, это уже где-то было. Может быть у Киплинга, может у кого-то из шестидесятников...

Крылатый Ёжик   08.11.2013 21:40     Заявить о нарушении
Спасибо, милый Ёжик :)
Вы могли бы и проголосовать, а я бы дополнила итоги.
Чем больше народу выскажет своё мение, тем объективней будет результат.

За Жуковского и мне обидно... Но дело в том, что его поэзия не терпит сравнений. Он эксклюзивен, и он проигрывает в восприятии с другими стихами. Я такую особенность давно заметила: некоторые стихи на конкурсе проигрывают, но когда их читаешь в отдельности, на странице автора, они играют другими красками.

Заболоцкого люблю. У него феноменальная поэзия. Думаю, что его незаслуженно забыли. Он на порядок талантливее всех поэтов серебряного века.

Пушкин оказался в данном случае неконкурентноспособным. Жаль...

Стихотворение Левитанского - довольно спорно. Меня тоже покорёжили некоторые места. Какая-то женская кокетливость в образе Байкала... Хотя сочинение весьма мастерское.

О Парусе Лермонтова я, честно, устала спорить. Ну, не может быть в одном букете и туман (штиль), и шторм (ветер свищет, и мачта ГНЁТСЯ и скрипит), и ясный, погожий денёк. Согласна: два плана - натура и философия. Но как-то грубо сколочены. На мой взгляд, есть в этом некая вульгарность...

Визбор - тоже автор, незаслуженно забываемый... Поразительно нежный и мужественный одновременно. Тонкий, интеллектуальный. Это совсем не Лермонтов с его душещипательностью.

Согласна с Вашим мнением о последнем стихе Н. Матвеевой. Там нет оригинальной идеи. Но в нём есть оригинальный взгляд на очевидное. И Ваше сравнение с Киплингом, пожалуй, комплимент автору :)

Цветочница Анюта   08.11.2013 19:06   Заявить о нарушении
Анна, спасибо за комментарий, рад, что наши оценки во многом сходятся. Если честно, то я вас немного боюсь. Недаром ёжи - ночные животные)

По Лермонтову могу сказать так... Лет до 15 я его обожал. Потом забыл. Года три назад открыл для себя снова, теперь уже совсем другого Лермонтова - через его прозу. Я соглашусь, что он несовершенен - он слишком рано умер и слишком мало оставил. При жизни он практически не издавался и ходил в списках. Но из него вырастают Достоевский и Толстой, большая доля, и при этом сильнейшая, Серебряного века. То, что он не успел, не могут доделать уже второй век. И для меня он - не столько образец для подражания, сколько объект восхищения тем, что он заложил мощнейшую тенденцию в русской и, опосредованно, в мировой литературах. Пушкин - пик одной горы. Лермонтов - одновременно и одна из вершин, и основание другой. На Лермонтова необыкновенно смотреть именно через призму последующей литературы.

Крылатый Ёжик   08.11.2013 21:08   Заявить о нарушении
Кстати, кое-что добавил о Пушкине и Жуковском и расставил оценки

Крылатый Ёжик   08.11.2013 21:09   Заявить о нарушении
Вот спасибо! Сейчас приплюсую Ваши баллы. Интересно, как изменится результат? :)
Не бойтесь меня :) Я "белая и пушистая":))

Кстати, тема нашего текущего блица: "Я не трус, но я боюсь" :)

Цветочница Анюта   08.11.2013 23:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.