Рецензия на «Итоги июля. Александр Моцар» (Большой Литературный Конкурс)

Реплику хотелось бы начать со слов Михаила Светлова - "Как много людей у нас в стране пишет стихи, и как мало из них поэтов".

Посмотрел предыдущие комментарии под этим "итогом" и стало смешно и очень грустно. К сожалению "вкус" в литературе привить нельзя. Он или есть, или его нет, но, тем не менее, некоторые авторы, не обладающие не только "вкусом", но страдающие еще отсутствием "чувства слова", тем не менее высказывают свое "фе" человеку, который заработал право на экспертное мнение своим творчеством. И все время путают себя и других, называя поэзией графоманию, метафорой аллегорию,собственным миром рефлексию, где "я любимый" просвечивает в каждом тексте. И над всем этим парит махровый литературный нарцисизм, где тема теста определяется не попыткой разобраться в окружающем, а рассказать о себе, показать свою хлипкую причастность к литературе. Жалко их, и обидно за тех, чьи неокрепшие умы подвергаются влиянию мошенников от литературы.
Я уже много раз говорил о том, что в литературе, как на сцене, видна любая ложь. Но и ложь по отношению к себе в текстах видна стократно. Поэтому мелочность характера, вздорность, завистливость, фобии, нарцисизм,детский негативизм просвечивают в текстах и от этого никуда не деться. Как человек живет, так он и пишет. А вот если по другому, то это большая ложь, как по отношению к себе, так и по отношению к окружающим. А любая ложь, рано или поздно, морально убивает ее создателя.

И хотелось бы закончить словами того же Михаила Светлова - "Есть поэты, а есть поэты строчек". И добавить - а есть обидчивые графоманы.

Гоша Спектор   05.08.2012 11:21     Заявить о нарушении
Замечательно! Вашу бы последовательность слов, Гоша, в ременную передачу на пароход - он бы на Марс уплыл. Но вы конкретно не умеете, с фамилиями? А то неясно - обо мне, может, сказали, а я и не в курсе... И лучше бы цитатку не из поэта второго ряда М. Светлова, а из Мандельштама, к примеру.

Михаил Микаэль   05.08.2012 11:57   Заявить о нарушении
Гоша, я этой своей фразой подписываюсь на разговор. :)
По сути подмеченного сторонним наблюдателем, согласен с вами на сто процентов, но хотелось бы (как в квантовой физике) определиться с точкой, где сам наблюдатель располагается.

Стран-Ник   05.08.2012 12:12   Заявить о нарушении
А наблюдатель находится в стороне.)) Знаете, я тут разговаривал с одним автором, и мне вспомнился Тимофей Бондаренко( он есть на "стихире"). Когда-то в далеком 90-м сидели мы у него на кухне и разговаривали о его текстах. И тогда он мне рассказал, что когда начинал писать стихи, то принципиально два первых года не писал о любви, поскольку о любви писали все. Я тогда ухмыльнулся про себя, в полной уверенности в том, что нельзя себя ограничивать в чем-либо. Но разговаривая недавно с одним автором, который уже ощутил, что собственная рефлексия в текстах напоминает движение по кругу, я подумал о том, что выбраться из подобного круга возможно только за счет ограничения - не писать о себе.

Гоша Спектор   05.08.2012 12:28   Заявить о нарушении
Надо писать о том, о чём хочется, не подстраиваясь под коньюктуру и чужой вкус, не сравнивая себя ни с кем и не задумываясь ни о чём, кроме захватившей тебя идеи и выбранного тобой способа её выражения. Всё! Единый рецепт для всех художников!
А с Тимофеем тут уже успел познакомиться, да...:)

Стран-Ник   05.08.2012 12:50   Заявить о нарушении
Как я понял, в этом и ошибка. При невозможности избрать другую тему, кроме жалости к себе, но ощущая возможность собственного потенциала ограничения возможны. Это пора ученичества. А ученичество предполагает ограничения.

Ведь если больше всего автора захватывает тема собственных переживаний, то это не более чем нарцисизм. Здесь важен подход - "я в мире" или "мир во мне".

Гоша Спектор   05.08.2012 12:57   Заявить о нарушении
Через собственные переживания можно на такие обобщения выйти!
Поэтому думать надо не о темах, а о действительно важных в творчестве вещах.

Стран-Ник   05.08.2012 13:10   Заявить о нарушении
Правильно Гоша ограничения целительны. Но порочна сама формулировка: "принципиально два первых года не писал о любви, поскольку о любви писали все". Ограничения должны исходить только из собственных глубоко прочувствованных нужд. Если пресловутые "все" что-то могут тебе запретить, а о собственной мотивации в реплике Тимофея ни слова, лучше пока прекратить читать "всех" вообще.

Игорь Гонохов   05.08.2012 13:10   Заявить о нарушении
Стран-ник, согласен, можно. А если не получается, то что?

Гоша Спектор   05.08.2012 13:15   Заявить о нарушении
Игорь, согласен. Я тоже так считаю. Есть вещи, без которых в литературе не обойтись. Просто я попытался противопоставить "ограничение" и "ограничение". Они разные)))

Гоша Спектор   05.08.2012 13:18   Заявить о нарушении
Ну о каких ограничениях вы говорите?
Если художнику хочется писать натюрморт, почему он должен писать обнаженную женщину? :) Многое в искусстве держится именно на драйве!
Ничего путного через силу из себя не вытолкнешь!

Стран-Ник   05.08.2012 13:24   Заявить о нарушении
Вы меня не понимаете))) Представьте на секунду, что художнику хочется писать только о собственной жалости к самому себе))

Гоша Спектор   05.08.2012 13:41   Заявить о нарушении
Значит это такой художник, у которого в голове всё наперекосяк, и из него, несмотря ни на какие ограничения, ничего путного всё равно не получится. Пускай жалеет себя и дальше! :)

Стран-Ник   05.08.2012 13:47   Заявить о нарушении
Вот. Первый вывод сделан. Теперь - дальше. Давайте предположим, что автор пишет только в момент чувственных катаклизмов, депрессии, етс. Вы сами знаете, что такой период губителен для текстов. Что вы можете предложить автору, для того, чтобы выйти из этого круга? (заметьте, я говорю об "авторе" а не о "художникке")

Гоша Спектор   05.08.2012 13:55   Заявить о нарушении
Это одно и то же. Художник - во всех сферах искусства.
Хочется писать - пиши. Через время, если мозги у него есть, сам сделает качественную оценку. Если мозгов нет, круга не разорвать.

Стран-Ник   05.08.2012 14:23   Заявить о нарушении
Круг разорвать можно, если дать в руки автору инструмент, при помощи коего можно обратить его взгляд в другую сторону. Вопрос только в том, насколько это органично и целесообразно.

Гоша Спектор   05.08.2012 14:52   Заявить о нарушении
АЛЕКСАНДР МИЛЯХ
ХУДОЖНИК 1976 г
Мечту художник
Рисовал:
Весенним морем,
Льном,
Рекою –
Прозрачной краской, голубою.
А краску, как у батареи,
Его большие руки
Грели.
Художник
Память рисовал:
Поля пшеничные горели,
Глаза блокадные смотрели.
На села и на города
Бросали тени
Поезда.

Художник
Совесть рисовал:
Засеребрились вдруг
Виски,
Метались яркие мазки,
На два изломанных крыла
Дорога горизонт
Рвала.

Художник
Славу рисовал,
И были полные отваги
Эскизы на простой бумаге,
Но утром луч по стенам полз –
Нетронутым остался
Холст.
...А на холсте опять
Река,
И вдаль глядящее оконце,
И сердце девичье в руках
Озябшей осени...
Нет! Солнце.

Александр Милях   05.08.2012 15:06   Заявить о нарушении
Стран-Ник, Гоголь как-то не писал во время великого поста, постился в литературном смысле тоже. Скажете надуманно, а я так не считаю, у Гоголя всё творчество насквозь религиозно.В конче концов художник работает не только с материалом, но с собственных подсознанием, именно работает, а там уж самому решать как далеко зайти, и где остановиться. Когда Врубель дорабатывал свои картины прямо на выставке, наклеивал куски газет на полотно и рисовал прямо на них (кажется так, если правильно помню), что нужно было поддаться одержанию "совершенства" или запретить себе. Только не говорите, мол это уже болезнь, грань-то совсем тонкая, почти её нет...

Игорь Гонохов   05.08.2012 15:23   Заявить о нарушении
Спасибо за поправку Наталья, но мне давно без разницы, что вы думаете.

Игорь Гонохов   05.08.2012 15:46   Заявить о нарушении
Ничего личного, никакого негатива. К кому-то прислушиваешься к кому-то нет, хотя читаю всех подряд, это помимо меня, само собой так складывается, я думаю так же у многих происходит, если не у всех. Тоже если читаешь классиков, чьи-то мысли, переживания, страдания даже болтовня тебе близки, ты ими зачитываешься, а чьи-то безразличны, хотя видишь как мастерски всё это изложено.

Игорь Гонохов   05.08.2012 15:55   Заявить о нарушении
Врубель это не на выставке делал, но - да, факт: не мог ждать, чтобы сделать всё по технологии. Ему надо было здесь и сейчас! Клеил на сырую краску газету и писал дальше. :)
Игорь, это ж разные вещи. Можно поститься и наслаждаться предвкушением. Можно осмысливать свое творчество на предмет качества, соответствия, индивидуальности, еще чего-то, ставить задачи, но задачи творческого плана. Ну как это - ограничивать себя в теме и в желании?
Хотя, если брать чуточку шире Гошиной подачи, то да, в твоих словах есть зерно. Только я бы назвал это по другому: не ограничение себя, а осмысление того, что ты есть, как творец (своих способностей, возможностей). Осознанное направление усилий в какое-то русло.

Стран-Ник   05.08.2012 16:23   Заявить о нарушении
Наталья, конечно знаком. Даже, кажется пародировал много лет назад))

Гоша Спектор   05.08.2012 17:04   Заявить о нарушении
Наталья, если хотите со мной разговаривать всерьез, то давайте без выёживаний, а если типа, "я - женщина самая разсамая остроумная", то не приставайте к будущему гению! :)
Так вот, если вы серьезно, то я говорил не о себе.
Я - вечный ученик. А в поэзии, так вообще - начальных классов!
Кроме здравого смысла и собственного понимания, выраженного в словах, ни на что не претендую.
Дальше, думаю, что это "нечто", о котором вы говорите, приходит всегда и только во время работы! И без оной уходит так же быстро, как приходило.
Никак не пойму, к каким словам в этом разговоре вы про кишечник? Ведь не из чувства неконтролируемого противоречия? :)

Стран-Ник   05.08.2012 17:11   Заявить о нарушении
Стран-ник, осмысление, конечно, основной компонент. Но это сложный вопрос. Для того, чтобы его понять, пришлось бы говорить о работе человеческого мозга. Но осмысление это потом, это позже, поскольку должен существовать предмет осмысления. А предмет осмысления зависит от заинтересовавшей темы, а заинтересованность в какой-либо теме зависит от элемента новизны и неожиданности(парадоксальности), а чтобы воспринять этот момент, следует его почувствовать, увидеть, заметить, а для того чтобы заметить, надо повернуться в определенную сторону))))) Ну все же так просто))))

Гоша Спектор   05.08.2012 17:25   Заявить о нарушении
Гоша, мне кажется вы начали противоречить сам себе... :)
А как же ограничения в поворачивании?

Стран-Ник   05.08.2012 17:41   Заявить о нарушении
никаких противоречий)) "если дать в руки автору инструмент, при помощи коего можно обратить его взгляд в другую сторону"

Гоша Спектор   05.08.2012 17:44   Заявить о нарушении
и этим инструментом может стать какое-либо ограничение)))) Мы ведь говорим не о сложившихся авторах. Им хватает внутреннего редактора. Мы говорим о авторах попавших в капкан собственной рефлексии.))

Гоша Спектор   05.08.2012 17:48   Заявить о нарушении
Вы правы, Наталья, без практики - всё пустое. Мне немного помогает опыт (и довольно обширный) в другом виде искусства. В общем-то много схожего. Что касается поэзии, читаю спец. литературу, вот разных людей слушаю, зерна из плевел выуживаю. :) Думаю, разберусь со временем. Была бы охота, которая, как известно, пуще неволи! :)

Стран-Ник   05.08.2012 17:57   Заявить о нарушении
Где я данного эксперта одобрял?

Стран-Ник   05.08.2012 18:00   Заявить о нарушении
Я одобрял))

Гоша Спектор   05.08.2012 18:02   Заявить о нарушении
Или кто его одобряет, не нахожу...

Стран-Ник   05.08.2012 18:04   Заявить о нарушении
Гоша, не может быть! :)
Щас перечитаю вашу рецензию! Неужели вам правда нравятся такие экспертные обзоры?

Стран-Ник   05.08.2012 18:05   Заявить о нарушении
Да, увидел. Вы были бы правы, Гоша, если бы речь шла о частном мнении, но такому "экспертному" мнению я тоже скажу "фе", не обессудьте!

Стран-Ник   05.08.2012 18:09   Заявить о нарушении
интересная тема. по-моему, вообще невозможно писать о чем-то, кроме себя, потому что мы не видим объективной реальности, за доли секунд прохождения сигналов он органов чувств к мозгу мир уже изменяется. не говоря уже о качестве восприятия и о привычках, "стандартных фильтрах" и формирующихся с опытом. вся поэзия субъективна, и условно подразделяется на поэзию простых и сложных кодов. есть доступный каждому физиологический опыт, даже когда он закодирован неправильно или бездарно, такие коды воспроизведет каждая "человекомашина", потому что "ятебялюблю большенемогу" или "солнцесветиткрасота" заложены в "железо". сложные же коды рассчитаны на определенные операционные системы, а особо сложные читаются только одной программой, которая может стоять у пользователей в различных версиях, но если она отсутствует, то файл, как минимум, вызовет непонимание. а если он вообще для другой системы - добавляется враждебность к "чужаку"(а вдруг это вирус?). вот например, класическая система "пушниннашевсё" не понимает Хлебникова, а если в системе "вознесенскийсуперстар" не стоит программа чтения верлибров, то обычно она комплектуется приложением "совок") а что касается личных переживаний - они у всех личные, но механизмы ассоциирования одинаковы, и наборы эмоций составлены по одному принципу - разные мониторы воспроизводят по-разному одни и те же цвета. главное - составить правильный код, фиксируя собственный опыт с максимальной точностью, - читатель, переживший похожее, воспроизведет собственные воспоминания, испытывая те же эмоции, что и автор. а если почти ничего не поймет, но испытает эмоции - знак того, что система подходит, осталось нужные программы установить.

Артемона Иллахо   05.08.2012 18:10   Заявить о нарушении
Ни-ни... я не про обзор))) Я просто сказал о том, что автор обзора заработал право на экспертное мнение собственным творчеством)))

Гоша Спектор   05.08.2012 18:10   Заявить о нарушении
Артемона, вы правы и неправы одновременно. Если писать о себе любимом - это одно, а если пропускать реальность через собственное мировосприятие - это другое. Реальность, на самом деле, не изменяется, а формируется. У каждого индивида собственная реальность сформированная как самим собой, так и "ближним" и "дальним" кругом. Поэтому говорить о том, что каждый пишет о себе не совсем корректно))

Гоша Спектор   05.08.2012 18:17   Заявить о нарушении
То что, касается кодов.......ммм..... человеческий мозг работает несколько по другому, более сложно... Поэтому механизмы ассоциаций делятся на сознательные и подсознательные, что увеличивает вариативность в два раза. Из этого следует, что читатель воспринимает ассоциации, как на сознательном, так и на подсознательном уровне, поэтому общность опыта играет только половинную роль.

Гоша Спектор   05.08.2012 18:26   Заявить о нарушении
Гоша, подсознательные ассоциации происходят от архетипов, и корректировать их возможно путем наложения стереотипов поверх них, то есть, с помощью нлп. к поэзии это отношения не имеет, если это, конечно, поэзия, а не ее имитатор. а вот, что касается программирования, сознательные ассоциации лучше всего внедряются, если построены по законам "логики икс", либо если подменяют уже существующий стереотип. вот например, фраза "не тормози - сникерсни" имеет смысл только в реальности рекламы, в реальной реальности она не ассоциируется ни с чем - потому и ассоциация с ней формируется единственная и четкая, в отсутствии реальности рекламы подобную фразу можно было бы приравнять к отрывку бреда наркомана. а "всё будет кока-кола" идеально подменяет стереотип "всё будет хорошо", плюс сочетание с цветами костюма Санта Клауса->атмосфера праздника - и вирус готов к "употреблению". наверное, зря я эту тему подняла, лучше не флудить в этом обсуждении. но что будет в тему - так это опасность возможности появления поэтических вирусов, построенных по всем правилам поэзии, а не подражающих ей.

Артемона Иллахо   05.08.2012 19:41   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Артемона!
Очень похожая аллегория, доходчивая и может даже недалекая от истины. Однако, лично я думаю, что есть универсальный код, позволяющий воспринимать всё многообразие в целом. Этот код - философия творчества. Как проводник и установочная версия - история искусств. Когда понимаешь что, зачем и почему делается в искусстве, когда привыкаешь и к разнообразию приемов, и к разнообразию задач, и к разнообразию результатов, тогда начинаешь получать положительные эмоции от самого процесса образного осмыслени действительности.

Стран-Ник   05.08.2012 21:33   Заявить о нарушении
Так и есть Ник, только это путь для немногих, думать и делать усилия над собой, хотя бы первоначально, научиться сохранять силы для дела. И потом всё же понимание где, когда и зачем в искусстве глубоко личное, а не общественное, то есть как характер своё, хотя имеет общие основы если это настоящее понимание.

Игорь Гонохов   05.08.2012 21:59   Заявить о нарушении
Ну да, "общие основы" дают ключ к пониманию, а "личное" делает это понимание каждый раз откровением.
Игорь, вот ведь зараза какая этот БЛК! :)
Как в разговор влезешь, так слово - за слово, увлекаешься и мозги - в дым, а время - в пепел.
Самое главное, я начинаю понимать, что таким способом никому ничего не докажешь и до истины не договоришься никогда... :)

Стран-Ник   05.08.2012 22:42   Заявить о нарушении
) вот-вот...

Инина Александра   05.08.2012 22:51   Заявить о нарушении
От избытка сердца глаголят уста...

Наталья Федосова   06.08.2012 10:37   Заявить о нарушении
Да, Артемона.

Бьентарвьен Блк   06.08.2012 19:53   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Большой Литературный Конкурс
Перейти к списку рецензий, написанных автором Гоша Спектор
Перейти к списку рецензий по разделу за 05.08.2012