Рецензия на «Страна забытых новостей» (Борис Ратников)

Пришельцы из таинственной страны
забытых новостей приносят ворох... - вот это, что называется, темное место:)

вообще-то, Гаспаров такие штуки проделывал, чтоб "облегчить" поэзию прошлого (во всяком случае, он так сам объяснял), а у тебя получается наоборот (как и у многих тех, кто в эти упражнения играет):))

Таня-Я   11.12.2011 04:26     Заявить о нарушении
Вот нашла.

Из стихотворения Пушкина:
* * *

Любовь одна — веселье жизни хладной,
Любовь одна — мучение сердец.
Она дарит один лишь миг отрадный,
А горестям не виден и конец.
Стократ блажен, кто в юности прелестной
Сей быстрый миг поймает на лету;
Кто к радостям и неге неизвестной
Стыдливую преклонит красоту!

Но кто любви не жертвовал собою?
Вы, чувствами свободные певцы!
Пред милыми смирялись вы душою,
Вы пели страсть — и гордою рукою
Красавицам несли свои венцы.
Слепой Амур, жестокий и пристрастный,
Вам терния и мирты раздавал;
С Пермесскими царицами согласный,
Иным из вас на радость указал;
Других навек печалями связал
И в дар послал огонь любви несчастной.

Наследники Тибулла и Парни!
Вы знаете бесценной жизни сладость;
Как утра луч, сияют ваши дни.
Певцы любви! младую пойте радость,
Склонив уста к пылающим устам,
В объятиях любовниц умирайте;
Стихи любви тихонько воздыхайте!
Завидовать уже не смею вам.

Певцы любви! вы ведали печали,
И ваши дни по терниям текли;
Вы свой конец с волненьем призывали;
Пришел конец, и в жизненной дали
Не зрели вы минутную забаву;
Но, не нашед блаженства ваших дней,
Вы встретили по крайней мере славу,
И мукою бессмертны вы своей!

Не тот удел судьбою мне назначен:
Под сумрачным навесом облаков,

В глуши долин, в печальной тьме лесов,
Один, один брожу уныл и мрачен.
В вечерний час над озером седым
В тоске, слезах, нередко я стенаю;
Но ропот волн стенаниям моим
И шум дубрав в ответ лишь я внимаю.
Прервется ли души холодный сон,
Поэзии зажжется ль упоенье, —
Родится жар, и тихо стынет он:
Бесплодное проходит вдохновенье
Пускай она прославится другим,
Один люблю, — он любит и любим!...
Люблю, люблю!... но к ней уж не коснется
Страдальца глас; она не улыбнется
Его стихам небрежным и простым.
К чему мне петь? под кленом полевым
Оставил я пустынному зефиру
Уж навсегда покинутую лиру,
И слабый дар как легкий скрылся дым.

Гаспаров сделал верлибр:

ЛЮБОВЬ

В розах любви — счастье,

В терниях любви — песня:

Будьте блаженны, будьте бессмертны —

Я любуюсь вами, любовники и певцы.

Я любуюсь вами из сумрака,

Из седого шума дубрав и волн,

Из холодного сна души, —

Слишком много боли:

В мертвом сердце мертва и песня,

Слабый дар отлетает, как легкий дым.

А любовь —

Пусть поет ее любящий и любимый.

Таня-Я   11.12.2011 03:47   Заявить о нарушении
В переделке Гаспаров использовал опорные слова из пушкинского стихотворения: любви, любовники и певцы, сумрака, седого шума дубрав, холодного сна души, слабый дар, как легкий дым, пусть, любящий и любимый.

Таня-Я   11.12.2011 04:07   Заявить о нарушении
Темное, в смысле непонятное? :) Тань, что ты имеешь ввиду под "наоборот?" :)

Борис Ратников   11.12.2011 20:27   Заявить о нарушении
да, темное - непонятное:)) а наоборот - значит, что тяжеловато написано. Но тут я могу быть субъективна - ибо такие упражнения только в качестве тренинга, по-моему, хороши:)

Таня-Я   12.12.2011 14:25   Заявить о нарушении
Тань, а что конкретно не понятно? А что тяжеловато, то наверное ты права... :)))

Борис Ратников   12.12.2011 20:26   Заявить о нарушении
й, Борь, это я вчера ступила, с инверсией твоей запуталась:))) все верно у тебя.

Таня-Я   13.12.2011 00:32   Заявить о нарушении
прошу прощение за вторжение. строить что-то на опорных словах - ошибка (в т.ч. Гаспарова), "упрощение" до философии витгенштейна. совсем иное - опорные ритмически выверенные словосочетания в стихах.
.
если взять ритмический код, который использовал Борис:
.
вы пели страсть
красавицам несли
свои венцы
тибулла и парни
страдальца глас
к пылающим устам
и ваши дни
по терниям текли
.
можно взять близкий ритмический код, тогда получится примерно:
.
лишь миг отрадный
вы пели страсть
лишь я внимаю
в вечерний час
стихам небрежным
любовь одна
уныл и мрачен
страдальца глас
.
в примере стихотворения Пушкина очень интересно прописан ритмический код (именно код), он четырёхгласный:
.
0101
.
/любовь одна/ — /веселье жизни/ хладной,
.
и рядом он же, но с допущенным "нарушением"
.
0100
.
а горестям (наследники, в объятиях) и т.д.
.
игра с такими опорами может дать существенно больше для многомерности стиха.
.
ещё раз прошу простить :) с улыбкой,

Психоделика Или Три Де Поэзия   13.12.2011 16:20   Заявить о нарушении
"строить что-то на опорных словах - ошибка" - вот тут не соглашусь, ибо красиво у Гаспарова получалось:))) но тут уж что-то с особенностями эстетического восприятия связано

Таня-Я   13.12.2011 20:48   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Борис Ратников
Перейти к списку рецензий, написанных автором Таня-Я
Перейти к списку рецензий по разделу за 11.12.2011