Рецензия на «Страна забытых новостей» (Борис Ратников)
Пришельцы из таинственной страны забытых новостей приносят ворох... - вот это, что называется, темное место:) вообще-то, Гаспаров такие штуки проделывал, чтоб "облегчить" поэзию прошлого (во всяком случае, он так сам объяснял), а у тебя получается наоборот (как и у многих тех, кто в эти упражнения играет):)) Таня-Я 11.12.2011 04:26 Заявить о нарушении
Вот нашла.
Из стихотворения Пушкина: * * * Любовь одна — веселье жизни хладной, Любовь одна — мучение сердец. Она дарит один лишь миг отрадный, А горестям не виден и конец. Стократ блажен, кто в юности прелестной Сей быстрый миг поймает на лету; Кто к радостям и неге неизвестной Стыдливую преклонит красоту! Но кто любви не жертвовал собою? Вы, чувствами свободные певцы! Пред милыми смирялись вы душою, Вы пели страсть — и гордою рукою Красавицам несли свои венцы. Слепой Амур, жестокий и пристрастный, Вам терния и мирты раздавал; С Пермесскими царицами согласный, Иным из вас на радость указал; Других навек печалями связал И в дар послал огонь любви несчастной. Наследники Тибулла и Парни! Вы знаете бесценной жизни сладость; Как утра луч, сияют ваши дни. Певцы любви! младую пойте радость, Склонив уста к пылающим устам, В объятиях любовниц умирайте; Стихи любви тихонько воздыхайте! Завидовать уже не смею вам. Певцы любви! вы ведали печали, И ваши дни по терниям текли; Вы свой конец с волненьем призывали; Пришел конец, и в жизненной дали Не зрели вы минутную забаву; Но, не нашед блаженства ваших дней, Вы встретили по крайней мере славу, И мукою бессмертны вы своей! Не тот удел судьбою мне назначен: Под сумрачным навесом облаков, В глуши долин, в печальной тьме лесов, Один, один брожу уныл и мрачен. В вечерний час над озером седым В тоске, слезах, нередко я стенаю; Но ропот волн стенаниям моим И шум дубрав в ответ лишь я внимаю. Прервется ли души холодный сон, Поэзии зажжется ль упоенье, — Родится жар, и тихо стынет он: Бесплодное проходит вдохновенье Пускай она прославится другим, Один люблю, — он любит и любим!... Люблю, люблю!... но к ней уж не коснется Страдальца глас; она не улыбнется Его стихам небрежным и простым. К чему мне петь? под кленом полевым Оставил я пустынному зефиру Уж навсегда покинутую лиру, И слабый дар как легкий скрылся дым. Гаспаров сделал верлибр: ЛЮБОВЬ В розах любви — счастье, В терниях любви — песня: Будьте блаженны, будьте бессмертны — Я любуюсь вами, любовники и певцы. Я любуюсь вами из сумрака, Из седого шума дубрав и волн, Из холодного сна души, — Слишком много боли: В мертвом сердце мертва и песня, Слабый дар отлетает, как легкий дым. А любовь — Пусть поет ее любящий и любимый. Таня-Я 11.12.2011 03:47 Заявить о нарушении
В переделке Гаспаров использовал опорные слова из пушкинского стихотворения: любви, любовники и певцы, сумрака, седого шума дубрав, холодного сна души, слабый дар, как легкий дым, пусть, любящий и любимый.
Таня-Я 11.12.2011 04:07 Заявить о нарушении
Темное, в смысле непонятное? :) Тань, что ты имеешь ввиду под "наоборот?" :)
Борис Ратников 11.12.2011 20:27 Заявить о нарушении
да, темное - непонятное:)) а наоборот - значит, что тяжеловато написано. Но тут я могу быть субъективна - ибо такие упражнения только в качестве тренинга, по-моему, хороши:)
Таня-Я 12.12.2011 14:25 Заявить о нарушении
Тань, а что конкретно не понятно? А что тяжеловато, то наверное ты права... :)))
Борис Ратников 12.12.2011 20:26 Заявить о нарушении
й, Борь, это я вчера ступила, с инверсией твоей запуталась:))) все верно у тебя.
Таня-Я 13.12.2011 00:32 Заявить о нарушении
прошу прощение за вторжение. строить что-то на опорных словах - ошибка (в т.ч. Гаспарова), "упрощение" до философии витгенштейна. совсем иное - опорные ритмически выверенные словосочетания в стихах.
. если взять ритмический код, который использовал Борис: . вы пели страсть красавицам несли свои венцы тибулла и парни страдальца глас к пылающим устам и ваши дни по терниям текли . можно взять близкий ритмический код, тогда получится примерно: . лишь миг отрадный вы пели страсть лишь я внимаю в вечерний час стихам небрежным любовь одна уныл и мрачен страдальца глас . в примере стихотворения Пушкина очень интересно прописан ритмический код (именно код), он четырёхгласный: . 0101 . /любовь одна/ — /веселье жизни/ хладной, . и рядом он же, но с допущенным "нарушением" . 0100 . а горестям (наследники, в объятиях) и т.д. . игра с такими опорами может дать существенно больше для многомерности стиха. . ещё раз прошу простить :) с улыбкой, Психоделика Или Три Де Поэзия 13.12.2011 16:20 Заявить о нарушении
"строить что-то на опорных словах - ошибка" - вот тут не соглашусь, ибо красиво у Гаспарова получалось:))) но тут уж что-то с особенностями эстетического восприятия связано
Таня-Я 13.12.2011 20:48 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |