Рецензия на «Развалины 2 версия» (Галина Щекина)

ОБРУШЕНИЕ. Авторецензия на стихотворение Г. Щекиной «Развалины»

Абрис.
Стихотворение «Развалины» - о пустоте. И о физической, и о метафизической. Душевная пустота как настроение - явление естественное, но при наложении на общую этическую пустоту, в сочетании с социальной пустотой она становится трагедией. Она принимает формы ужасающей душевной боли: душа болит, и что с этим делать, не знает никто. С этим можно бороться - верой, но истинная вера утрачена. Многие наивно полагают, что приход в храм и возжигание свечей у икон - уже достаточно, все, нет проблемы.. Но этого мало... Обрядность свойственная неофитам, лишь недавно обращенным и воцерковленным. Обрядность не заменяет самой веры...
Факты и детали, описанные стихом - отражение реалий начала 21 века. Внутренние шатания, напрасный разброс сил, непочитание традиций - все это есть в жизни и не раз уже было описано. В этом нет ничего нового, как с точки зрения "про что", так и с точки зрения "как". Это эмоционально неровное, рваное стихотворение, захлебывающееся в словах. Некоторые места грешат многословием, особенно первая часть. Но, как известно, "все гениальное просто". А многословие - неумение формулировать. Крме того, заставлять стих работать как публицистическое эссе - вряд ли разумно. По В.Архипову, "в таких стихах мало воздуха, слова стоят слишком плотно, составляя каменный забор, их приходится обдумывать, останавливаться, а времени и места для раздумий нет". Эфирные моменты просто не успевают развиться и взлететь.

Тема.
Произведение посвящено поиску Бога в себе, в мире. Лирическая героиня ищет опору в своей жизни. Вспоминает себя, и то, что было до нее… Сначала с осуждающей подачи бабки, а потом стоя в разрушенном храме. Насколько болезненно оказалось соприкосновение с бывшими святынями, можно судить по описанию храма.- битые бутылки, след кострища на клиросе. полностью сожженный купол, перекошенные ставни, полностью разворошенные в обломках полы. Стоит ли идти человеку в храм, им же и разрушенный? Тема богоискательства переплелась тут с социальным крахом. С этой темой вплотную связана тема возмездия. Принес в мир зло и разрушение - не проси помощи. И даже если храмы разрушили одни, а пришли искать веры другие - все равно разрушения необратимы.

Содержание
Содержательная часть переполнена, это тоже создает напряжение и ломает форму. Тут четыре части и эпилог: первая часть - факт столкновения пустой души и пустого храма. Вторая часть - описание разрушений в церкви, третья - рассказ о самой героине, почему она здесь появилась, четвертая самая странная, в ней описана воображаемая служба в церкви, то есть возврат в прошлое, и пятая часть - так называемая мораль, то есть вывод.
Композиционно все это оправдано, но нельзя забывать: задача стиха несколько иная. Данная композиция действительно подходит скорее для прозаического произведения, и автор - действительно прозаик. Но такие пространные описания утяжеляют стих, он перестает держать форму и превращается в назидание.
«Развалины» можно рассматривать с разных точек зрения, и в зависимости от этого рассматривать разные аспекты, как их раскрывает критик С. Фаустов, это например "Библейский " аспект.
В Библии слово "Развалины" встречается 39 раз. Большая часть упоминаний связана с угрозой Господа превратить в развалины Иерусалим, Дамаск, Вавилон и другие города в наказание людям. Вспоминается также храм Христа Спасителя, который был коммунистами превращен в развалины, затем стерт и долее того, на том месте выкопали землю и налили воды и сделали круглогодичный бассейн с теплой водой. Так что же такое развалины? Это конец? Может быть и конец, а может и нет. Если процесс необратим, то действительно конец, как развалины древнего мира, а если обратим, то все восстанавливается, как восстановились города, и сейчас они процветают, как восстановлен храм. То есть развалины, не обязательно конец, это может быть началом возрождения".

Форма.
Первая часть адекватна в смысле связи формы и содержания, да еще, пожалуй, третья. В ней описания женщины и лирическая интонация обуславливают друг дргуга настолько, что пробиваются даже интонации народной песни. В этом смысле лирика царствует и в заключительной части стиха. Однако в целом лирическая интонация не выдержана.
Все части разные по скорости, темпу событий. В первой – молчаливое противостояние. Во второй ходьба, замедленное, но движение, скольжение глазами. В третьей вдруг пролет стрелы – в двух словах вся жизнь. В четвертой сильное действие, говор, даже крик, все много, наложение и смешение. В пятой опять тишина. Каждая часть абсолютна отлична от другой. Можно привести примеры из разных частей стихотворения.
Из первой -
Не каждому увы дано, что ищет.
Развалины одной в другой заныли.
Столкнулись две беды, два пепелища,
Два прошлых преступления, две были

из второй -
И вот руины вместо благодати.
Храм строили одни, другие рушили,
Выходит, мы потомки есмь предатели
Домов отцовских, веры в храме, в душах ли

из третьей-
Волос русый по ветру волнами
статью тонкая и упрямая.
А глаза как лед из весенних вод
и никто не звал ее мамою.

из четвертой -
Догуляла вдова, и двоих-то не родила
Где была голова… а теперь все снятся.
Как вернуть их, чем – молитвы, свечи, масла -
Чтоб в миру пожить, и в небесном братстве…

из пятой заключительной -
Шелест ветра, гулко от стен и ставен.
Голоса впитались в кирпич и доски.
Кто ты, женщина, кто тебе равен
И кого ты видишь сквозь пыль известки?

Если в начале стиха ритмика стройна, то ближе к концу явно видны ритмические сбои.
Становится все больше подробностей и все меньше поэтических красот. Судя по форме, все-таки это не большое стихотворение, но и не поэма, как хотелось бы автору, а, скорее всего, цикл совершенно отдельных стихов, обьединенных общей темой. Тот же подход при рассмотрении каждой отдельной части обнаруживает завершенность мысли именно внутри этой части, далее - меняется интонация, меняется и настрой.
Еще один подход требует вспомнить о рифмовке. Если вначале она ярко выражена, то к финалу рифмы приблизительные, иногда и совсем исчезают. Что касается способа рифмовки, то почти от начла до конца автор использует перекрестную женскую рифму. Это, конечно играет роль связующей нити, однако этого, увы недостаточно. Даже простое сопоставление этих цитат изумляет: все они, ни будь четвертого отрывка. составляют единое целое, одна строфа продолжает другую, и только четвертая строфа кажется инородной. В этом коренится глубокий композиционный просчет интересного, экспериментального произведения.

Галина Щекина   24.06.2011 11:06     Заявить о нарушении
Полностью читать в отдельном окне http://www.stihi.ru/2011/06/24/2825

Галина Щекина   24.06.2011 11:12   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Галина Щекина
Перейти к списку рецензий, написанных автором Галина Щекина
Перейти к списку рецензий по разделу за 24.06.2011