Развалины 2 версия

Она стояла, утонув в бурьяне,
огонь крапивный  полыхал по плечи,
И никого в округе окаянной,
и некому помочь ей, да и нечем…
Кричала молча церковь - глас в пустыне -
И купола ее  чернила копоть…
А перед нею женщина застыла -
невольно перешедшая на шепот.

Печальный рот ворот зажат щеколдой,
Решеток ржавых сомкнуты ресницы.
Как  может  холод быть сильнее холода -
От тех, кто мог непрошено явиться.
Здесь стены ждали помощь человека,
А человек пришел опустошенный!
Соединились два осколка  века
Беззвучно, боязливо, обреченно…
Не каждому увы дано, что  ищет.
Развалины  одной в другой заныли.
Столкнулись две беды, два пепелища,
Два прошлых преступления, две были.

Нет, не ушла. Но  видимо, не сразу
Дверное проскрипело ей колечко,
И фотоаппарат холодным глазом
Запомнил облик грусти бесконечной.

***

Вокруг святых летали ангелочки,
Мария-дева кротость источала,
но все смотрели вверх и в высшей точке
парил Всевышний посредине зала.
Ударит небо страшною дырою -
Сгоревший купол и в прорехе тучи.
Для света этот купол был построен
Давным-давно да мастерами лучшими.
И вот  руины вместо благодати.
Построили одни, другие рушили,
Выходит, мы потомки как предатели
Домов отцовских, веры в храме, в душах ли.

Исчез иконостас... Туда добраться
лишь по доске расщепленной возможно.
Пустынно место алтаря, вибрация
полов от двух шагов неосторожных.
Ступеньки на второй этаж и клирос,
От крутизны сбивается дыханье.
Оконца поглядят глазами сирот…
И грязь повсюду в скорбном здании.

На клиросе огромное  кострище.
Где  раньше пели музыку, молились
теперь бродяги, пьяницы и нищие
пображничав,  побили здесь  бутыли.
Фрагменты росписи  крыла, плаща, пещеры,
причастья кубок, и крестом у горла руки.
Но где  искать спасительную веру?
На кровле дерева согнулись в луки.
И ветер  крутит так и сяк густые  гривы,
И травам на  холме потреплет  холки.
Подумаешь, какое  это  диво -
Разбита  церковь, щели  воют волком…

Так и живешь  разрушено и стыло,
Под мусором житейским задыхаясь,
Когда ничто не  мило, все  постыло,
Нет помощи, кругом  беда лихая.

***

Не  браните  ее - простужена,
и житье ее бестолковое,
у нее коньяк  вместо  ужина,
каждый день у нее все новое.
И  умом  никак  не обижена,
И  умений разных  палата,
И прочитано  уйма  книжек,
 И  большая  за  это  плата.
Ни к чему она не привязана
ни за  чем  душою не тянется.
Обняла да бросила разом, да
во своем краю что скиталица.
Волос русый по ветру волнами
статью тонкая и упрямая.
А глаза как лед из весенних вод
и никто не звал ее  мамою.
Никому никогда не аукнется
и ее никто вослед не окликнет,
Только бабкино ей напутствие -
Мол, вернись, захлопни калитку.

***
Закипал гудеж встревоженным улеем,
Собирались люди всего прихода: 
Будет  служба,  исповедь будет ли? -
Да… и нынче святят ли воду…

Ждать ли смерти -  чугунны ноги,
В  горле  ком обид  непомерных.
Как  я  жил -  да как  жили многие!
Ну, грешил, ну, простят, наверно…

Все  в трудах-заботах, сил не жалея,
На семью, на город – и нате даром,
Сколько нужно денег на  храм, аллею? -
Все бы отдал, кабы ни кара.

Новый  купол тут же сгорел! И  вызов
Не  помог пожарный, огонь метался.
За  мои грехи  ли пригнуло  книзу
И  простит ли бог или  нету  шансов?

Я  и молвить боюсь  - повинна -   
Муж довел по пьянке до зла-
Пожелала  смерти. Отпели чинно,
Но домой с могилы чуть доползла.

А  хвораю с тех пор,  да не  телом  -
Руки-ноги-спина  на  месте  будто.
Сгоряча да вслух  сказала  не дело,
И  дсъедает душу черная  смута.

Неотмоленный  грех доймет посильнее,
Если детям потом отвечать придется,
Если от горячей любови  - и с нею
В свет  приходят пугающие уродцы…

Догулялась  вдова,  и двоих-то не родила
Где была голова… а теперь все снятся.
Как  вернуть их,  чем – молитвы, свечи, масла -
Чтоб в миру пожить, и в небесном  братстве…

Кто бранит-хвалит, но на ум наставит,
Кто с уздой ко всем как прислуге,
Кто у ног унижено ляжет, и свят избави, -
Промолчат весь век чужие  друг другу.

Дым от слез  пошел  струей к  куполам, 
Помоги! - Но ангелы  не медбратья…
Что  одна кричала - былую любовь звала,
Что другая - любовь отряхнула с  платья.

Что  кому… Ведь исповедь -как страду стоять.
А священник, пот отирая с  лысины,
Не  хотел судить ни  отца  ни мать,
Отпускал любой «грех немыслимый»

***
Шелест  ветра, гулко  от стен и ставен.
Голоса впитались в  кирпич и доски.
Кто  ты,  женщина, кто тебе  равен
И кого ты  видишь сквозь  пыль известки?
Почему ты, женщина  родилась такая,
Как  пеняла  бабка – ни святая, ни  божия?
Вдидишь, церковь не  просто камень,
Чаша духа  святаго, она поможет.
Неспроста и слезы горьки безутешные -
Значит, душу - здесь очищать….
И порой одинокой  тоской нездешней
Помнить  - дед и бабка, отец и  мать…


Рецензии
ОБРУШЕНИЕ. Авторецензия на стихотворение Г. Щекиной «Развалины»

Абрис.
Стихотворение «Развалины» - о пустоте. И о физической, и о метафизической. Душевная пустота как настроение - явление естественное, но при наложении на общую этическую пустоту, в сочетании с социальной пустотой она становится трагедией. Она принимает формы ужасающей душевной боли: душа болит, и что с этим делать, не знает никто. С этим можно бороться - верой, но истинная вера утрачена. Многие наивно полагают, что приход в храм и возжигание свечей у икон - уже достаточно, все, нет проблемы.. Но этого мало... Обрядность свойственная неофитам, лишь недавно обращенным и воцерковленным. Обрядность не заменяет самой веры...
Факты и детали, описанные стихом - отражение реалий начала 21 века. Внутренние шатания, напрасный разброс сил, непочитание традиций - все это есть в жизни и не раз уже было описано. В этом нет ничего нового, как с точки зрения "про что", так и с точки зрения "как". Это эмоционально неровное, рваное стихотворение, захлебывающееся в словах. Некоторые места грешат многословием, особенно первая часть. Но, как известно, "все гениальное просто". А многословие - неумение формулировать. Крме того, заставлять стих работать как публицистическое эссе - вряд ли разумно. По В.Архипову, "в таких стихах мало воздуха, слова стоят слишком плотно, составляя каменный забор, их приходится обдумывать, останавливаться, а времени и места для раздумий нет". Эфирные моменты просто не успевают развиться и взлететь.

Тема.
Произведение посвящено поиску Бога в себе, в мире. Лирическая героиня ищет опору в своей жизни. Вспоминает себя, и то, что было до нее… Сначала с осуждающей подачи бабки, а потом стоя в разрушенном храме. Насколько болезненно оказалось соприкосновение с бывшими святынями, можно судить по описанию храма.- битые бутылки, след кострища на клиросе. полностью сожженный купол, перекошенные ставни, полностью разворошенные в обломках полы. Стоит ли идти человеку в храм, им же и разрушенный? Тема богоискательства переплелась тут с социальным крахом. С этой темой вплотную связана тема возмездия. Принес в мир зло и разрушение - не проси помощи. И даже если храмы разрушили одни, а пришли искать веры другие - все равно разрушения необратимы.

Содержание
Содержательная часть переполнена, это тоже создает напряжение и ломает форму. Тут четыре части и эпилог: первая часть - факт столкновения пустой души и пустого храма. Вторая часть - описание разрушений в церкви, третья - рассказ о самой героине, почему она здесь появилась, четвертая самая странная, в ней описана воображаемая служба в церкви, то есть возврат в прошлое, и пятая часть - так называемая мораль, то есть вывод.
Композиционно все это оправдано, но нельзя забывать: задача стиха несколько иная. Данная композиция действительно подходит скорее для прозаического произведения, и автор - действительно прозаик. Но такие пространные описания утяжеляют стих, он перестает держать форму и превращается в назидание.
«Развалины» можно рассматривать с разных точек зрения, и в зависимости от этого рассматривать разные аспекты, как их раскрывает критик С. Фаустов, это например "Библейский " аспект.
В Библии слово "Развалины" встречается 39 раз. Большая часть упоминаний связана с угрозой Господа превратить в развалины Иерусалим, Дамаск, Вавилон и другие города в наказание людям. Вспоминается также храм Христа Спасителя, который был коммунистами превращен в развалины, затем стерт и долее того, на том месте выкопали землю и налили воды и сделали круглогодичный бассейн с теплой водой. Так что же такое развалины? Это конец? Может быть и конец, а может и нет. Если процесс необратим, то действительно конец, как развалины древнего мира, а если обратим, то все восстанавливается, как восстановились города, и сейчас они процветают, как восстановлен храм. То есть развалины, не обязательно конец, это может быть началом возрождения".

Форма.
Первая часть адекватна в смысле связи формы и содержания, да еще, пожалуй, третья. В ней описания женщины и лирическая интонация обуславливают друг дргуга настолько, что пробиваются даже интонации народной песни. В этом смысле лирика царствует и в заключительной части стиха. Однако в целом лирическая интонация не выдержана.
Все части разные по скорости, темпу событий. В первой – молчаливое противостояние. Во второй ходьба, замедленное, но движение, скольжение глазами. В третьей вдруг пролет стрелы – в двух словах вся жизнь. В четвертой сильное действие, говор, даже крик, все много, наложение и смешение. В пятой опять тишина. Каждая часть абсолютна отлична от другой. Можно привести примеры из разных частей стихотворения.
Из первой -
Не каждому увы дано, что ищет.
Развалины одной в другой заныли.
Столкнулись две беды, два пепелища,
Два прошлых преступления, две были

из второй -
И вот руины вместо благодати.
Храм строили одни, другие рушили,
Выходит, мы потомки есмь предатели
Домов отцовских, веры в храме, в душах ли

из третьей-
Волос русый по ветру волнами
статью тонкая и упрямая.
А глаза как лед из весенних вод
и никто не звал ее мамою.

из четвертой -
Догуляла вдова, и двоих-то не родила
Где была голова… а теперь все снятся.
Как вернуть их, чем – молитвы, свечи, масла -
Чтоб в миру пожить, и в небесном братстве…

из пятой заключительной -
Шелест ветра, гулко от стен и ставен.
Голоса впитались в кирпич и доски.
Кто ты, женщина, кто тебе равен
И кого ты видишь сквозь пыль известки?

Если в начале стиха ритмика стройна, то ближе к концу явно видны ритмические сбои.
Становится все больше подробностей и все меньше поэтических красот. Судя по форме, все-таки это не большое стихотворение, но и не поэма, как хотелось бы автору, а, скорее всего, цикл совершенно отдельных стихов, обьединенных общей темой. Тот же подход при рассмотрении каждой отдельной части обнаруживает завершенность мысли именно внутри этой части, далее - меняется интонация, меняется и настрой.
Еще один подход требует вспомнить о рифмовке. Если вначале она ярко выражена, то к финалу рифмы приблизительные, иногда и совсем исчезают. Что касается способа рифмовки, то почти от начла до конца автор использует перекрестную женскую рифму. Это, конечно играет роль связующей нити, однако этого, увы недостаточно. Даже простое сопоставление этих цитат изумляет: все они, ни будь четвертого отрывка. составляют единое целое, одна строфа продолжает другую, и только четвертая строфа кажется инородной. В этом коренится глубокий композиционный просчет интересного, экспериментального произведения.

Галина Щекина   24.06.2011 11:06     Заявить о нарушении
Полностью читать в отдельном окне http://www.stihi.ru/2011/06/24/2825

Галина Щекина   24.06.2011 11:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.