Рецензия на «Словарь русской рифмы» (Школа Поэтического Мастерства -З)
Ответы к статье "Новичкам на сайте" (отдельными рецензиями удобнее открывать): http://www.stihi.ru/2009/05/12/569 Ответ на вопрос В5: Что такое ритм в стихотворении, что с ним делать, нужен ли он вообще и так далее... давайте поговорим о том, что такое ритм в стихотворении, что с ним делать, нужен ли он вообще и так далее... я очень люблю такую ассоциацию: представьте себе старый радиоприёмник, где ручкой настройки можно "поймать" какую-то волну... крутим-ловим-поймали-звучит музыка... но вот если настройка не очень точная (или сама техника довольно старая, или волна "слабая"), то музыка звучит с помехами... знаете, так бывает – звучит-звучит, потом что-то типа хр-хррр-хр-хр и опять звучит:) так вот, если "примерить" эту образную картинку на стихотворение, то ритм - это несущая частота, волна, которая переносит смысл, "картинки", идеи, историю... а помехи – это ошибки в ритме, то, что затрудняет восприятие стихотворения читателем или слушателем, сбивает с толку иногда, запутывает или просто немножко "раздражает"... хотелось ведь слушать музыку, да? зачем нам эти помехи?:) теперь второй аспект... авторы часто говорят: "Ну почему Вы говорите, что не звучит здесь?.. У меня вот, когда я читаю, ВСЁ ЗВУЧИТ!.. просто Вы не так читаете... здесь вот, после этого слова надо сделать паузу, а вот эту строчку просто быстро произнести, здесь эмоция такая, быстрая..." кто прав – автор или читатель, который не может прочитать стихотворение таким же образом, как автор?:) вот в том-то и дело, что есть музыка речи, она заложена в самом языке, в самом понятии "поэзия", она не нуждается в дополнительных "костылях" типа "а Вы здесь просто паузу подержите, а вот это быстро прочитайте...":) и авторы очень часто страдают "авторской слепотой" или "авторской глухотой", то бишь не могут вырваться из “потока”, увидеть "глазами читателя", услышать по-другому, не так, как слышится им самим, а просто – как это идёт по самой логике и музыке речи... поверьте, это бывает у всех... сколько раз мне самому говорили об ошибках в моих стихах, которые я сам не "слышал"... ну вот, не "слышались" они и всё:) особенно, если написал песню, которая так и звучит в голове... а кто-то читает и говорит - "а что у тебя вот здесь так...":) ритм в стихотворении не может быть "нужен" или "НЕ нужен"... поскольку, я повторю, он возникает не по воле автора, а заложен в самом языке... задумайтесь на секунду, в каждом слове есть ударение... мы никогда не скажем "ПО-слать" с ударением на первый слог, мы скажем "по-СЛАТЬ" с ударением на второй и только второй слог... а теперь давайте сочиним пример с этим словом, точнее два: 1. Мне послать посылку надо... 2. Надо послать мне посылку... прочитайте вслух первый и второй вариант, пожалуйста... Какой звучит лучше? правильно, первый звучит идеально... а второй - как-то не так... вообще не поэтично что-то... а почему? всё на самом деле просто:) не думайте, пожалуйста, что Вы этого не поймёте или ещё что... во втором варианте нарушен ритм... теперь давайте научимся его (ритм) определять и разбирать... здесь нам очень пригодится такая штука, как ритмическая схема... забегая вперёд, а точнее ДАЛЕКО вперёд, я могу сказать, что можно и без схем, без "математики поэзии"... можно... когда, сам по себе уже слышишь как и что звучит и где НЕ звучит... а схемы - это только инструмент, как калькулятор... можно вот умножить 32 на 56 в уме, а можно на калькуляторе, если не хочется или сложно так:) итак, в схеме принимаем такие обозначения: "-" - это безударный слог в слове; "\" - это ударный слог в слове... пока хватит этих двух обозначений... 1. Мне послать посылку надо... \-\-\-\- 2. Надо послать мне посылку... \--\\-\- замечаете разницу? первый вариант на схеме выглядит упорядоченным структурно – ударный-безударный-ударный-безударный... а во втором – нет определённой структуры повторений ритма (кусочков, которые повтораяются снова и снова)... а вот теперь ради эксперимента прочтите, пожалуйста, второй вариант вот так (заглавные буквы отмечают ударные слоги): НАдо ПОслать МНЕ поСЫЛку... звучит хорошо, ритмично, классно звучит...:) но, помните, слово "послать" никогда не произносится с ударением на первом слоге по правилам русского языка... только иностранец может сказать "пОслать":) ну, ему можно:) кстати, попутно, такие кусочки ритма, которые повторяются в строках, называются "стопа"... это название пришло от древне-греческих поэтов, они ритм ногой отсчитывали:) а вариантов стоп довольно много, но вот такой вариант (\-) ударный-безударный, называется "хорей"... можно записать строчку и вот так: \- | \- | \- | \- | где "|" - разделитель стоп... таким образом, это просто классический пример четырёхстопного хорея:) всё просто:) теперь давайте немножко углубимся в эту тему... в русском языке ВСЕ слова имеют хотя бы один ударный слог, даже односложные типа "он", "я", "по", "на"... есть исключения - предлоги к, в, с... поскольку в них нет гласной и нет ударения совсем... так вот, а в поэтической строке НЕ ВСЕ слова "попадают" под ритмическое ударение... точнее часто не учитываются ударения в коротких односложных словах типа местоимений или предлогов... здесь немножко сложно объяснить... давайте на примере (один из моих любимых, строчка из стихотворения Андрея Ситнянского): "Слушай, жена, всё равно я не сплю..." когда Вы прочтёте её вслух, то это будет так: "СЛУ-шай же-На всё рав-НО я не СПЛЮ..." Вы наверняка не будете выделять все ударения как: "СЛУ-шай же-На ВСЁ рав-НО Я НЕ СПЛЮ...":))) Таким образом, в поэтической строке не все слова являются ударными, хотя и в самом языке они таковыми считаются... просто нужно почувствовать музыку речи, понять тот ритм, к которому "тяготеет" строчка... этому можно научиться на практике... Алексей Лис Школа Поэтического Мастерства -З 21.06.2011 03:59 Заявить о нарушении
Надо послать мне посылку...
Завтра пойду и пошлю. Деньги, табак и бутылку. Милому зеку в тайгу. ☺ Здравствуй, Лис. А не дактиль ли это? Можно сказать, что в первой строке слово «мне» как сверхсхемное ударение, но мне кажется, что это скорее тот вариант, когда: «так вот, а в поэтической строке НЕ ВСЕ слова "попадают" под ритмическое ударение... точнее часто не учитываются ударения в коротких односложных словах типа местоимений или предлогов... здесь немножко сложно объяснить...» или я не прав? С дружеским приветом, Яша. P.S. Надеюсь, я не сильно запутал читателей. Я. ☺ Яков Сапожник 22.06.2011 12:35 Заявить о нарушении
здравствуй, Яша:)
не запутал, я думаю:) да, по ритму это дактиль: /-- | /-- | /- /-- | /-- | / /-- | /-- | /- /-- | /-- | / ударение на "мне" в первой строке почти не чувствуется, на мой взгляд... и по ритму не особо мешает... вот рифма "пошлю"-"тайгу", конечно, слабовата, Яш... не хватает полноты созвучия... извини, что давно не пишу... как-то не получается вот... радости тебе:) Лис Школа Поэтического Мастерства -З 23.06.2011 01:26 Заявить о нарушении
Здравствуй, Лис.
Ты так «вышколил» свой ритм, что пытаясь написать строку с ритмической ошибкой, всё равно написал ритмически без ошибки. ☺ Письмо когда сможешь, тогда напишешь. С дружеским приветом, Яков Сапожник 23.06.2011 01:45 Заявить о нарушении
Да, кстати, насчёт рифмы – в данном четверостишии, я не сильно старался, больше хотел показать, что та строка, о которой ты говорил, что она с ошибкой ритма, на самом деле дактиль. А вот в целом, в своих стихотворениях последнего времени (может год, может чуть меньше), мне кажется у меня много рифмы, что говориться, на грани фола. Если взять отдельными словами (слово-слово) – то вроде и не рифма или очень не точная рифма, а если читать в четверостишии, то вроде звучит. Вот жду твоего вердикта – прав я или нет. Но с ответом не торопись – мне важнее, чтобы ты уделил время моему вопросу, нежели ответил второпях.
С дружеским приветом, Яков Сапожник 23.06.2011 02:06 Заявить о нарушении
а... теперь понял... но я говорил о двуцложных ритмам только... поэтому, на "автопилоте", и не заметил, что строка может быть и в ритме дактиля:)
ты прав, не очень корректный пример получился... спасибо за замечание:) зато есть, о чём подумать:) по примеру - дело в том, что надо, наверное, смотреть не по одной строке, а вкупе с другими строками, то бишь, вот так: Надо пОслать мне посылку... Завтра выйду спозаранку. Деньги, соль, табак, бутылка, Пару рыбин и баранку... :) вот в этом примере ритм первой строки становится ошибочным, на мой вгляд:) то бишь, явное ударение на "о" в слове "послать" появляется... или же - другой вариант - ритм последующих строк ошибочный... такие дела... да, по рифмам в твоих новых у меня есть замечания... но вот пока нет достаточно времени написать... радости тебе:) Лис Школа Поэтического Мастерства -З 23.06.2011 03:38 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |