Рецензия на «Стих дня. Александр Беличенко. 19. 06. 10» (Ноев Ковчег)
На острове любви (летом) На острове любви, где крышей небо, Где стены - берега и прелесть тёплых вод Два сердца, две души, сливаясь телом, Свершают таинство... И в нём Любовь живёт! Александр Беличенко 16.06.2010 Итак перед нами миниатюра. Поскольку объем текста в такого вида произведении стремится к нулю, то у автора должна иметься как минимум одна яркая, как светило, мысль, способная захватить читателя. Чтобы миниатюра не превратилась в сборку из нескольких предложений. Мысль эта намечена весьма туманно, а выражена вельми невнятно. С точки зрения логики и стилистики русского языка и построения гармоничного образа или системы образов. Вот очень нравится мне фраза из учебника эстетики: «Можно научить рифмовать, но нельзя научить ИЗОБРЕТАТЬ ОБРАЗЫ» Следовательно, наличие незаёмного образа (образов) - главное отличие рифмоплёта от поэта. Образная система данного стихотворения не даёт повода для того, чтобы оно зацепило чем-то новым или заставило всколыхнуться чувство. Остров любви, небо - крышей, теплые воды, таинство любви, стены-берега – вот и все образы… И где хоть один - авторский? На мой взгляд, стихотворение весьма и весьма сырое и неумелое. Уже заголовок продаёт стихотворение с потрохами, как непродуманное: «На острове любви (летом)». Ну для чего скобки, можно поинтересоваться? Образ «остров Любви» не предполагает смены времен года: там один сезон только и есть - любовь. Вторая строчка «Где стены - берега и прелесть тёплых вод» - содержит классическую ошибку стилистики: слабое управление слов в предложении влечёт амфиболию: стены- это берега? Стены – это прелесть вод? Или стены - это и то, и другое? Классика подобной речевой ошибки: «Как только доярка покинула сцену, на неё залез председатель» Третья строчка: «Два сердца, две души, сливаясь телом». Прочтите это внимательно. И вздрогнете. Одно тело с двумя сердцами и двумя душами! Создаётся впечатление, что речь о сиамских близнецах? Несогласованность чисел имён существительных плюс …кривая логика образа. Я бы, характеризуя любовь, сказала наоборот – два тела, два сердца, и – ОДНА ДУША... Наличие словосочетания «два сердца» предполагают множественное число для существительного «телом». Опять комическая стилистическая ошибка… И, наконец финал: свершают таинство – и в этом таинстве живёт любовь. Расплывчатый образ, согласитесь… И потом «свершение таинства» - ну что может быть штамповатее? Эвфония: Благозвучность поэтического языка - особенно важна: стих и отличается от прозы мелодикой, красотой созвучий - результатом работы автора. Фонетический строй стиха . Поэтический слух предполагает благозвучность поэтического текста, построение гармонически, по законам эвфонии звучащего текста. прелесТь/Тёплых СвершаюТТтаинство Два одинаковых звука на стыке слов просто не читаются. Грамотный автор этого избегает, тем более, в миниатюре из 4-х строк, где нет возможности исправить впечатление в следующих строфах. РИФМЫ, красота концевых созвучий. Выпишем эти созвучия: на 4 строки – их две пары. 1.крышей нЕбО- сливаясь тЕлОм - для меня здесь гармонии нет. Ассонанс заиграл бы, если б хотя бы предударные согласные совпали, ну или, по Брюсову, нашлись бы совпадающие созвучия слева («полевение рифмы») ; ведь в подлинно русском тексте с учётом особенности мелодики языка, рифмуются, как правило, строки, а не слова. Авторы, обладающие поэтическим слухом, об этом никогда не забывают. 2.ТьОПЛЫх ВОТ – ЛюПОфь жЫВьОТ! Неплохо: 7 совпадающих звуков - хорошее концевое созвучие при полном совпадении трёх завершающих строки звуков. Итак на две пары рифмующихся созвучий -одна –несостоятельна, вторая –не плоха. Владение автора ритмическими законами стихосложения - в пределах нормы, (хотя по 4-м строкам трудно судить об этом) Выписываю схемы рифмующихся строк: -/--/--/-/- //-/-/-/-/- (2-ю можно записать и так : -/-/-/-/-/-, но тогда получим клитику (слипание двух знаменательных частей речи в одно слово - «двасЕрца». При этом одно из слов теряет ударение и звучит как безударное незнаменательное(предлог, союз, частица) Тут уж от поэтического слуха зависит – принять или не принять ситуацию. Я в последнее время стараюсь избегать слияния знаменательных слов в одно в угоду размеру, однако, в данном случае считаю приемлемым прочесть строку по 2-му варианту. Ведь коротенькое «два» в потоке речи естественно, не нарушая законов эвфонии, сливается с соседним словом в одно фонетическое слово. Вторая пара рифмующихся строк: ямб с пиррихиями. -/-/---/-/-/ -/---/-/-/-/ Вполне. ИТОГ: ни по одному из (моих)поэтических критериев (музыка, техника стихосложения, образно-смысловая составляющая)- миниатюра не состоялась. Будем надеяться-ПОКА. С пожеланиями успехов Ваша Наталья Малинина PS: А вот тоже миниатюра: Посредине панели я заметил у ног В лепестках акварели полумертвый цветок. Он лежал без движенья в белом сумраке дня, Как твое отраженье на душе у меня. (Н. Заболоцкий) Наталья Малинина 19.06.2010 20:59 Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья, за столь скрупулёзный разбор этого опуса: Вы поверяете гармонию стиха арифметикой стихосложения. Вывод: не очень. Не возражу, но на мой взгляд слишком много неоправданного прагматизма к поэтическому произведению. Скажу лишь, что стих философский, с глубинным смыслом, а не прагматический. Если Вы прочитаете мои замечания по всем рецензиям,то может быть Вам что-то станет яснее в замысле стиха. Что касается шедевра Н. Заболоцкого, то ему бы ещё и смысл, цены бы ему не было, а так, ИМХО, красиво сваяная абракадабра, всплеск подсознания, малопонятного другим (сразу скажу, я физик и, может быть, чего-то не "дотягиваю"). С уважением. Александр.
Александр Беличенко 19.06.2010 23:25 Заявить о нарушении
Вы поверяете гармонию стиха арифметикой стихосложения. ... слишком много неоправданного прагматизма к поэтическому произведению. Скажу лишь, что стих философский, с глубинным смыслом...
Александр, а чем ещё поверять стих? Философской абракадаброй, с помощью которой можно возвести в шедевр "чёрный квадрат" Малевича? Об "арифметике": отговорки типа, да, я не знаю законов стихосложения, пишу левой пяткой, но зато с душой - меня умиляют, но не убеждают. я приведу Вам слова своей дочки, студентки ЯХУ (ярославского художественного училища) и, одновременно студентки ф-та культурологии ун-та(заочно): однажды я посокрушалась, что в доме художник, а на стенах нет ни единой картины его кисти. Дочка ответила: " У меня их нет". Тогда я возразила: "Но ведь твоими работами забиты все углы квартиры! Ты семь лет училась в художественной школе, два года - в ЯХУ и...нет ни одной достойной работы?" Знаете, что мне было сказано? "Первые 7 лет я училась постигать законы гармонии, вторые 7 лет буду пытаться их воспроизводить, а третьи 7 лет - буду учиться писать КАРТИНЫ". Примерно столько же учатся на музыканта. Почему мы считаем, что научиться стихосложению - проще? После постижения азов, законов гармонической поэторечи, открывается такое поле неведомого - всё больше и больше тонкостей хочется постичь. О них писали и Цветаева, и Брюсов, и А. Белый, и Мандельштам, и Маяковский, и Чуковский, и Гумилёв, и Пушкин(почитайте его рецензию на "Водопад" Вяземского, из современников с интересом читаю рассуждения Варлама Шаламова, Александра Кушнера. Понимаете, незнание предмета "поэзия", именно, как предмета для обучения ему, ведут к произведениям, уровня упражнений для подготовительного класса поэтического мастерства. Кому они интересны? Ну, кому-то интересны и детские рисунки. Они ведь могут быть весьма милы. Всё зависит от уровня требовательности к себе. И уровня требовательности культурного Читателя. С уважением Наташа. Наталья Малинина 19.06.2010 23:59 Заявить о нарушении
Художники рождаются с чуством гармонии и умением ВИДЕТЬ. не просто смотреть, а именно ВИДЕТЬ. СОЗДАВАТЬ ОБРАЗЫ, и ВИДЕТЬ ИХ ВПЕРВЫЕ. если человека приходится учить таким вещам - он не художник. в лучшем случае дизайнер. ведь и музыкантам можно развить музыкальный слух почти с нуля, и поставить любой голос.... но одно дело - талант и упорная работа, другое дело - только упорная работа.. первые всегда будут первыми в этой гонке...если работают. а если ленятся учиться - бесталанные, но упорные их обгонят. ну и бесталанный лентяй - это в переложении на стихи - графоман...писать пишет, учиться не хочет....
это верно для любого креатива - и в живописи, и в музыке, и в теории стихосложения. надо учиться. но - одно дело ощущать гармонию с детсва, другое дело постигать её.. и уж совсем ни о чем - "учиться постигать гармонию". и - ни один профессиональный художник не отозвался бы так неуважительно о рисунках детей. да и вообще - об работах учеников. друг друга раскритикуют в пух и прах, и прежестоко, а дети - только учатся.. мы уважаем их стремление учиться. думаю, в этом вы, Наталья, не правы. а с тем, что вы сказали относительно теории стихосложения - согласен. и разбор очень техничен и профессионален)))конечно, это ваше ИМХО, но оно настоящее украшение сегодняшнего Дня.Спасибо))) Старый Мудрый Акан 20.06.2010 01:52 Заявить о нарушении
Доброй ночи!
То, что Вы сказали о художнике по рождению - и правильно и неправильно. Я, отдавая ребёнка в худ. школу очень боялась, что там испортят её "самобытность" и непосредственность собственного взгляда. Но ..она рвалась и считала дни, кгда ей исполнится 10 лет, она хотела учиться рисовть, уже рисуя лучше всех в садике и в школе. Понимала, что без соответствующего уровня развития своих природных способностей, без постижения законов всех достигнутых в избранной области творчества вершин- современный человек не может включиться ни в один из видов творческой деятельности на том уровне культуры, который востребован развитием цивилизации в самых совершенных её проявлениях. Время Митрофанушек минуло.Ну или они интересны только таким же митрофанушкам. Об этом сказала моя дочь, которую ещё в 10 летнем возрасте называли "цветовиком от Бога". "Отрицание своего дарования - ручательство истинного таланта",- вот так категорично говорил гениальный писатель. А моя любимая цитата следующая: "Единственное качество, которое я уважаю в людях - способность сомневаться во всём". Я сомневаюсь во всём, что я сказала, научила этому своего ребёнка, но я сказала это, чтобы и прочитавшие засомневались и ...задумались. Наталья Малинина 20.06.2010 03:03 Заявить о нарушении
а мне начхать на то, востребовано ли мое творчество цивилизацией))) я изучаю созданное и открытое другими художниками - но не собираюсь отказываться от себя и делать востребованные "продажные" картинки. это - дизайнерство. работа на заказ в худшем смысле этого слова... мне повезло.. я с полутора лет наблюдал за отцом в его мастерской... и сам брал кисть... учился... подрос - пошел в художку - с восьми.. в другой город - на междугороднем автобусе - 4 раза в неделю...
для художника творить - это как дышать. физиологическая потребность. и начхать на "востребованность" обществом... конечно если не пытаешься этим заработать. большинство художников - небогаты, мягко говоря...зато счастливы - тем, что могут творить... жить, в общем))))) очень мало имеют отношения к современной цивилизации.. в параллельном мире живут почти.. но так всегда было...и они отнюдь не митрофанушки. и никогда - ни в какой эпохе - не было среди настоящих художников - митрофанушек.... а дилетанты громкоголосые, маскирующиеся под творцов, есть в любом деле. для того и критик - чтоб отличить))) тяжелая, кстати, работа.. и тоже - творческая))) спасибо за разбор))) Старый Мудрый Акан 20.06.2010 11:31 Заявить о нарушении
Спасибо всем за "науку" и высказанные мнения. Учиться никогда не поздно.
Александр Беличенко 20.06.2010 13:02 Заявить о нарушении
Александру Беличенко:
приятно было обменяться мнениями! Наталья Малинина 20.06.2010 13:39 Заявить о нарушении
«Когда вы усвоите все правила и проделаете бесчисленные поэтические упражнения, тогда вы сможете, отбросив их, писать по вдохновению, не считаясь ни с чем, вы сможете запереть правила в ящик на ключ и бросить ключ в море. Теперь же то, что вы принимаете за вдохновение, просто невежество и безграмотность.»
Кальдерон Эта цитата мне очень нравится. Хотя то, о чём в ней говорится и недостижимо. Значит, творец ОБРЕЧЁН на сомнение и за это ,о Толстому (и по мне) достоин уважения... Наталья Малинина 20.06.2010 15:22 Заявить о нарушении
Сомнения - путь к совершенству, хотя и весьма тернистый. Спасибо за науку, Наталья Малинина. С уважением. Александр.
Александр Беличенко 20.06.2010 16:24 Заявить о нарушении
И Вам - не болеть и вечно сомневаться)))
Наталья, Александр - с уважением, Старый Мудрый Акан 20.06.2010 22:21 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |