Рецензия на «Стих дня. Александр Беличенко. 19. 06. 10» (Ноев Ковчег)

На острове любви (летом)

На острове любви, где крышей небо,
Где стены - берега и прелесть тёплых вод
Два сердца, две души, сливаясь телом,
Свершают таинство... И в нём Любовь живёт!
Александр Беличенко 16.06.2010

Итак перед нами миниатюра. Поскольку объем текста в такого вида произведении стремится к нулю, то у автора должна иметься как минимум одна яркая, как светило, мысль, способная захватить читателя. Чтобы миниатюра не превратилась в сборку из нескольких предложений.
Мысль эта намечена весьма туманно, а выражена вельми невнятно. С точки зрения логики и стилистики русского языка и построения гармоничного образа или системы образов.
Вот очень нравится мне фраза из учебника эстетики: «Можно научить рифмовать, но нельзя научить ИЗОБРЕТАТЬ ОБРАЗЫ»
Следовательно, наличие незаёмного образа (образов) - главное отличие рифмоплёта от поэта.
Образная система данного стихотворения не даёт повода для того, чтобы оно зацепило чем-то новым или заставило всколыхнуться чувство. Остров любви, небо - крышей, теплые воды, таинство любви, стены-берега – вот и все образы… И где хоть один - авторский? На мой взгляд, стихотворение весьма и весьма сырое и неумелое.
Уже заголовок продаёт стихотворение с потрохами, как непродуманное:
«На острове любви (летом)». Ну для чего скобки, можно поинтересоваться? Образ «остров Любви» не предполагает смены времен года: там один сезон только и есть - любовь. Вторая строчка
«Где стены - берега и прелесть тёплых вод» -
содержит классическую ошибку стилистики: слабое управление слов в предложении влечёт амфиболию: стены- это берега? Стены – это прелесть вод? Или стены - это и то, и другое?
Классика подобной речевой ошибки: «Как только доярка покинула сцену, на неё залез председатель»
Третья строчка:
«Два сердца, две души, сливаясь телом».
Прочтите это внимательно. И вздрогнете.
Одно тело с двумя сердцами и двумя душами!
Создаётся впечатление, что речь о сиамских близнецах? Несогласованность чисел имён существительных плюс …кривая логика образа.
Я бы, характеризуя любовь, сказала наоборот – два тела, два сердца, и – ОДНА ДУША...
Наличие словосочетания «два сердца» предполагают множественное число для существительного «телом».
Опять комическая стилистическая ошибка…
И, наконец финал:
свершают таинство – и в этом таинстве живёт любовь.
Расплывчатый образ, согласитесь…
И потом «свершение таинства» - ну что может быть штамповатее?
Эвфония:
Благозвучность поэтического языка - особенно важна: стих и отличается от прозы мелодикой, красотой созвучий - результатом работы автора.

Фонетический строй стиха .
Поэтический слух предполагает благозвучность поэтического текста, построение гармонически, по законам эвфонии звучащего текста.

прелесТь/Тёплых

СвершаюТТтаинство

Два одинаковых звука на стыке слов просто не читаются. Грамотный автор этого избегает, тем более, в миниатюре из 4-х строк, где нет возможности исправить впечатление в следующих строфах.

РИФМЫ, красота концевых созвучий. Выпишем эти созвучия: на 4 строки – их две пары.

1.крышей нЕбО- сливаясь тЕлОм -

для меня здесь гармонии нет. Ассонанс заиграл бы, если б хотя бы предударные согласные совпали, ну или, по Брюсову, нашлись бы совпадающие созвучия слева («полевение рифмы») ; ведь в подлинно русском тексте с учётом особенности мелодики языка, рифмуются, как правило, строки, а не слова. Авторы, обладающие поэтическим слухом, об этом никогда не забывают.

2.ТьОПЛЫх ВОТ – ЛюПОфь жЫВьОТ!

Неплохо:
7 совпадающих звуков - хорошее концевое созвучие при полном совпадении трёх завершающих строки звуков.
Итак на две пары рифмующихся созвучий -одна –несостоятельна, вторая –не плоха.
Владение автора ритмическими законами стихосложения - в пределах нормы, (хотя по 4-м строкам трудно судить об этом)

Выписываю схемы рифмующихся строк:

-/--/--/-/-
//-/-/-/-/-
(2-ю можно записать и так : -/-/-/-/-/-, но тогда получим клитику (слипание двух знаменательных частей речи в одно слово - «двасЕрца». При этом одно из слов теряет ударение и звучит как безударное незнаменательное(предлог, союз, частица)
Тут уж от поэтического слуха зависит – принять или не принять ситуацию. Я в последнее время стараюсь избегать слияния знаменательных слов в одно в угоду размеру, однако, в данном случае считаю приемлемым прочесть строку по 2-му варианту. Ведь коротенькое «два» в потоке речи естественно, не нарушая законов эвфонии, сливается с соседним словом в одно фонетическое слово.
Вторая пара рифмующихся строк: ямб с пиррихиями.
-/-/---/-/-/
-/---/-/-/-/
Вполне.

ИТОГ:
ни по одному из (моих)поэтических критериев (музыка, техника стихосложения, образно-смысловая составляющая)- миниатюра не состоялась.
Будем надеяться-ПОКА.
С пожеланиями успехов
Ваша Наталья Малинина

PS:
А вот тоже миниатюра:

Посредине панели я заметил у ног
В лепестках акварели полумертвый цветок.
Он лежал без движенья в белом сумраке дня,
Как твое отраженье на душе у меня.

(Н. Заболоцкий)

Наталья Малинина   19.06.2010 20:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья, за столь скрупулёзный разбор этого опуса: Вы поверяете гармонию стиха арифметикой стихосложения. Вывод: не очень. Не возражу, но на мой взгляд слишком много неоправданного прагматизма к поэтическому произведению. Скажу лишь, что стих философский, с глубинным смыслом, а не прагматический. Если Вы прочитаете мои замечания по всем рецензиям,то может быть Вам что-то станет яснее в замысле стиха. Что касается шедевра Н. Заболоцкого, то ему бы ещё и смысл, цены бы ему не было, а так, ИМХО, красиво сваяная абракадабра, всплеск подсознания, малопонятного другим (сразу скажу, я физик и, может быть, чего-то не "дотягиваю"). С уважением. Александр.

Александр Беличенко   19.06.2010 23:25   Заявить о нарушении
Вы поверяете гармонию стиха арифметикой стихосложения. ... слишком много неоправданного прагматизма к поэтическому произведению. Скажу лишь, что стих философский, с глубинным смыслом...

Александр, а чем ещё поверять стих?
Философской абракадаброй, с помощью которой можно возвести в шедевр "чёрный квадрат" Малевича?

Об "арифметике": отговорки типа, да, я не знаю законов стихосложения, пишу левой пяткой, но зато с душой - меня умиляют, но не убеждают.

я приведу Вам слова своей дочки, студентки ЯХУ (ярославского художественного училища) и, одновременно студентки ф-та культурологии ун-та(заочно):

однажды я посокрушалась, что в доме художник, а на стенах нет ни единой картины его кисти. Дочка ответила: " У меня их нет". Тогда я возразила: "Но ведь твоими работами забиты все углы квартиры! Ты семь лет училась в художественной школе, два года - в ЯХУ и...нет ни одной достойной работы?"

Знаете, что мне было сказано?

"Первые 7 лет я училась постигать законы гармонии, вторые 7 лет буду пытаться их воспроизводить, а третьи 7 лет - буду учиться писать КАРТИНЫ".
Примерно столько же учатся на музыканта.

Почему мы считаем, что научиться стихосложению - проще? После постижения азов, законов гармонической поэторечи, открывается такое поле неведомого - всё больше и больше тонкостей хочется постичь.

О них писали и Цветаева, и Брюсов, и А. Белый, и Мандельштам, и Маяковский, и Чуковский, и Гумилёв, и Пушкин(почитайте его рецензию на "Водопад" Вяземского, из современников с интересом читаю рассуждения Варлама Шаламова, Александра Кушнера.

Понимаете, незнание предмета "поэзия", именно, как предмета для обучения ему, ведут к произведениям, уровня упражнений для подготовительного класса поэтического мастерства.
Кому они интересны?
Ну, кому-то интересны и детские рисунки. Они ведь могут быть весьма милы. Всё зависит от уровня требовательности к себе.
И уровня требовательности культурного Читателя.
С уважением
Наташа.

Наталья Малинина   19.06.2010 23:59   Заявить о нарушении
Примечание: первая фраза д.б. в кавычках.

Наталья Малинина   20.06.2010 00:03   Заявить о нарушении
Художники рождаются с чуством гармонии и умением ВИДЕТЬ. не просто смотреть, а именно ВИДЕТЬ. СОЗДАВАТЬ ОБРАЗЫ, и ВИДЕТЬ ИХ ВПЕРВЫЕ. если человека приходится учить таким вещам - он не художник. в лучшем случае дизайнер. ведь и музыкантам можно развить музыкальный слух почти с нуля, и поставить любой голос.... но одно дело - талант и упорная работа, другое дело - только упорная работа.. первые всегда будут первыми в этой гонке...если работают. а если ленятся учиться - бесталанные, но упорные их обгонят. ну и бесталанный лентяй - это в переложении на стихи - графоман...писать пишет, учиться не хочет....
это верно для любого креатива - и в живописи, и в музыке, и в теории стихосложения. надо учиться.
но - одно дело ощущать гармонию с детсва, другое дело постигать её.. и уж совсем ни о чем - "учиться постигать гармонию".

и - ни один профессиональный художник не отозвался бы так неуважительно о рисунках детей. да и вообще - об работах учеников. друг друга раскритикуют в пух и прах, и прежестоко, а дети - только учатся.. мы уважаем их стремление учиться.
думаю, в этом вы, Наталья, не правы.
а с тем, что вы сказали относительно теории стихосложения - согласен. и разбор очень техничен и профессионален)))конечно, это ваше ИМХО, но оно настоящее украшение сегодняшнего Дня.Спасибо)))

Старый Мудрый Акан   20.06.2010 01:52   Заявить о нарушении
Доброй ночи!
То, что Вы сказали о художнике по рождению - и правильно и неправильно.
Я, отдавая ребёнка в худ. школу очень боялась, что там испортят её "самобытность" и непосредственность собственного взгляда. Но ..она рвалась и считала дни, кгда ей исполнится 10 лет, она хотела учиться рисовть, уже рисуя лучше всех в садике и в школе. Понимала, что без соответствующего уровня развития своих природных способностей, без постижения законов всех достигнутых в избранной области творчества вершин- современный человек не может включиться ни в один из видов творческой деятельности на том уровне культуры, который востребован развитием цивилизации в самых совершенных её проявлениях.
Время Митрофанушек минуло.Ну или они интересны только таким же митрофанушкам.
Об этом сказала моя дочь, которую ещё в 10 летнем возрасте называли "цветовиком от Бога".
"Отрицание своего дарования - ручательство истинного таланта",- вот так категорично говорил гениальный писатель.
А моя любимая цитата следующая: "Единственное качество, которое я уважаю в людях - способность сомневаться во всём".
Я сомневаюсь во всём, что я сказала, научила этому своего ребёнка, но я сказала это, чтобы и прочитавшие засомневались и ...задумались.

Наталья Малинина   20.06.2010 03:03   Заявить о нарушении
а мне начхать на то, востребовано ли мое творчество цивилизацией))) я изучаю созданное и открытое другими художниками - но не собираюсь отказываться от себя и делать востребованные "продажные" картинки. это - дизайнерство. работа на заказ в худшем смысле этого слова... мне повезло.. я с полутора лет наблюдал за отцом в его мастерской... и сам брал кисть... учился... подрос - пошел в художку - с восьми.. в другой город - на междугороднем автобусе - 4 раза в неделю...
для художника творить - это как дышать. физиологическая потребность. и начхать на "востребованность" обществом... конечно если не пытаешься этим заработать. большинство художников - небогаты, мягко говоря...зато счастливы - тем, что могут творить... жить, в общем)))))
очень мало имеют отношения к современной цивилизации.. в параллельном мире живут почти.. но так всегда было...и они отнюдь не митрофанушки. и никогда - ни в какой эпохе - не было среди настоящих художников - митрофанушек.... а дилетанты громкоголосые, маскирующиеся под творцов, есть в любом деле. для того и критик - чтоб отличить)))
тяжелая, кстати, работа..
и тоже - творческая))) спасибо за разбор)))

Старый Мудрый Акан   20.06.2010 11:31   Заявить о нарушении
Спасибо всем за "науку" и высказанные мнения. Учиться никогда не поздно.

Александр Беличенко   20.06.2010 13:02   Заявить о нарушении
а мне начхать ... (Акан)
Будьте здоровы!

Наталья Малинина   20.06.2010 13:38   Заявить о нарушении
Александру Беличенко:
приятно было обменяться мнениями!

Наталья Малинина   20.06.2010 13:39   Заявить о нарушении
«Когда вы усвоите все правила и проделаете бесчисленные поэтические упражнения, тогда вы сможете, отбросив их, писать по вдохновению, не считаясь ни с чем, вы сможете запереть правила в ящик на ключ и бросить ключ в море. Теперь же то, что вы принимаете за вдохновение, просто невежество и безграмотность.»
Кальдерон
Эта цитата мне очень нравится.
Хотя то, о чём в ней говорится и недостижимо. Значит, творец ОБРЕЧЁН на сомнение и за это ,о Толстому (и по мне) достоин уважения...

Наталья Малинина   20.06.2010 15:22   Заявить о нарушении
Сомнения - путь к совершенству, хотя и весьма тернистый. Спасибо за науку, Наталья Малинина. С уважением. Александр.

Александр Беличенко   20.06.2010 16:24   Заявить о нарушении
И Вам - не болеть и вечно сомневаться)))

Наталья, Александр - с уважением,

Старый Мудрый Акан   20.06.2010 22:21   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ноев Ковчег
Перейти к списку рецензий, написанных автором Наталья Малинина
Перейти к списку рецензий по разделу за 19.06.2010