Рецензии на произведение «Стих дня. Александр Беличенко. 19. 06. 10»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Уважаемый Ноев Ковчег, огромная Вам благодарность за предоставленную возможность представить этот опус на обсуждение искушённых доброжелательных читателей, как стих дня. Подробное и заинтересоанное рецензирование дало многое для размышлений и выводов, и отвечая на замечания, я сам лучше понял, что же такое хотел выразить в своём стихо. Весьма полезная форма оценки творчества Стихирян. Всем рецензентам спасибо за науку и приобретённые от них знания. С уважением ко всем! Александр.
Александр Беличенко 20.06.2010 16:17 Заявить о нарушении
буду рад, если вы будете еще заходить в рубрику, в том числе и рецензироовать других авторов - ведь чем больше различных точек зрения, тем точнее видишь стих.
с ответной благодарностью -
Акан.
Старый Мудрый Акан 20.06.2010 20:54 Заявить о нарушении
На острове любви (летом)
На острове любви, где крышей небо,
Где стены - берега и прелесть тёплых вод
Два сердца, две души, сливаясь телом,
Свершают таинство... И в нём Любовь живёт!
Александр Беличенко 16.06.2010
Итак перед нами миниатюра. Поскольку объем текста в такого вида произведении стремится к нулю, то у автора должна иметься как минимум одна яркая, как светило, мысль, способная захватить читателя. Чтобы миниатюра не превратилась в сборку из нескольких предложений.
Мысль эта намечена весьма туманно, а выражена вельми невнятно. С точки зрения логики и стилистики русского языка и построения гармоничного образа или системы образов.
Вот очень нравится мне фраза из учебника эстетики: «Можно научить рифмовать, но нельзя научить ИЗОБРЕТАТЬ ОБРАЗЫ»
Следовательно, наличие незаёмного образа (образов) - главное отличие рифмоплёта от поэта.
Образная система данного стихотворения не даёт повода для того, чтобы оно зацепило чем-то новым или заставило всколыхнуться чувство. Остров любви, небо - крышей, теплые воды, таинство любви, стены-берега – вот и все образы… И где хоть один - авторский? На мой взгляд, стихотворение весьма и весьма сырое и неумелое.
Уже заголовок продаёт стихотворение с потрохами, как непродуманное:
«На острове любви (летом)». Ну для чего скобки, можно поинтересоваться? Образ «остров Любви» не предполагает смены времен года: там один сезон только и есть - любовь. Вторая строчка
«Где стены - берега и прелесть тёплых вод» -
содержит классическую ошибку стилистики: слабое управление слов в предложении влечёт амфиболию: стены- это берега? Стены – это прелесть вод? Или стены - это и то, и другое?
Классика подобной речевой ошибки: «Как только доярка покинула сцену, на неё залез председатель»
Третья строчка:
«Два сердца, две души, сливаясь телом».
Прочтите это внимательно. И вздрогнете.
Одно тело с двумя сердцами и двумя душами!
Создаётся впечатление, что речь о сиамских близнецах? Несогласованность чисел имён существительных плюс …кривая логика образа.
Я бы, характеризуя любовь, сказала наоборот – два тела, два сердца, и – ОДНА ДУША...
Наличие словосочетания «два сердца» предполагают множественное число для существительного «телом».
Опять комическая стилистическая ошибка…
И, наконец финал:
свершают таинство – и в этом таинстве живёт любовь.
Расплывчатый образ, согласитесь…
И потом «свершение таинства» - ну что может быть штамповатее?
Эвфония:
Благозвучность поэтического языка - особенно важна: стих и отличается от прозы мелодикой, красотой созвучий - результатом работы автора.
Фонетический строй стиха .
Поэтический слух предполагает благозвучность поэтического текста, построение гармонически, по законам эвфонии звучащего текста.
прелесТь/Тёплых
СвершаюТТтаинство
Два одинаковых звука на стыке слов просто не читаются. Грамотный автор этого избегает, тем более, в миниатюре из 4-х строк, где нет возможности исправить впечатление в следующих строфах.
РИФМЫ, красота концевых созвучий. Выпишем эти созвучия: на 4 строки – их две пары.
1.крышей нЕбО- сливаясь тЕлОм -
для меня здесь гармонии нет. Ассонанс заиграл бы, если б хотя бы предударные согласные совпали, ну или, по Брюсову, нашлись бы совпадающие созвучия слева («полевение рифмы») ; ведь в подлинно русском тексте с учётом особенности мелодики языка, рифмуются, как правило, строки, а не слова. Авторы, обладающие поэтическим слухом, об этом никогда не забывают.
2.ТьОПЛЫх ВОТ – ЛюПОфь жЫВьОТ!
Неплохо:
7 совпадающих звуков - хорошее концевое созвучие при полном совпадении трёх завершающих строки звуков.
Итак на две пары рифмующихся созвучий -одна –несостоятельна, вторая –не плоха.
Владение автора ритмическими законами стихосложения - в пределах нормы, (хотя по 4-м строкам трудно судить об этом)
Выписываю схемы рифмующихся строк:
-/--/--/-/-
//-/-/-/-/-
(2-ю можно записать и так : -/-/-/-/-/-, но тогда получим клитику (слипание двух знаменательных частей речи в одно слово - «двасЕрца». При этом одно из слов теряет ударение и звучит как безударное незнаменательное(предлог, союз, частица)
Тут уж от поэтического слуха зависит – принять или не принять ситуацию. Я в последнее время стараюсь избегать слияния знаменательных слов в одно в угоду размеру, однако, в данном случае считаю приемлемым прочесть строку по 2-му варианту. Ведь коротенькое «два» в потоке речи естественно, не нарушая законов эвфонии, сливается с соседним словом в одно фонетическое слово.
Вторая пара рифмующихся строк: ямб с пиррихиями.
-/-/---/-/-/
-/---/-/-/-/
Вполне.
ИТОГ:
ни по одному из (моих)поэтических критериев (музыка, техника стихосложения, образно-смысловая составляющая)- миниатюра не состоялась.
Будем надеяться-ПОКА.
С пожеланиями успехов
Ваша Наталья Малинина
PS:
А вот тоже миниатюра:
Посредине панели я заметил у ног
В лепестках акварели полумертвый цветок.
Он лежал без движенья в белом сумраке дня,
Как твое отраженье на душе у меня.
(Н. Заболоцкий)
Наталья Малинина 19.06.2010 20:59 Заявить о нарушении
Александр Беличенко 19.06.2010 23:25 Заявить о нарушении
Александр, а чем ещё поверять стих?
Философской абракадаброй, с помощью которой можно возвести в шедевр "чёрный квадрат" Малевича?
Об "арифметике": отговорки типа, да, я не знаю законов стихосложения, пишу левой пяткой, но зато с душой - меня умиляют, но не убеждают.
я приведу Вам слова своей дочки, студентки ЯХУ (ярославского художественного училища) и, одновременно студентки ф-та культурологии ун-та(заочно):
однажды я посокрушалась, что в доме художник, а на стенах нет ни единой картины его кисти. Дочка ответила: " У меня их нет". Тогда я возразила: "Но ведь твоими работами забиты все углы квартиры! Ты семь лет училась в художественной школе, два года - в ЯХУ и...нет ни одной достойной работы?"
Знаете, что мне было сказано?
"Первые 7 лет я училась постигать законы гармонии, вторые 7 лет буду пытаться их воспроизводить, а третьи 7 лет - буду учиться писать КАРТИНЫ".
Примерно столько же учатся на музыканта.
Почему мы считаем, что научиться стихосложению - проще? После постижения азов, законов гармонической поэторечи, открывается такое поле неведомого - всё больше и больше тонкостей хочется постичь.
О них писали и Цветаева, и Брюсов, и А. Белый, и Мандельштам, и Маяковский, и Чуковский, и Гумилёв, и Пушкин(почитайте его рецензию на "Водопад" Вяземского, из современников с интересом читаю рассуждения Варлама Шаламова, Александра Кушнера.
Понимаете, незнание предмета "поэзия", именно, как предмета для обучения ему, ведут к произведениям, уровня упражнений для подготовительного класса поэтического мастерства.
Кому они интересны?
Ну, кому-то интересны и детские рисунки. Они ведь могут быть весьма милы. Всё зависит от уровня требовательности к себе.
И уровня требовательности культурного Читателя.
С уважением
Наташа.
Наталья Малинина 19.06.2010 23:59 Заявить о нарушении
это верно для любого креатива - и в живописи, и в музыке, и в теории стихосложения. надо учиться.
но - одно дело ощущать гармонию с детсва, другое дело постигать её.. и уж совсем ни о чем - "учиться постигать гармонию".
и - ни один профессиональный художник не отозвался бы так неуважительно о рисунках детей. да и вообще - об работах учеников. друг друга раскритикуют в пух и прах, и прежестоко, а дети - только учатся.. мы уважаем их стремление учиться.
думаю, в этом вы, Наталья, не правы.
а с тем, что вы сказали относительно теории стихосложения - согласен. и разбор очень техничен и профессионален)))конечно, это ваше ИМХО, но оно настоящее украшение сегодняшнего Дня.Спасибо)))
Старый Мудрый Акан 20.06.2010 01:52 Заявить о нарушении
То, что Вы сказали о художнике по рождению - и правильно и неправильно.
Я, отдавая ребёнка в худ. школу очень боялась, что там испортят её "самобытность" и непосредственность собственного взгляда. Но ..она рвалась и считала дни, кгда ей исполнится 10 лет, она хотела учиться рисовть, уже рисуя лучше всех в садике и в школе. Понимала, что без соответствующего уровня развития своих природных способностей, без постижения законов всех достигнутых в избранной области творчества вершин- современный человек не может включиться ни в один из видов творческой деятельности на том уровне культуры, который востребован развитием цивилизации в самых совершенных её проявлениях.
Время Митрофанушек минуло.Ну или они интересны только таким же митрофанушкам.
Об этом сказала моя дочь, которую ещё в 10 летнем возрасте называли "цветовиком от Бога".
"Отрицание своего дарования - ручательство истинного таланта",- вот так категорично говорил гениальный писатель.
А моя любимая цитата следующая: "Единственное качество, которое я уважаю в людях - способность сомневаться во всём".
Я сомневаюсь во всём, что я сказала, научила этому своего ребёнка, но я сказала это, чтобы и прочитавшие засомневались и ...задумались.
Наталья Малинина 20.06.2010 03:03 Заявить о нарушении
для художника творить - это как дышать. физиологическая потребность. и начхать на "востребованность" обществом... конечно если не пытаешься этим заработать. большинство художников - небогаты, мягко говоря...зато счастливы - тем, что могут творить... жить, в общем)))))
очень мало имеют отношения к современной цивилизации.. в параллельном мире живут почти.. но так всегда было...и они отнюдь не митрофанушки. и никогда - ни в какой эпохе - не было среди настоящих художников - митрофанушек.... а дилетанты громкоголосые, маскирующиеся под творцов, есть в любом деле. для того и критик - чтоб отличить)))
тяжелая, кстати, работа..
и тоже - творческая))) спасибо за разбор)))
Старый Мудрый Акан 20.06.2010 11:31 Заявить о нарушении
Александр Беличенко 20.06.2010 13:02 Заявить о нарушении
приятно было обменяться мнениями!
Наталья Малинина 20.06.2010 13:39 Заявить о нарушении
Кальдерон
Эта цитата мне очень нравится.
Хотя то, о чём в ней говорится и недостижимо. Значит, творец ОБРЕЧЁН на сомнение и за это ,о Толстому (и по мне) достоин уважения...
Наталья Малинина 20.06.2010 15:22 Заявить о нарушении
Александр Беличенко 20.06.2010 16:24 Заявить о нарушении
Наталья, Александр - с уважением,
Старый Мудрый Акан 20.06.2010 22:21 Заявить о нарушении
Я прочитала три уже написанные рецензии. И всё-таки сливаются два тела! Одному телу просто не с чем сливаться. Не с собой же! Насчёт зарождения жизни - далеко не в каждом слиянии двух любящих оно происходит. На мой взгляд, последняя мысль (И в нём Любовь живёт!)должна быть иной. Потому что в слиянии двух душ и тел, да ещё и на острове любви, это совершенно очевидно и в повторении не нуждается. Концовка должна быть неожиданной.
А вообще стихотворение романтичное, красивое! С уважением.
Ирина Минаева 19.06.2010 19:48 Заявить о нарушении
Александр Беличенко 19.06.2010 23:09 Заявить о нарушении
Ирина Минаева 19.06.2010 23:34 Заявить о нарушении
Александр Беличенко 19.06.2010 23:40 Заявить о нарушении
Александр Беличенко 19.06.2010 23:51 Заявить о нарушении
Добрый день, Александр.
прочитал ваш текст - кое что понравилось, кое что нет, в целом отношение осталось довольно нейтральное. такое ощущение что текст написан очень молодым человеком - почти подростком - который еще не умеет выражать всю глубину эмоций(а часто и испытывать)или пожилым человеком - который как раз все это уже познал и сознательно пришел к безыскусности текста. сюжета как такового нет - зарисовочка.. мысль. не сказать что оригинальная... но - кратко сформулированная, и это. несомненно плюс.
образный ряд вызывает вопросы. если остров аллегорический, почему второе название - "Летом"?. любовь возможна в любое время года и жизни...остров любви и крыша неба - довольно банальные образы, а вот стены-берега ( и вода-стена) ВОКРУГ острова - мне понравились.
.
в третьй строке два сердца и две души - а тело почему-то одно. по логике, должно быть как минимум два.... могу предложить:
Два сердца, две души, тела сплетая,
Свершают таинство... И в нём Любовь живёт!
.
конечно это меняет схему рифмовки. но холостая рифма ничуть не хуже неточной (небо-телом, мягко говоря, сложно считать полноценной рифмой). а мне так вообще нравится. ИМХО. по слогам замена равноценная. кроме того, при чтении обратил внимание на сбой ритма.записал тест по слогам, выделил ударные, получилось следующее:
На /ОСТ /ро /ве /люб/ВИ,/где /КРЫ/шей / НЕ/бо, / (11)
Где /СТЕ /ны /бе /ре /ГА /и /ПРЕ/лесть/ТЕП/лых /ВОД/ (12)
Два /СЕРД/ца,/две/ду /ШИ, /сли /ВА /ясь / ТЕ/лом,/ (11)
Свер/ША /ют /ТА /ин /ство/...И/ в /НЁМ /Лю /БОВЬ/ жи/ВЁТ!/(13)
первые три строки написаны одним размером, вторая строка имеет лишний слог(что, впрочем, её не портит) - а вот четвертая отличается и по длине и по ритму.Этот вопрос стоит проработать. хотя финальная строка может выделяться ритмом, это правда. возможно, тут тот самый случай.
последнюю строку бы по препинакам посмотреть - снизить пафосность... без восклицательного знака будет строже и элегантнее, имхо.
с уважением -
Старый Мудрый Акан 19.06.2010 16:11 Заявить о нарушении
Александр Беличенко 19.06.2010 18:13 Заявить о нарушении
объяснили, безусловно. мотивацию именно такого решения текста - тоже)))
про возраст автора - у меня правило - принципиально не хожу на страницу незнакомого автора перед разбором - что-бы не было предвзятости. работаю только с одним текстом. определил значит верно))
теперь - после разбора и с Вашего разрешения - приду на Вашу страничку с удовольствием)))
Старый Мудрый Акан 19.06.2010 18:37 Заявить о нарушении
Александр Беличенко 19.06.2010 18:48 Заявить о нарушении
дайте раскладку по слогам, пожалуйста))))
а то я уже учебники просматриваю)))
Старый Мудрый Акан 19.06.2010 20:38 Заявить о нарушении
Александр Беличенко 19.06.2010 22:18 Заявить о нарушении
ну не всегда краткость сестра таланта...
образы конечно красивые, но некоторые "неточности" смазывают впечатление:
- крышей небо...на мой взгляд не очень удачная инверсия
- ну никак не может берег стеной быть, ну границей, с натягом барьером, волна? наверно да!
- в принципе и душа и сердце итак в теле обитают, по-видимому сляние должно происходить...сердцами, душами, телами...
- свешается таинство...осмелюсь поставить вместо точек слово ЛЮБВИ и зачем тогда любви жить в таинстве любви...
ИМХО. Босх с ув.
Иероним Босх 19.06.2010 15:43 Заявить о нарушении
Александр Беличенко 19.06.2010 18:29 Заявить о нарушении
О достоинствах:
Стиш короткий.
Где крышей небо- уже штамп. Крышей небо у всех!
"Город" Кукина- самая крепкая из этих крыш.
Где стены - берега и прелесть тёплых вод
Берег- одна стена, вода- вторая??? Или берег вместе с водой- стена?
Два сердца, две души, сливаясь телом- телАМИ вродь сливаться должны.
А если изначально одно тело, то с чем сливаться????
Простая Простая 19.06.2010 15:24 Заявить о нарушении
Старый Мудрый Акан 19.06.2010 16:15 Заявить о нарушении
Простая Простая 19.06.2010 18:32 Заявить о нарушении
Единица Человечества - пара:
Мужчина и Женщина,скреп их - Любовь.
Смысл несравненного Божьего Дара -
В Любви Единицы рождаются вновь.
Читайте на моей страничке это и другое многое на тему Любви, это моя главная тема. Ещё раз спасибо за благосклонное внимание. С уважением. Александр.
Александр Беличенко 19.06.2010 18:47 Заявить о нарушении