Рецензия на «По мотивам Смоки Мо - Отрывки из стихов. Кавер» (Апокалиптика)

Доброго времени суток.

Во-первых, я хотел бы попросить прощения. Приведённый Вами текст весьма сложно назвать достоверным источником, потому как печатался он несколько лет назад - в те дни, когда набиралось по 5-7 текстов в день для портала Rapway. Набирались мной. Соответственно, качество текста заметно страдает. Благо ещё, что Вы исправили некоторые вопиющие ошибки. "Сотрудники" же большинства ресурсов рунета, публикующих чужие тексты, не утруждают себя подобными нелепостями. Вследствие этого огромное количество сырого материала наводнило страницы различных оллириксов, что не может меня не огорчать. Когда-то я не жалел времени и сил на то, чтобы расшифровывать килобайты стихов и отдавать их на суд почтенной публики. Когда-то хотелось доказать всем и каждому, что рэп есть неотъемлемая часть настоящей поэзии. Я и сегодня придерживаюсь этого мнения. Рассматриваемый текст - прямое тому подтверждение.

Поскольку я виноват - мне хотелось бы эту вину хоть как-то загладить. Честно говоря, наткнулся на эту страницу совершенно случайно. Собственно, как и скачал на днях полную дискографию Смоки с торрентов, прослушал её и мне стало донельзя грустно. А этот трек... Наверное, это был его апогей. Если творчество Мо - порабола, то "Отрывки из стихов" - её вершина. Мне же хотелось бы видеть синусоиду. Время покажет.

Итак, я хотел бы выложить здесь полностью исправленный текст и дать собственные комментарии к его строкам - настолько верные, насколько мне удалось понять лирику Александра на сегодняшний день.
________________________________________________________________________

Романтика скрыта за кобальтом -
Дух современников Цезаря,
Так же, как и перо Пелевина...

/* "Название химического элемента кобальт происходит от нем. Kobold — домовой, гном. При обжиге содержащих мышьяк кобальтовых минералов выделяется летучий ядовитый оксид мышьяка. Руда, содержащая эти минералы, получила у горняков имя горного духа Кобольда. Древние норвежцы приписывали отравления плавильщиков при переплавке серебра проделкам этого злого духа. Вероятно, имя злого духа восходит к греческому «кобалос» — дым. Этим же словом греки называли лживых людей".

Лживый дух дыма марихуаны отбирает у молодёжи чувство настоящей романтики, заменяя его пустышкой, как двигал некогда пером Виктора Пелевина - в те годы, когда он принимал наркотики. */

Стремительно, молю тебя,
Выведи тварей к рекам!
Живые не должны быть снегом...

/* Нетающий снег в лирике Мо - это героин. У Ассаи есть такие строки, кстати:

Запретный плод вкусивший я ослеп,
И всех людей вокруг заменил снег.

Всё о том же. Соответственно, лирический герой Александра просит не приводить людей к наркомании, решить социальные и экономические проблемы её провоцирующие. */

А я не должен буду быть
Отпечатком протектора военных сапог!
Пять углов - вот они зубы системы!..

/* Чтобы не стать жертвой системы приходится всю жизнь искать пятый угол, то есть нестандартные решения поставленных ею проблем. Вообще, в последнем альбоме под системой опять-таки подразумевалась наркотическая зависимость, если я правильно всё понял (слушать было трудно). Так или иначе, это строки о постоянной неравной борьбе с системой - чем бы она не являлась */

Лети туда, где Отцы Православия -
Нет в местах, где у крестов загнуты концы!
Там, где чернили память Якова знаками -
Пустая бутылка пойла
Против стакана с прахом...

/* Убеждения, рождённые бутылкой пойла, заставляют молодых "людей" с крестами, концы которых загнуты, осквернять всё теми же знаками потухшего навсегда солнца могилу Якова, уйдя тем самым безвозвратно из мест, где есть "главные - те, кто может отнять веру на веки или подарить бессмертие". Последняя цитата из "Секретов ненависти" всё того же Ассаи. Если хотите, я как-нибудь выложу текст, ибо он того стоит. */

Проблемы высмеяны Босхом -
Ирония в голосе Шендеровича,
Горечь в голосе Познера...

/* Сатирик Шендерович и журналист Познер подобно полотнам Босха обличают проблемы современности - каждый в своём амплуа. */

Моя же вера, как бритва -
Будет пускать гной из век,
Но никак не слезы
И даже не снег...

/* Одни из самых сильных строк Смоки, на мой взгляд. Наша вера не в слезах - скорби, отчаянии и унынии, даже не в снеге - не в обречённости наркотической или любой иной зависимости, подчинении системе, не в согласии большинства с жестокими законами жизни, она - в гное самоистязания сумасшедшего, но не сдавшегося. Наша вера - терпение и стойкость. Наша вера - любовь. */

Я простил,
Но берега веры припомнят тебе!
И тот, кто предал меня - проклят.

/* Православие учит прощать своих обидчиков и любить своих врагов. Ибо суд для всех един и это не человеческий суд. Он припоминает всё и каждый предавший обречён на вечные муки. */

"Где Скарлетт?!" - матросы кричали в рупор,
Но корабли уже целовали портовые губы...
Никто не видел Апокалипсис,
Океан скрыл берега,
Подарив смертным барокко...

/* "Жемчужина с пороком" преподнесена в подарок тем, кто не видит Апокалипсис, и океан скроет берега новым всемирным потопом, унеся с собой их распущенные жизни */

Для отвода сил, для отвода глаз
Просьба -
Не слать мне письма
С марками Кастро!..

/* Письма с марками Кастро - это письма с Кубы - с Острова Свободы. Они фигурируют и в "Антоне", и в "Германе и Патрике". У Фьюза есть строка "нам бы с Кухней - на Кубу" (Кухня - это Kitchen Records, KRec - питерская группа, с которой в своё время активно сотрудничал Александр). И тут Вы, насколько я могу судить, поняли смысл с точностью до наоборот. Попасть на Кубу - мечта лирического героя, и письма оттуда - это отблески его мечты. Он просит своего друга не слать этих писем, дабы они его не компрометировали. На самом деле, чтобы понять эту строку, необходимо, как минимум, прослушать упомянутые выше треки. Они находятся в одной художественной канве. Без этого раскрыть смысл полностью кажется мне проблематичным. */

Встречай, Майами!
Per aspera ad astra!
Ман, прости,
Но я теперь другой совсем...

/* Тот самый латинизм "Per aspera ad astra" подтверждает, как мне кажется, мою предыдущую догадку. Получается так, что Майами - это как раз тернии, через которые нужно пройти, чтобы попасть под звёзды Острова Свободы. Ведь Майами - часть самого типичного государства-системы.

Да, не надо нам - ни чужих ни храмов, ни ликов:
Даже навязанный рай останется игом!

Это из трека "Планета 46" одноимённого альбома.
Насколько я понимаю, в последних строках лирический герой просит прощения у своего друга за то, что он изменил себе и всё-таки пошёл на сделку с системой, отправившись в тернии Майами, не дождавшись стойко часа своих Звёзд Свободы. */
Хотя всё это, конечно, может быть лишь результатом моего СПГС, однако не думаю, что кто-то, кроме автора, возьмётся утверждать, что подобное мнение не имеет права на жизнь. И хоть эту часть творчества Смоки Мо и принято относить к асбтрактному хип-хопу, как, я надеюсь, мне удалось показать - всё довольно конкретно, лишь представлено чередой метафор, образов и сравнений.

Некий Вадим   28.03.2010 06:10     Заявить о нарушении
Потрясающая рецензия!!!
Текст источника исправила на ваш.
Скорее всего, моя трактовка действительно неверна, и вы правы.
Свобода только на Кубе весьма противоречива

Апокалиптика   31.03.2010 23:27   Заявить о нарушении
Смоки - мастер в ломаных строках... А я не совсем понимаю, как его строчки попали сюда...

D.LJ.

Дионис Элджот   12.06.2010 10:36   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Апокалиптика
Перейти к списку рецензий, написанных автором Некий Вадим
Перейти к списку рецензий по разделу за 28.03.2010