***(Во сне, как наяву)

Вылеты те не забуду вечно...
Как наяву мне доселе снятся...
Мессер проскакивает на встречных...
В свитом в сермяжную суть пространстве,
Змейкой тягучей звено "горбатых"*
Строит, работу окончив, стаю.
С верою в их броневые латы,
Судорожно в вираже считаю...**

Все!!!
Дай нам Боже удачи, братцы!
Не отставать!!!
Я за вас в ответе...
Но не из-за трибунала драться,
Насмерть, в зловещем закатном свете
Стану с настырным врагом постылым...
Сердце звенит на износ, без фальши!
Сорок второй...
В одноместных Илах,**
Суть - пацаны, да и я не старше...

В моде поверье, что сладить с ЛаГГом
Мессеру было, как "пару пальцев"...***
То-то тогдашний сержант, салага,
В свалке собачей не дал прорваться,
На вираже, ощетинив трассы,****
"Ножницы"***** перехлестнув с ведущим,
К штурмовикам их хвалёным Асам,
Рыцарствующим теперь показушно.

Родина на ордена скупилась:
Фриц наседает, ей-ей не время...
Главное, чтобы вернулись Илы
В полном составе...
А славы семя
Скрыто под каждым холмом могильным...
Станут потомков ростки буравить...
Смелым и, праведной силой, сильным,
Блеск мишуры не противопоставить.******
*Горбатый - прозвище советского штурмовика Ил-2.
**В первый годы войны радиосвязь на советских самолётах была
ненадёжной и истребители сопровождения вынуждены были постоянно
пересчитывать подопечных, чтобы убедиться, что никто не отстал.
*** До середины 1942 г. в войсках была преимущественно
одноместная модификация самолёта без стрелка.
**** В мемуарной литературе часто встречается поверхностная
оценка возможностей самолёта ЛаГГ, как тяжёлого и неповоротливого,
а потому имеющего ограниченные боевые возможности.
ЛаГГ-3 действительно был не столь приёмистым, как более лёгкий Як-1,
зато имел более прочный планер из дельтадревесины, который горел
гораздо хуже Яковлевского, мощное вооружение и позволял развить
большую скорость. Пилоты, которые умели строить манёвр так,
чтобы эту скорость не терять на равных вели борьбу с любыми немецкими
самолётами. После оснащения более мощным мотором, ЛаГГ-3 стал
знаменитым Ла-5.
***** В воспоминаниях многих наших лётчиков мелькает интересная деталь:
частенько истребителю сопровождения достаточно было дать очередь
поперёк курса немца, атакующего на наш самолёт, мол все вижу и готов
защитить, чтобы тот прекратил атаку.
****** Ножницы - воздушный манёвр, когда самолёты ведущего и ведомого
идут пересекающимися курсами. Позволяет отсечь самолёты противника
от хвоста напарника.
****** Во время знаменитой воздушной "Битвы за Британию", Канарис интригуя
против Геринга, на одном из совещаний у Гитлера поинтересовался, кто же
противостоит немецким лётчиком над туманным Альбионом, если, согласно
отчетов, Люфтваффе уже сбили все самолёты произведенные английской
промышленностью. Обилие такого рода неувязок, а так же господство в небе
войны Советских ВВС со второй половины 1943 г., которое после 1944-го стало
полным, вплоть до окончания войны, заставляет усомниться в безоговорочном
превосходстве немецких лётчиков над нашими, о котором талдычит читателям
немецкая мемуарная литература.

Графомачо   15.03.2010 19:56   Заявить о нарушении
Спасибо, Графомачо, но нет.
П.С. Первый раз вижу стих, пояснения к которому в несколько раз превышают по объему сам текст.

Артур Гайдук   16.03.2010 12:58   Заявить о нарушении
Спасибо, нет.

Но.. понимаете, кроме стихов, поданных на конкурс, я обычно читаю ещё хотя бы несколько стихотворений каждого автора -
просто чтобы переключиться на его стиль, эстетику, восприятие (а иногда - чтобы понять его).
Ваши стихи я тоже почитала немного. И задумалась:
для чего автор "Бреда старого графомана" участвует в так ругаемом им конкурсе?
Для спортивного интереса? Для "получить ещё один повод"? А самоуважение как же?
Не понимаю.. Извините.

Алана Эзер   16.03.2010 23:38   Заявить о нарушении
Алана, простите, а почему эти же слова не были адресованы автору с ником Трудно Быть Богом?

Валерий Носуленко Апофис   17.03.2010 16:53   Заявить о нарушении
ему и так трудно, Валера
ну что человека мучить ))

Степ   18.03.2010 12:24   Заявить о нарушении
Валерий, потому что у автора с ником Трудно Быть Богом нет таких публикаций, –
по крайней мере, я не видела у него ничего подобного.

Алана Эзер   18.03.2010 13:56   Заявить о нарушении
Если кому-то ещё интересно.

1. Светлана, в Вашем финальном "Не понимаю.. Извините" я уловил толику презрительного высокомерия. Мне кажется, что члену жюри отборочного тура это не к лицу, вне зависимости от уровня стихов конкурсанта. Вы же при исполнении.
Теперь по существу:
а) "БСГ" - это худ. произведение с полным набором худ. приёмов. Народ увлекающийся "стихоложеством", как правило, эмоциональный, ну и как говорится, что получилось, то и вышло.
б) Для понимания мотивов написания, необходимо ознакомиться с предысторией. Например, почитать жаркие обсуждения стихотворения Лешека (кажется "беспамятное") и под ним и в майском туре (Это первая часть). А кроме того проанализировать набор стихов именно МАЙСКОГО тура. Я "повёрнут" на военной тематике, поэтому майский список номинаций вдохновил меня на этот стих. Между прочим, он был выставлен мной на июньский отборочный тур и там уже обсуждался. Все мы люди. У меня есть свои симпатии и антипатии среди оргсостава БЛК, и я вправе их высказывать, тем более в поэтической форме (Это вторая и третья части). Оговорка: вне зависимости от моего отношения и причин побудивших организаторов и соучастников БЛК замутить это дело и поддерживать проект на плаву, любой участник и просто читатель может извлечь из него пользу. Я, например, к каждому отборочному туру кардинально перерабатываю одно стихотворение. Как его оценят не важно. Главное, что после каждой такой итерации я вижу качественное усиление оперируемого стиха (Это четвёртая часть). Так ли страшен чёрт?
в) Что до самоуважения, то тут надо делать поправку на мужской и женский подход к стихосложению (это моя терминология). При женском очень важно понимание со стороны читательской аудитории. Ибо жесткие невыдержанные "реплики со стороны" для неё, утончённой до невесомой прозрачности, которой она собственно и привлекает своего читателя, губительны. Именно этим я объясняю стремление сторонников такого подхода собраться в кругу единомышленников. Во всякие там лито и т.п. творческие группы.
Тогда как брутальный мужичина-графоманище всегда - один в поле воин. Ему подай лютого ворога, да поболе, чтобы от души намахаться может и не шибко "вострой" (хотя далеко не всегда), зато неотвратимо-разящей строкой-секирой. А потом, утерев пот и кровь, и свою и чужую, глубоко задуматься. А после тяжких и мучительных раздумий вновь и вновь перековывать эту строку, избавляясь от выщерблин и добавляя всё новые смысловые слои. И никакие теоретические выкладки не дадут стимуляции, сравнимой с привкусом собственной крови из зализываемых ран. Разве только вкус равновесной смеси пота и слёз от усилий по переработке творческого наследия, следующих за переходом на новый качественный уровень мастерства.
Для меня потерять уважение к себе - это свернуть, ограничить круг критиков, а значит - остановиться на пути к самосовершенствованию.
г) Не было ни одного тура, лонг которого не содержал бы понравившихся мне стихотворений.
д) Надеюсь, Вы получили исчерпывающий и при этом не задевший Вас ответ. Если нет - дайте знать. Разъясню или принесу извинения.

2. Артур, у меня есть ряд произведений, тяжелых для восприятия неподготовленным читателем. Я имел беседы по поводу таких текстов, в том числе с профи. Я полностью осознал свои ошибки, но от раннего периода творчества остался ряд дорогих мне стихотворений, выведение которых на новый образный уровень, понятный всем (или хотя бы многим), мне пока не по плечу. Тут наблюдается интересный феномен. Народ знакомый с лётной терминологией, например читающий соответствующие книги, понимает и воспринимает эти стихи нормально. Перед глазами такого читателя сразу возникает картинка и почти физическое ощущение вытянутой шеи и скошенных глаз, чтобы заглянуть за борт кабины накренённого в вираже ястребка. Он понимает, как тяжело разглядеть закамуфлированный Ил на фоне земли даже с нескольких сотен метров. Для них Горбатый, Лагг, Мессер, вираж, работа звена штурмовиков - готовые образы. Для таких читателей, звенящее на износ сердце - удачное сравнение с мотором истребителя, гоняемым в бою до стружки в масле. При этом некоторые из этих терминов-образов – системообразующие в нынешних редакциях этих стихов. Выдерни, и целые строфы рассыплются. Вот я и пытаюсь ставить подпорки в виде комментариев. Возможно, получается не лучшим образом. Я прикипел к этой тематике и почти ничего другого не пишу. Это можно назвать старческим маразмом не доигравшего в детстве в войнушку. Пожалуйста. Но есть и другой вариант объяснения. Помните: "Пепел Клааса стучит в моём сердце". Я считаю, что победа Советского Народа и его Красной Армии над самой сильной армадой всех времён и народов, не получает должного отражения в современной поэзии. И что ещё хуже, авторы, порой, становятся жертвами всевозможных мифов вроде заваливания врага трупами, попадают в сети конспирологических теорий, в которых агрессор - уже и не агрессор, а жертва - не жертва, как попки повторяют и смакуют фальшивки "обличающие бесчеловечность" выдающихся советских военных деятелей и т.п. Именно такие стихи пользуются популярностью. Вполне допускаю, что их пишут более талантливые авторы. Тогда моя цель сравняться с ними в мастерстве. Точнее, цель - писать правдивые и высокохудожественные стихи на военную и гражданскую тематики, которые вызывали бы у читателя целую бурю чувств, далёких от ощущения неполноценности всего, имеющего отношение к Советскому Союзу и России. Считаю это одной из достойнейших целей для человека, считающего русский язык родным.

Графомачо   25.03.2010 12:40   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Большой Литературный Конкурс
Перейти к списку рецензий, написанных автором Графомачо
Перейти к списку рецензий по разделу за 15.03.2010