Рецензия на «Итоги июля. Кирилл Анкудинов» (Большой Литературный Конкурс)

Автор обзора сетует на отсутствие индивидуальности... вот хотелось бы спросить критика - а как он её себе представляет? Какие ритмы, размеры, формы ещё не открыты? Ну или пусть назовёт имена поэтов (не на данном конкурсе, а вообще), соответствующих понятию "индивидуальности" - я просто хочу понять, идёт ли речь о творческой индивидуальности (подразумевающей, прежде всего, новую форму выражения), или личностной индивидуальности (то есть резкой непохожести на другие личности)? Предлагаю уважаемому автору обзора заглянуть в августовский лонг и прокомментировать, например, колыбельную Жени Богданович с такими словами "Мы с тобой давно на ты.//Ты есть я, а я есть ты." Вот писать подобным средневековым слогом - то есть рифмовать слово само с собой - это индивидуальность творческая или какая-нибудь ещё? Ведь приём-то древнейший - 13 век... это даже ещё до вагантов.

Михаил Левашов   08.08.2009 22:06     Заявить о нарушении
Идея о двух типах индивидуальности (формальной и личностной) мне очень по душе. Думаю, что неоткрытых ритмов, размеров и форм не осталось - иначе не распространился бы в ХХ веке верлибр, как особая форма стиха. Стремление к формальной оригинальности ныне - одна из наиболее банальных установок (примерно как употребление мата в стихах всуе). Напротив, личностная индивидуальность очень трудно достижима, но именно она - признак дарования, если не таланта.

Никита Брагин   09.08.2009 11:33   Заявить о нарушении
Ну да. Процитирую сам себя - это из моего "Учителя рисования":

* * *
И вот, из-за того, что новую рифму найти почти невозможно, а количество общеупотребительных слов в языке стремительно сокращается, "говорить стихами" (то есть просто, в разговорной речи, сказать что-то в рифму и с ритмом) - уже не редкость. Возникает вопрос: возможно ли развитие русской поэзии? Да, в искусстве нет и не может быть прогресса (если речь идёт о гениальных произведениях), но новое, вроде бы, должно беспрестанно возникать... Думаю, что если у русской поэзии вообще есть будущее, оно, скорее, за образами есенинской силы, выраженными в простых размерах (так как и размеры все давно открыты), нежели в экспериментах с рифмой, ритмом и размером, и даже в цитатах - в искусстве нет повторов, если образ, даже привычный, описан по-новому.

Михаил Левашов   09.08.2009 16:01   Заявить о нарушении
Никита, извините, а как Вы выделяете личностную индивидуальность? По одному стихотворению? Знаете, просто был на выставке Пикассо пару месяцев назад, меня поразило, что совершенно разные стили. Скажем, Дали узнаваем, а здесь сложно (про себя только высказываю, конечно, как неспециалиста). В стихах - интонация Маяковского, Есенина узнаваема, но у них можно найти разное. Порой настолько необычное, что автора не назвать. Любопытно, можно ли формализовать ощущение индивидуальности.

Вадим Волков   09.08.2009 16:04   Заявить о нарушении
Вадим, это по-разному может быть. У больших поэтов в их лучших стихах - действительно, возможно почувствовать личностную индивидуальность в одном стихотворении. Но это редкость. Обычно надо все же подробно познакомиться с творчеством автора, чтобы понять - есть, или нет.

Никита Брагин   09.08.2009 20:17   Заявить о нарушении
мне такие разговоры всегда напоминают известную археологическую находку, а именно глиняную табличку древнейшего Вавилона, на которой написано было в том духе, что все мыслимые и немыслимые открытия уже сделаны, и ничего нового придумать уже невозможно.
ага. щаз.

Симонов Глеб   09.08.2009 22:53   Заявить о нарушении
Тойнби, про циклы развития и гибель цивилизаций. И где же наша новая поэзия? :) Здесь, наверно, можно историю проанализировать, поискать возможные сценарии.

Вадим Волков   10.08.2009 03:59   Заявить о нарушении
Никита, спасибо. Мне тоже кажется, что по одному стихотворению судить сложно.

Вадим Волков   10.08.2009 04:01   Заявить о нарушении
Мелькору
"щаз"? На стол, пожалуйста. А я найду прототип. Идет?

Никита Брагин   10.08.2009 08:12   Заявить о нарушении
Конечно же, речь идёт о личностной индивидуальности, которая, как правило, видна с первых строк автора.
Когда я читал самую первую подборку Бориса Рыжего (в журнале "Звезда") или ранние стихи Дмитрия Быкова (в "Собеседнике" начала девяностых), я понимал: передо мной - несомненные личности.
Хотя тогда они были мало кому известны...

Критик Анкудинов   10.08.2009 16:48   Заявить о нарушении
Благодарю автора обзора за ответ по сути.

Михаил Левашов   10.08.2009 17:05   Заявить о нарушении
Если личностная индивидуальность задана с "первых строк" - как правило это просто выпендряж.
Кому как, а для меня индивидуальность не в крикливости.
И не в лезущей в глаза "оригинальности".
С нескольких строк можно увидеть только поверхностное.

С уважением

Тимофей Бондаренко   14.09.2009 21:08   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Большой Литературный Конкурс
Перейти к списку рецензий, написанных автором Михаил Левашов
Перейти к списку рецензий по разделу за 08.08.2009