Рецензия на «Итоги июля. Кирилл Анкудинов» (Большой Литературный Конкурс)
Автор обзора сетует на отсутствие индивидуальности... вот хотелось бы спросить критика - а как он её себе представляет? Какие ритмы, размеры, формы ещё не открыты? Ну или пусть назовёт имена поэтов (не на данном конкурсе, а вообще), соответствующих понятию "индивидуальности" - я просто хочу понять, идёт ли речь о творческой индивидуальности (подразумевающей, прежде всего, новую форму выражения), или личностной индивидуальности (то есть резкой непохожести на другие личности)? Предлагаю уважаемому автору обзора заглянуть в августовский лонг и прокомментировать, например, колыбельную Жени Богданович с такими словами "Мы с тобой давно на ты.//Ты есть я, а я есть ты." Вот писать подобным средневековым слогом - то есть рифмовать слово само с собой - это индивидуальность творческая или какая-нибудь ещё? Ведь приём-то древнейший - 13 век... это даже ещё до вагантов. Михаил Левашов 08.08.2009 22:06 Заявить о нарушении
Идея о двух типах индивидуальности (формальной и личностной) мне очень по душе. Думаю, что неоткрытых ритмов, размеров и форм не осталось - иначе не распространился бы в ХХ веке верлибр, как особая форма стиха. Стремление к формальной оригинальности ныне - одна из наиболее банальных установок (примерно как употребление мата в стихах всуе). Напротив, личностная индивидуальность очень трудно достижима, но именно она - признак дарования, если не таланта.
Никита Брагин 09.08.2009 11:33 Заявить о нарушении
Ну да. Процитирую сам себя - это из моего "Учителя рисования":
* * * И вот, из-за того, что новую рифму найти почти невозможно, а количество общеупотребительных слов в языке стремительно сокращается, "говорить стихами" (то есть просто, в разговорной речи, сказать что-то в рифму и с ритмом) - уже не редкость. Возникает вопрос: возможно ли развитие русской поэзии? Да, в искусстве нет и не может быть прогресса (если речь идёт о гениальных произведениях), но новое, вроде бы, должно беспрестанно возникать... Думаю, что если у русской поэзии вообще есть будущее, оно, скорее, за образами есенинской силы, выраженными в простых размерах (так как и размеры все давно открыты), нежели в экспериментах с рифмой, ритмом и размером, и даже в цитатах - в искусстве нет повторов, если образ, даже привычный, описан по-новому. Михаил Левашов 09.08.2009 16:01 Заявить о нарушении
Никита, извините, а как Вы выделяете личностную индивидуальность? По одному стихотворению? Знаете, просто был на выставке Пикассо пару месяцев назад, меня поразило, что совершенно разные стили. Скажем, Дали узнаваем, а здесь сложно (про себя только высказываю, конечно, как неспециалиста). В стихах - интонация Маяковского, Есенина узнаваема, но у них можно найти разное. Порой настолько необычное, что автора не назвать. Любопытно, можно ли формализовать ощущение индивидуальности.
Вадим Волков 09.08.2009 16:04 Заявить о нарушении
Вадим, это по-разному может быть. У больших поэтов в их лучших стихах - действительно, возможно почувствовать личностную индивидуальность в одном стихотворении. Но это редкость. Обычно надо все же подробно познакомиться с творчеством автора, чтобы понять - есть, или нет.
Никита Брагин 09.08.2009 20:17 Заявить о нарушении
мне такие разговоры всегда напоминают известную археологическую находку, а именно глиняную табличку древнейшего Вавилона, на которой написано было в том духе, что все мыслимые и немыслимые открытия уже сделаны, и ничего нового придумать уже невозможно.
ага. щаз. Симонов Глеб 09.08.2009 22:53 Заявить о нарушении
Тойнби, про циклы развития и гибель цивилизаций. И где же наша новая поэзия? :) Здесь, наверно, можно историю проанализировать, поискать возможные сценарии.
Вадим Волков 10.08.2009 03:59 Заявить о нарушении
Никита, спасибо. Мне тоже кажется, что по одному стихотворению судить сложно.
Вадим Волков 10.08.2009 04:01 Заявить о нарушении
Мелькору
"щаз"? На стол, пожалуйста. А я найду прототип. Идет? Никита Брагин 10.08.2009 08:12 Заявить о нарушении
Конечно же, речь идёт о личностной индивидуальности, которая, как правило, видна с первых строк автора.
Когда я читал самую первую подборку Бориса Рыжего (в журнале "Звезда") или ранние стихи Дмитрия Быкова (в "Собеседнике" начала девяностых), я понимал: передо мной - несомненные личности. Хотя тогда они были мало кому известны... Критик Анкудинов 10.08.2009 16:48 Заявить о нарушении
Если личностная индивидуальность задана с "первых строк" - как правило это просто выпендряж.
Кому как, а для меня индивидуальность не в крикливости. И не в лезущей в глаза "оригинальности". С нескольких строк можно увидеть только поверхностное. С уважением Тимофей Бондаренко 14.09.2009 21:08 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |