Итоги июля. Кирилл Анкудинов

Продолжается отборочный тур АВГУСТОВСКОГО цикла БЛК http://stihi.ru/2009/07/31/5402





1. Общие итоги:

   На конкурс было представлено 57 стихотворений, оцененных мной по 100-балльной системе.

Из них…

10 стихотворений – лидируют (они получили в моей оценке от 58 до 69 баллов).

15 стихотворений – хорошие стихи (от 54 до 57 баллов). Эти стихи могли бы претендовать на место в «лидерской десятке», если бы она не была уже занята другими, чуть более понравившимися мне стихами.

13 стихотворений – сносные стихи (от 50 до 53 баллов).

19 стихотворений – слабые стихи (от 30 до 49 баллов).

2. Общие соображения:

   Все стихи, вошедшие в «лидерскую десятку», чётко разделяются на «простые стихи», «сложные стихи» и «красивые стихи». «Простые стихи» - стихи, которые специально писались как «простые»; «сложные стихи» - стихи, которые писались как «сложные»; красивые стихи – создавались «для красоты» (они – в соответствии с этой исходной задачей – в меру просты, в меру сложны).
  Такое прослеживающееся распределение  – не очень хороший признак: ведь лучшие стихи всегда бывают и просты, и сложны, и красивы одновременно. Поскольку их авторы не заботятся о том, чтобы специально написать «просто», «сложно» или «красива». Их интересуют иные цели.
   И вновь я возвращаюсь к тому, о чём уже говорил, подводя итоги апрельского конкурса – к прискорбному отсутствию индивидуальности в представленных на конкурс стихах. Авторы этих стихов хотят писать так, как уже писали до них. Как принято писать стихи. Оттого они ориентируются на определённые традиции – «простой поэзии», «сложной поэзии» или «красивой поэзии». Вместо того чтобы быть в стихах собой.
   Я опять не могу оценивать представленные стихи по критерию «авторской индивидуальности». И потому вынужден оценивать их по критерию «авторского мастерства». Что по себе немало…
   Мастерство – в моём понимании – умение грамотно, точно и лаконично выразить определённые проявления внешнего или внутреннего мира.

3. Десятка лидеров (плюс комментарии):

69 баллов – МАРТА СИНЕЛЬНИКОВА. «колыбельная»
http://www.stihi.ru/2008/05/15/2707

   «Простое стихотворение». Я бы сказал, принципиально простое – неброское, построенное на минималистских приёмах, глагольных рифмах (это не отменяет виртуозную внутреннюю рифмовку и тонкие аллитерации).
   Я сразу же оценил это стихотворение. Потом много раз перечитывал. Чем больше перечитывал, тем больше оно мне нравилось – каждый раз я открывал в этом стихотворении что-то новое. Очень многослойная вещь. Между прочим – сонет (хоть и неклассический).
   Господа, а ведь это и есть мастерство – уметь в одной строке передать смену состояний природы: «Майский день смеялся, хмурился и потух». Или вот: «Выгнул спину серебристую старый пруд». Замечательно!
   У этого стихотворения есть ещё одно достоинство. Всякое стихотворение можно уподобить математической дроби: в числителе – авторские умения, в знаменателе – авторские понты. В стихотворении Синельниковой понтов нет вообще: автор полностью растворяется в главной героине (повествовательнице, отнюдь не  идентичной автору и её лирической героине). Что ещё более повышает оценку стихотворения.

64 балла – ЕВГЕНИЙ ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ. «На склоне заката, облитого кровью реликтовых птиц»
http://stihi.ru/2009/06/24/2726

   «Простое стихотворение». Оно может показаться «красивым». Но нет –  «простое».
   Вообще это – типичная «кубанская школа» (не слишком хорошо известная за пределами Кубани). Со всеми присущими ей чертами – казачьей тематикой, мифологизмом, суггестивностью подачи, особым «дрожащим» интонированием (чего только стоит строка «В неверные сумерки, в пыль уходящих минут»), непрерывным нагнетанием эмоциональности в интонации.
   Два слова показались мне избыточными для избранной автором стилистики и потому малоуместными – «украинным» и «нестрашливо».

61 балл – СЕРГЕЙ ИВКИН. «Смотрит ампула плоти в январские рёбра моста»
http://stihi.ru/2009/06/19/3924

   «Сложное стихотворение» (судя по всему, «уральской школы»).
   Такие стихи почти не поддаются интерпретированию, поскольку предполагают бесконечно большое множество возможных интерпретаций. Труднее всего, создавая «сложные стихи», не заразить их «побочными смыслами» комического свойства. Такая удача получается не у многих поэтов (от «сложной поэзии» до графомании – один шаг).
   У Ивкина – получилось. Я не вполне понимаю, о чём идёт речь в его стихотворении. Но не сомневаюсь, что – о вещах очень серьёзных и достойных поэтического слова.

60 баллов – КАТЯ НЕПОМНЯЩАЯ. «Отсюда – туда»
http://stihi.ru/2008/12/22/3788 

   «Красивое стихотворение». В качестве такового выполнено безупречно. Обаятельное «плетение словес».

60 баллов – БРЯТОВ. «Почерк облака с лёгким нажимом…»
http://stihi.ru/2008/10/06/1439

   «Простое стихотворение». С тягой  в «красивое».
   Мастер борозды не испортит. Хотя не всегда вспашет глубоко. Для определения жанра подобных вещей есть хорошее слово – «почеркушки». В качестве «почеркушки» текст Брятова сделан идеально.

59 баллов – СВЕТЛАНА ХОЛОДОВА. «Сорока»
http://www.stihi.ru/2008/01/31/1269

   «Простое стихотворение». Хорошее: трогательное и душевное.
   Оно потеряло несколько баллов только из-за одного слова – «бытия». «Красотка, сорока, подружка моя, легко ли клевать тебе хлеб бытия…». Сороки «хлеб бытия» не клюют. Что за позднесоветский аллегоризм?

59 баллов – STERVA. «Резюме. Next»
http://stihi.ru/2009/06/18/4488

   «Красивое стихотворение».
   Ирина Василькова вспомнила в связи с этим текстом Верочку Полозкову. Честно говоря, у меня при его чтении возникла та же ассоциации. Если двоих разных людей посещает одна и та же мысль, это неспроста.
   Я бы уточнил: стихотворение написано на грани, на переходе от «Дмитрия Быкова» к «Верочке Полозковой».

58 баллов – ПАВЕЛ КАЛИНИН. «Февраль»
http://www.stihi.ru/2002/09/17-343

   «Простое стихотворение». Точная пейзажная зарисовка. Есть некоторая громоздкость в середине стихотворения.

58 баллов – ЕЛЕНА МОРЕВНА (ЕЛЕНА ГУЛЯЕВА). «Дельта»
http://www.stihi.ru/2002/09/16-853

   «Простое стихотворение». Ещё одна зарисовка. Выполненная чисто, без огрехов. Но и без особых открытий. Мастерство, ничего кроме мастерства…

58 баллов – Аллочка (АЛЕКСЕЙ ИВАНТЕР). «Любимый мой! Я только мимоходом…»
http://www.stihi.ru/2001/03/22-481

   «Красивое стихотворение». Написано безупречно. Определённое отторжение вызывает только лирическая героиня стихотворения. Мандарари в порту Мумбайском… Ахъ!…


4. Хорошие стихи (почти без комментариев):

57 баллов – Дмитрий Машарыгин-Озёрский. «трём соснам мёда синтаксис сотри».

   «Сложное стихотворение».

56 баллов – Мастер Евгений. «Улетай».
                Grafomanka. «Поэту».

55 баллов – Дмитрий Тамбовцев. «Дремотное семя».
                Георгий Куликов. «Ложь».
                Дмитрий Мурзин. «Памяти Бориса Рыжего».
                Пучко. «Детское 3».
                Александр Евдокимов. «Рыбак».

54 балла -  Gost. «Ей».
                Валерий Берсенев. «Завещание».
                Кошка, которая смотрит вверх. «Кошка, которая смотрит вверх».
                Пётр Бессонов. «Такая весна».
                Алёна Вайсберг. «поздно исправлять прикус».
                Марина Шейхова. «Пиросмани Я в три цвета люблю».
                Владимир Алексеев Псков. «О чём умолчал Александр Сергеевич».

   Сносные стихи и слабые стихи (а также их количество баллов) я не указываю (во избежание кровопролитий).
   Назову только…

5. Худшее стихотворение конкурса:

30 баллов – «Доктор Шринк». «так вот».

   Настоящая сокровищница дурновкусицы.


   Ну вот и всё, собственно говоря….


Рецензии
Автор обзора сетует на отсутствие индивидуальности... вот хотелось бы спросить критика - а как он её себе представляет? Какие ритмы, размеры, формы ещё не открыты? Ну или пусть назовёт имена поэтов (не на данном конкурсе, а вообще), соответствующих понятию "индивидуальности" - я просто хочу понять, идёт ли речь о творческой индивидуальности (подразумевающей, прежде всего, новую форму выражения), или личностной индивидуальности (то есть резкой непохожести на другие личности)? Предлагаю уважаемому автору обзора заглянуть в августовский лонг и прокомментировать, например, колыбельную Жени Богданович с такими словами "Мы с тобой давно на ты.//Ты есть я, а я есть ты." Вот писать подобным средневековым слогом - то есть рифмовать слово само с собой - это индивидуальность творческая или какая-нибудь ещё? Ведь приём-то древнейший - 13 век... это даже ещё до вагантов.

Михаил Левашов   08.08.2009 22:06     Заявить о нарушении
Идея о двух типах индивидуальности (формальной и личностной) мне очень по душе. Думаю, что неоткрытых ритмов, размеров и форм не осталось - иначе не распространился бы в ХХ веке верлибр, как особая форма стиха. Стремление к формальной оригинальности ныне - одна из наиболее банальных установок (примерно как употребление мата в стихах всуе). Напротив, личностная индивидуальность очень трудно достижима, но именно она - признак дарования, если не таланта.

Никита Брагин   09.08.2009 11:33   Заявить о нарушении
Ну да. Процитирую сам себя - это из моего "Учителя рисования":

* * *
И вот, из-за того, что новую рифму найти почти невозможно, а количество общеупотребительных слов в языке стремительно сокращается, "говорить стихами" (то есть просто, в разговорной речи, сказать что-то в рифму и с ритмом) - уже не редкость. Возникает вопрос: возможно ли развитие русской поэзии? Да, в искусстве нет и не может быть прогресса (если речь идёт о гениальных произведениях), но новое, вроде бы, должно беспрестанно возникать... Думаю, что если у русской поэзии вообще есть будущее, оно, скорее, за образами есенинской силы, выраженными в простых размерах (так как и размеры все давно открыты), нежели в экспериментах с рифмой, ритмом и размером, и даже в цитатах - в искусстве нет повторов, если образ, даже привычный, описан по-новому.

Михаил Левашов   09.08.2009 16:01   Заявить о нарушении
Никита, извините, а как Вы выделяете личностную индивидуальность? По одному стихотворению? Знаете, просто был на выставке Пикассо пару месяцев назад, меня поразило, что совершенно разные стили. Скажем, Дали узнаваем, а здесь сложно (про себя только высказываю, конечно, как неспециалиста). В стихах - интонация Маяковского, Есенина узнаваема, но у них можно найти разное. Порой настолько необычное, что автора не назвать. Любопытно, можно ли формализовать ощущение индивидуальности.

Вадим Волков   09.08.2009 16:04   Заявить о нарушении
Вадим, это по-разному может быть. У больших поэтов в их лучших стихах - действительно, возможно почувствовать личностную индивидуальность в одном стихотворении. Но это редкость. Обычно надо все же подробно познакомиться с творчеством автора, чтобы понять - есть, или нет.

Никита Брагин   09.08.2009 20:17   Заявить о нарушении
мне такие разговоры всегда напоминают известную археологическую находку, а именно глиняную табличку древнейшего Вавилона, на которой написано было в том духе, что все мыслимые и немыслимые открытия уже сделаны, и ничего нового придумать уже невозможно.
ага. щаз.

Симонов Глеб   09.08.2009 22:53   Заявить о нарушении
Тойнби, про циклы развития и гибель цивилизаций. И где же наша новая поэзия? :) Здесь, наверно, можно историю проанализировать, поискать возможные сценарии.

Вадим Волков   10.08.2009 03:59   Заявить о нарушении
Никита, спасибо. Мне тоже кажется, что по одному стихотворению судить сложно.

Вадим Волков   10.08.2009 04:01   Заявить о нарушении
Мелькору
"щаз"? На стол, пожалуйста. А я найду прототип. Идет?

Никита Брагин   10.08.2009 08:12   Заявить о нарушении
Конечно же, речь идёт о личностной индивидуальности, которая, как правило, видна с первых строк автора.
Когда я читал самую первую подборку Бориса Рыжего (в журнале "Звезда") или ранние стихи Дмитрия Быкова (в "Собеседнике" начала девяностых), я понимал: передо мной - несомненные личности.
Хотя тогда они были мало кому известны...

Критик Анкудинов   10.08.2009 16:48   Заявить о нарушении
Благодарю автора обзора за ответ по сути.

Михаил Левашов   10.08.2009 17:05   Заявить о нарушении
Если личностная индивидуальность задана с "первых строк" - как правило это просто выпендряж.
Кому как, а для меня индивидуальность не в крикливости.
И не в лезущей в глаза "оригинальности".
С нескольких строк можно увидеть только поверхностное.

С уважением

Тимофей Бондаренко   14.09.2009 21:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.