Рецензия на «Осип Мандельштам» (Анна Стром)
"...под семисвечную забаву..." - объясните, пожалуйста, если не трудно, что Вы хотели этим сказать. Как семисвечник (ханукия) может быть забавным? Или я что-то не понял? Дмитрий Дмитриевич Новиков 06.06.2007 Заявить о нарушении
"За плечом, где горит семисвечник
[Где обломки] Где тень иудейской стены, Изнывает невидимый грешник Под сознаньем предвечной вины. Многоженец, поэт и начало Всех начал и конец всех концов." Это написала Анна Ахматова Ханукия--восьмисвечник. Менора--семисвечник. В алтаре православного храма обычно также имеется особый светильник из семи ветвей, семисвечник, укрепленных на одной высокой подставке, который ставится с восточной стороны трапезы перед Горним местом. Ветви светильника имеют теперь чаще всего чашечки для семи лампад или подсвечники для семи свечей, как было обычно в старину. Однако происхождение этого, светильника восходит к ветхозаветному храму. История семисвечника объемлет судьбу древнего Израиля, его начала и концы. В центре этой судьбы для Ахматовой стоял образ "бродяги, разбойника, пастуха" (стихотворение "Мелхола"), "многоженца, поэта", пляской приветствовавшего Завет и по-царски одарившего грядущие тысячелетья творческой печалью и сознаньем предвечной вины. Этот дорогой подарок царь-Давида по частичкам разделили потомки по крови и потомки по слову. Вы, наверное, знаете, что Мандельштам был православным евреем. Семисвечной забавой я называю свет от светильника и процесс стихосложения. Анна Стром 17.06.2007 17:41 Заявить о нарушении
Спасибо за столь содержательный ответ. И, правда, не все понял, а скорее не все знал. Про Мандельштама - уж точно. Хотя еврейская культура, как то: музыка, литература мне нравится и, в некоторой степени, близка.
Дмитрий Дмитриевич Новиков 18.06.2007 20:55 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |