Статья В. Калугина Cеребряный век русского романса

Кленова Ольга Валентиновна: литературный дневник

В столетней истории русского романса (от первых романсов1820-х годов до последних
1920-х)можно выделить три этапа:пушкинский,фетовский,блоковский.
Александр Блок признавался, что его путеводной звездой в ранние годы был Афанасий Фет. О том же говорили и другие поэты Серебряного века. ,,Фет - мой крестный отец в поэзии,, - неоднократно заявлял Константин Бальмонт.
,,Чистое искусство,,- связующее звено Золотого пушкинского и Серебряного блоковского века,предтеча русского ренессанса. фет и поэты ,,чистого искусства,,противо-
поставили некрасовскому догмату,,поэтом можешь ты не быть,но гражданином быть обязан,, право поэтов оставаться поэтами, сохранять,,искусство для искусства,, а не для политических баталий. Это привело к двадцатилетнему остракизму. владимир Соловьев писал о своем поэтическом наставнике:,,Фет, которого исключительное дарование как лирика было по справедливости оценено в начале его литературного пути, подвергся затем продолжительному гонению и глумлению по причинам, не имеющим никакого отношения к поэзии,,.
,,чистое искусство,, и фет - предтечи серебряного века. ,,кто не в состояниии
броситься с седьмого этажа вниз головой, с неколебимой верой в то, что воспарит по воздуху, тот не лирик,, - гласит завет фета.,,поступайте с вашим поэтическим творогом так же, как поступают с творогом пасхальным: завяжите его потуже в салфетку и, если возмжно, навалите камнем, и когда из него выбежит все жидковатое и чуждое, драгоценный дар природы сам найдет своеобразную форму,,.
Романсное наследие серебряного века огромно, исчисляется не сотнями, а тысячами вокальных произведений. Но наши представления о нем до сих пор ограничены двумя-тремя блоковскими романсами, северянинскими ,,маргаритками,, ахматовским ,,Сероглазым королем,,
и именем легендарной эстрадной звезды Вари Паниной.
Романсный серебряный век нам еще предстоит открывать заново не потому, что он был ,,забыт,, стал достоянием истории, а потому, что был стерт с лица земли. Это не затонувшая, а уничтоженная русская Атлантида. Маяковский(как до него,- Некрасов) наступил на горло не только собственной песне - всей русской поэзии. Маяковизация была тем идеологическим напалмом, с помощью которой прямые наследники тех же самых...шестидесятников...воплотили в жизнь ...революционные идеи. Маяковский,,к штыку прировнял перо,, не в переносном, а в самом прямом смысле. Все что осталось - чудом уцелевшие обломки...
От фетовской Степановки и блоковского Шахматово остались лишь груды развалин. Их судьбу разделили и русские романсы...
Романсный серебряный век унаследовал все то, что смогло сохранить, спасти от дидактики(так называли во времена Фета идеологический диктат),,чистое искусство,, -
связующее звено двух эпох - пушкинской и блоковской.



Другие статьи в литературном дневнике: