Подлинная поэзия, как молитва-прорыв к иному бытию

Должник 2: литературный дневник

Год с русскими поэтами. Православный календарь на 2012 год Сретенского монастыря.
(http://www.idrp.ru/buy/show_item.php?cat=4434)
К ЧИТАТЕЛЮ


«Ибо высоко возвышает искусство человека, придавая благородство и красоту чудную движеньям души», — писал Николай Васильевич Гоголь. К сожалению, порой православные христиане с неофитским задором отрицают всякое искусство, обвиняя его в «недостаточной духовности», чрезмерной страстности и т.п. Отрясают, что называется, прах светской культуры от своих ног.


Между тем искусство действительно способно не только облагораживать, но и преображать человека. И влияние классической русской культуры в этом смысле может быть особенно велико.


Поэзия во многом сродни молитве. Некоторые стихотворения как по форме, так и по содержанию и являются настоящей молитвой. Таковы, например, «Отцы-пустынники...» Пушкина или «За всё Тебя, Господь, благодарю» Бунина. Другие описывают переживания души, взыскующей Бога, третьи изображают мир, в котором ощутимо присутствие Творца....


При этом подлинная поэзия не имеет ничего общего с «зарифмованным благочестием» — набором правильных мыслей, изложенных в стихотворной форме. Подлинная поэзия - это всегда прорыв к иному бытию или, по крайней мере, глубокое осознание несо-вершенства здешнего мира, это всегда свидетельство о человеке как о носителе высоких ценностей и чувств, у которого в груди «огонь сильней и ярче всей Вселенной». Подлинная поэзия врачует душу, вдохновляет на подвиги и становится источником благодарности к Творцу и любви к Его творению.


Мы надеемся, что знакомство с календарём «Год с русскими поэтами» пробудит в наших читателях самые лучшие чувства.


Иеромонах Симеон (Томачинский)



Другие статьи в литературном дневнике: