Не красна похвала от скверных устен Тебе приносится,
Мати Бога нашего чистая: но виждь души моея
желание и сие приими. (Октоих)
"Ты еси Бог, творяй чудеса!"(Пс. 76, 15)
Что такое чудо Божие? Для чего оно происходит? Православная Церковь отвечает
точно и ясно. Чудо - это сверхъестественное событие, прямое действие Промысла
Божиего в нашем земном мире, совершаемое Господом по Его благой воле, по
заступничеству Своей Пречистой Матери или молитвами святых угодников для нашей
душевной и телесной пользы. Направлено оно всегда на спасение его свидетелей.
Чудеса Господни бесчисленны и многообразны, каждое мгновение отмечено ими. Но
самым великим остается Божественная евхаристия - таинство, происходящее в храмах во
время служения Литургии.
Святитель Игнатий Кавказский (Брянчанинов) говорит, что чудеса творились
Господом Иисусом Христом во время Его земной жизни "с тишиною, со святым
смирением". В них не было никакой зрелищности, но были ясны
самым простым людям. Ученики-апостолы оставались с Ним не потому, что Он насыщал сотни голодных
или воскрешал мертвых. Они говорили Ему: "Ты имеешь глаголы вечной жизни" (Ин. 6,
68). Господь принес людям Истину - Самого Себя, и Своей крестной смертью искупил
грешный род человеческий. А чудеса, исцеления - это милость Господня, сотворенная из
сострадания к тому или иному человеку, для его вразумления.
Но, по словам святителя Игнатия, это еще и знаки даруемого нам вечного спасения.
Хотя сами по себе они и являются великими благодеяниями, но служат доказательством
благодеяния несравненно высшего: "Свидетельство вечного спасения души и тела
давалось через временное спасение тела от телесных недугов и телесной смерти".
Знамения, действуя через телесные чувства, многими воспринимаются лучше,
убедительнее, чем слова. Они предназначены для приведения к вере людей чувственных,
занятых попечениями мира.(Игнатий (Брянчанинов), еп. Беседа в понедельник двадесят девятой недели.
О чудесах и знамениях //Соч.: В 7 т. М., 1995. Т. 4. С. 297, 306, 310, 314 )
"Человеки, потеряв благоговение и уважение ко всему священному, потеряв
смирение, признающее себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их,
жаждут чудес более, чем когда-либо. Человеки в упоении самомнением,
самонадеянностью, невежеством стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему
чудесному, не отказываются сами быть участниками в совершении чудес, решаются на
это, нисколько не задумываясь". Святитель предупреждает, что даже простое
любопытство, ничтожное внимание к бесовским явлениям крайне опасно.
Представленные с громкой рекламой, шумно и сенсационно, они готовят мир к
пришествию антихриста, который имеет богатый набор того, чем можно поражать и
совращать людей. Он будет принят очень поспешно, - говорит нам святой Игнатий: "Не
сообразят человеки, что чудеса его не имеют никакой благой, разумной цели, никакого
определенного значения, что они чужды истины, преисполнены лжи, что они -
чудовищное, всезлобное, лишенное смысла актерство, усиливающееся удивить, привести
в недоумение и самозабвение, обольстить, обмануть, увлечь обаянием роскошного,
пустого, глупого эффекта"(Там же. С. 328, 300)
Надо помнить: чудо может сотворить либо Бог, либо враг нашего спасения. Именно
поэтому отношение к чуду в Православной Церкви было всегда очень осторожным.
Область эта сокровенна и опасна, руководствоваться здесь нужно советами Святых отцов.
А они предупреждали, что ни в коем случае нельзя добиваться чуда, стремиться к нему.
Вот о каких страшных искушениях рассказывает книга "Духовная брань":
"Некоторым враг внушил мысль, что если они не сподобятся в сей жизни
благодатных даров от Господа, то и не получат их в будущей жизни. Одному из таких враг
показал лучи, исходящие от иконы, приказал ему открыть рот и глотать их как
благодатные дары. Тот по неопытности сделал это и затем, повредившись, через неделю
умер, не принимая пищи от страха. Другой усердно молился пред иконой. Лампадка
закачалась. Он принял это за признак угодности его молитвы. Лишь только утвердился он
в этой мысли, тотчас упал в обморок, и затем обмороки эти стали с ним повторяться.
Третьему явилась икона Богородицы, к которой он приложился, сделался бесноватым и
скоро умер. Таковы последствия доверия своему мнению, мнимой своей святости и
достоинству в собственных своих глазах".(Духовная брань.
О кознях врага спасения и как противостоять им. М., 1993. С. 132-133 )
Вот почему нужно хранить духовное трезвение. Многим, думается, помогла
выбраться из плена ложных иллюзий книга отца Серафима (Роуза) "Православие и
религия будущего": она открыла святоотеческое учение о главном орудии бесовского
искушения - "прелести", принятии дел лукавого за дела Божии, изощренном соблазне
ложными чудесами человека нашего ХХ столетия.
Искуситель через свои мощные средства - телевидение, прессу - добился своего.
Парадоксальной чертой современного общественного сознания стало влечение к чудесам
ложным, демоническим при разительном равнодушии к чудесам Божиим. Сколько людей
вовсе не помышляют о спасении души, которое дается приложением внутренних сил и
смирением, а, отказываясь от подлинного чуда - дарованной Богом жизни, торопятся
освоить мир "тайных знаний". Поток сенсационной мистики оглушает человека, гасит
дух, уничтожает личность. Где уж тут отличить ложь от истины! "Зарядка" воды
экстрасенсом встает в один ряд с чудом от святой иконы... Как скоро пройдет эта
всеобщая наркомания?
В народе, хлебнувшем этого лиха, нарастает разочарованность и душевная апатия.
Может быть, потому и не воспринимаются многими удивительные случаи подлинно
Божией милости? Когда в 1987 году в украинской деревне Грушево Львовской области
над часовней появлялась, как рассказывали, фигура некоей женщины, - более
полумиллиона людей, прорывая кордоны милиции, устремились туда, кто - из чистого
любопытства, кто - из желания принести молитву Небесной Заступнице, несмотря на то,
что в прессе по цензурным условиям писали о небывалом явлении очень
невразумительно. Прошло девять лет... В одном из храмов Воронежской епархии
происходит поразительное чудо, подтвержденное церковнослужителями: плачет и
мироточит Иверская икона Божией Матери. Последовало сообщение в печати. И что же?
Храм остался пуст. "Я, как мог, объяснил прихожанам, какая благодать великая
совершается, - рассказывал с сокрушением настоятель. - ...В селе полторы тысячи человек.
Тогда же в деревню приехала машина делать рентген, и 250 человек толпилось рядом с
церковью, но в нее никто не зашел, хотя служба каждый день. Духовно
парализованные...".(Мелешко Кирилл, прот. Новое чудо Богородицы
// Православная Москва. 1996. № 9. С. 1)
Говоря о чудесах, нужно отметить еще одну духовную болезнь нашего времени. Это
часто встречающееся даже у считающих себя христианами оккультно-магическое
отношение к Богу и Его действиям в мире. Человек нередко полагает, что вот прочтет
акафист, приложится к иконе, поставит свечу - и ему уже гарантировано исцеление или
иное просимое. Такой потребительский взгляд на Божию благодать как некую
субстанцию, к которой можно подойти, зачерпнуть, вобрать в себя словно некое
"лекарство", - тяжкое духовное поражение. Человек в этом случае прибегает к Богу
совершенно так же, как к помощи колдуна или экстрасенса, - они-то как раз и обещают
ему "гарантированное" благо, в то время как Господь призывает каждого к
многотрудному духовному подвигу.
Православное отношение к чуду совершенно иное. Здесь главное - упование на
милость Божию, вера Богу как доверие Ему, когда человек всецело полагается на Его
волю. "Но не как я хочу, а как Ты", - завершают свои прошения православные христиане.
Это и есть смирение - главнейшая христианская добродетель. Господь всегда подает
просимое со смирением, если оно душеполезно. Иногда же исцеления не происходит.
Многие святые, исцелявшие других, сами безропотно несли скорби и болезни.
"Дозволяется просить помощи Божией в крайней нужде, - говорит святитель Игнатий, -
...но избрание средств к вспоможению должно предоставить Богу, предавая себя Его воле
и милости". Он высказывает мысль, которая малознакомым с православным вероучением
покажется странной: "Недуги и другие скорби... посылаются по особенному Божию
милосердию, как горькие целительные врачевания больным, они содействуют нашему
спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, нежели чудесные исцеления".
Истинные служители Бога встречали каждую приходящую к ним скорбь с сознанием, что
они достойны ее. "Потом, если усматривали, что скорбь препятствует им к
богоугождению, то обращались с молитвою к Богу о избавлении от скорби, предоставляя
исполнение и неисполнение прошения воле Божией".(Игнатий Брянчанинов, указ. соч. С. 318, 322, 323)
Пора бы русскому народу "в разум Истины прийти" и усвоить, что чудеса
совершаются Богом не для того, чтобы поразить чье-то воображение. Они рождают в
верующем человеке радость и страх - от близости Господа, Его участия в нашей жизни. И
ЕСЛИ МЫ СТАЛИ ГЛУБЖЕ КАЯТЬСЯ, ЕСЛИ УСИЛИЛАСЬ НАША МОЛИТВА-
ЗНАЧИТ, ЧУДО БОЖИЕ ВОСПРИНЯТО ПРАВИЛЬНО.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.