Дух дышит, где хочет...

Должник 2: литературный дневник

Не красна похвала от скверных устен Тебе приносится,
Мати Бога нашего чистая: но виждь души моея
желание и сие приими. (Октоих)


"Ты еси Бог, творяй чудеса!"(Пс. 76, 15)


Что такое чудо Божие? Для чего оно происходит? Православная Церковь отвечает
точно и ясно. Чудо - это сверхъестественное событие, прямое действие Промысла
Божиего в нашем земном мире, совершаемое Господом по Его благой воле, по
заступничеству Своей Пречистой Матери или молитвами святых угодников для нашей
душевной и телесной пользы. Направлено оно всегда на спасение его свидетелей.


Чудеса Господни бесчисленны и многообразны, каждое мгновение отмечено ими. Но
самым великим остается Божественная евхаристия - таинство, происходящее в храмах во
время служения Литургии.


Святитель Игнатий Кавказский (Брянчанинов) говорит, что чудеса творились
Господом Иисусом Христом во время Его земной жизни "с тишиною, со святым
смирением". В них не было никакой зрелищности, но были ясны
самым простым людям. Ученики-апостолы оставались с Ним не потому, что Он насыщал сотни голодных
или воскрешал мертвых. Они говорили Ему: "Ты имеешь глаголы вечной жизни" (Ин. 6,
68). Господь принес людям Истину - Самого Себя, и Своей крестной смертью искупил
грешный род человеческий. А чудеса, исцеления - это милость Господня, сотворенная из
сострадания к тому или иному человеку, для его вразумления.
Но, по словам святителя Игнатия, это еще и знаки даруемого нам вечного спасения.
Хотя сами по себе они и являются великими благодеяниями, но служат доказательством
благодеяния несравненно высшего: "Свидетельство вечного спасения души и тела
давалось через временное спасение тела от телесных недугов и телесной смерти".
Знамения, действуя через телесные чувства, многими воспринимаются лучше,
убедительнее, чем слова. Они предназначены для приведения к вере людей чувственных,
занятых попечениями мира.(Игнатий (Брянчанинов), еп. Беседа в понедельник двадесят девятой недели.
О чудесах и знамениях //Соч.: В 7 т. М., 1995. Т. 4. С. 297, 306, 310, 314 )
"Человеки, потеряв благоговение и уважение ко всему священному, потеряв
смирение, признающее себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их,
жаждут чудес более, чем когда-либо. Человеки в упоении самомнением,
самонадеянностью, невежеством стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему
чудесному, не отказываются сами быть участниками в совершении чудес, решаются на
это, нисколько не задумываясь". Святитель предупреждает, что даже простое
любопытство, ничтожное внимание к бесовским явлениям крайне опасно.
Представленные с громкой рекламой, шумно и сенсационно, они готовят мир к
пришествию антихриста, который имеет богатый набор того, чем можно поражать и
совращать людей. Он будет принят очень поспешно, - говорит нам святой Игнатий: "Не
сообразят человеки, что чудеса его не имеют никакой благой, разумной цели, никакого
определенного значения, что они чужды истины, преисполнены лжи, что они -
чудовищное, всезлобное, лишенное смысла актерство, усиливающееся удивить, привести
в недоумение и самозабвение, обольстить, обмануть, увлечь обаянием роскошного,
пустого, глупого эффекта"(Там же. С. 328, 300)
Надо помнить: чудо может сотворить либо Бог, либо враг нашего спасения. Именно
поэтому отношение к чуду в Православной Церкви было всегда очень осторожным.
Область эта сокровенна и опасна, руководствоваться здесь нужно советами Святых отцов.
А они предупреждали, что ни в коем случае нельзя добиваться чуда, стремиться к нему.
Вот о каких страшных искушениях рассказывает книга "Духовная брань":
"Некоторым враг внушил мысль, что если они не сподобятся в сей жизни
благодатных даров от Господа, то и не получат их в будущей жизни. Одному из таких враг
показал лучи, исходящие от иконы, приказал ему открыть рот и глотать их как
благодатные дары. Тот по неопытности сделал это и затем, повредившись, через неделю
умер, не принимая пищи от страха. Другой усердно молился пред иконой. Лампадка
закачалась. Он принял это за признак угодности его молитвы. Лишь только утвердился он
в этой мысли, тотчас упал в обморок, и затем обмороки эти стали с ним повторяться.
Третьему явилась икона Богородицы, к которой он приложился, сделался бесноватым и
скоро умер. Таковы последствия доверия своему мнению, мнимой своей святости и
достоинству в собственных своих глазах".(Духовная брань.
О кознях врага спасения и как противостоять им. М., 1993. С. 132-133 )
Вот почему нужно хранить духовное трезвение. Многим, думается, помогла
выбраться из плена ложных иллюзий книга отца Серафима (Роуза) "Православие и
религия будущего": она открыла святоотеческое учение о главном орудии бесовского
искушения - "прелести", принятии дел лукавого за дела Божии, изощренном соблазне
ложными чудесами человека нашего ХХ столетия.


Искуситель через свои мощные средства - телевидение, прессу - добился своего.
Парадоксальной чертой современного общественного сознания стало влечение к чудесам
ложным, демоническим при разительном равнодушии к чудесам Божиим. Сколько людей
вовсе не помышляют о спасении души, которое дается приложением внутренних сил и
смирением, а, отказываясь от подлинного чуда - дарованной Богом жизни, торопятся
освоить мир "тайных знаний". Поток сенсационной мистики оглушает человека, гасит
дух, уничтожает личность. Где уж тут отличить ложь от истины! "Зарядка" воды
экстрасенсом встает в один ряд с чудом от святой иконы... Как скоро пройдет эта
всеобщая наркомания?
В народе, хлебнувшем этого лиха, нарастает разочарованность и душевная апатия.
Может быть, потому и не воспринимаются многими удивительные случаи подлинно
Божией милости? Когда в 1987 году в украинской деревне Грушево Львовской области
над часовней появлялась, как рассказывали, фигура некоей женщины, - более
полумиллиона людей, прорывая кордоны милиции, устремились туда, кто - из чистого
любопытства, кто - из желания принести молитву Небесной Заступнице, несмотря на то,
что в прессе по цензурным условиям писали о небывалом явлении очень
невразумительно. Прошло девять лет... В одном из храмов Воронежской епархии
происходит поразительное чудо, подтвержденное церковнослужителями: плачет и
мироточит Иверская икона Божией Матери. Последовало сообщение в печати. И что же?
Храм остался пуст. "Я, как мог, объяснил прихожанам, какая благодать великая
совершается, - рассказывал с сокрушением настоятель. - ...В селе полторы тысячи человек.
Тогда же в деревню приехала машина делать рентген, и 250 человек толпилось рядом с
церковью, но в нее никто не зашел, хотя служба каждый день. Духовно
парализованные...".(Мелешко Кирилл, прот. Новое чудо Богородицы
// Православная Москва. 1996. № 9. С. 1)


Говоря о чудесах, нужно отметить еще одну духовную болезнь нашего времени. Это
часто встречающееся даже у считающих себя христианами оккультно-магическое
отношение к Богу и Его действиям в мире. Человек нередко полагает, что вот прочтет
акафист, приложится к иконе, поставит свечу - и ему уже гарантировано исцеление или
иное просимое. Такой потребительский взгляд на Божию благодать как некую
субстанцию, к которой можно подойти, зачерпнуть, вобрать в себя словно некое
"лекарство", - тяжкое духовное поражение. Человек в этом случае прибегает к Богу
совершенно так же, как к помощи колдуна или экстрасенса, - они-то как раз и обещают
ему "гарантированное" благо, в то время как Господь призывает каждого к
многотрудному духовному подвигу.


Православное отношение к чуду совершенно иное. Здесь главное - упование на
милость Божию, вера Богу как доверие Ему, когда человек всецело полагается на Его
волю. "Но не как я хочу, а как Ты", - завершают свои прошения православные христиане.
Это и есть смирение - главнейшая христианская добродетель. Господь всегда подает
просимое со смирением, если оно душеполезно. Иногда же исцеления не происходит.
Многие святые, исцелявшие других, сами безропотно несли скорби и болезни.
"Дозволяется просить помощи Божией в крайней нужде, - говорит святитель Игнатий, -
...но избрание средств к вспоможению должно предоставить Богу, предавая себя Его воле
и милости". Он высказывает мысль, которая малознакомым с православным вероучением
покажется странной: "Недуги и другие скорби... посылаются по особенному Божию
милосердию, как горькие целительные врачевания больным, они содействуют нашему
спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, нежели чудесные исцеления".
Истинные служители Бога встречали каждую приходящую к ним скорбь с сознанием, что
они достойны ее. "Потом, если усматривали, что скорбь препятствует им к
богоугождению, то обращались с молитвою к Богу о избавлении от скорби, предоставляя
исполнение и неисполнение прошения воле Божией".(Игнатий Брянчанинов, указ. соч. С. 318, 322, 323)


Пора бы русскому народу "в разум Истины прийти" и усвоить, что чудеса
совершаются Богом не для того, чтобы поразить чье-то воображение. Они рождают в
верующем человеке радость и страх - от близости Господа, Его участия в нашей жизни. И
ЕСЛИ МЫ СТАЛИ ГЛУБЖЕ КАЯТЬСЯ, ЕСЛИ УСИЛИЛАСЬ НАША МОЛИТВА-
ЗНАЧИТ, ЧУДО БОЖИЕ ВОСПРИНЯТО ПРАВИЛЬНО.


[Алексей Любомудров/Знамения Божии от святых икон 1991-1996
© Вэб-Центра "Омега", Москва, 2000
Содержание книги:
"Ты еси Бог, творяй чудеса!"
Чудеса от икон
Из истории икон, миро и слезы источавших
В годину лютых гонений
Знамения Смутного времени
Мироточения наших дней
"И предвещание не будет ложным..."
"Укрась себя верою..."
"Воспою, радуяся, тоя чудеса!"
Спас мироточивый
Церковь святого праведного Иова Многострадального
"Любушкин колодчик"
Храм богоявления Господня на Гутуевском острове
"Радуйся, православных царей державо!"
Иконы-покровительницы Дома Романовых в Царском Селе
Феодоровская-явленная
Феодоровская-мироточивая
"Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным твоим омофором!"
Чудесное обновление иконы Покрова Богоматери в Иоанновском монастыре
Храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала
"Царь царем"
"Радость всех радостей"
"Неупиваемая Чаша"
Под покровом небесной игумении
Церковь святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы
Чудесные исцеления от иконы Божией Матери "Троеручица"
Созидание обители
"Взыскание погибших"
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Мариенбурге
На подворье Валаамской обители
"Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий!"
"Заступнице усердная..."
"Величит душа Моя Господа..."
"Радуйся, тобою бо венчаются царие!"
Церковь иконы Божией Матери "Знамение" в Царском Селе
Три святителя
Цельбоносная икона
"Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?"
Всечестных инокинь заступница
"Дух дышит, где хочет..."
Знамения от святых икон в России и за ее пределами
По лицу земли Русской
Иверская-Монреальская
Плач Богоматери в Нью-Йорке
Распятый Спаситель
"Отрада и Утешение"
Господь плачет о мире
(Текст электронного издания книги идентичен печатному изданию 1997 г.
Существенно новое - возможность поместить цветные иллюстрации и фотографии. На
фотоснимках запечатлены интерьер и вид храмов такими, какими они были в момент
описываемых событий (1991-1997 гг.) ]



Другие статьи в литературном дневнике: