Язык псевдонаукиГоворя языком Витгенштейна, согласно которому, «говорить на языке означает действовать, то есть форму жизни» (Витгенштейн, 2011, с. 30), псевдоученый предлагает аудитории новую «форму жизни», основанную на субъективной реальности, созданной языком. И это подводит нас к одному из ключевых формальных свойств псевдонауки в целом — основной формой ее существования (а не выражения, как в случае с языком науки) является текст. Для языка науки эпистемической гарантией истинности выступает мир, к которому относятся научные пропозиции, в то время, как псевдонаука существует по большей части (если речь — не о фальсификациях и псевдоизобретениях) именно в тексте. Сам же текст представляет собой новый вид языковой игры, индивидуальную парадигму, которая предлагается обществу в качестве приоритетной в сравнении с существующими парадигмами науки, религии, обыденного знания. И в этой языковой игре псевдоученый, символически выражаясь, «именует камни» (Там же, с. 21), ожидая, что остальные, последовав за ним, начнут называть их теми же «именами», что и он Станислав Козлов. © Copyright: Алексей Клеткин, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|