Моя кин-дза-дза

Кшесинская Деметра: литературный дневник

"Вот потому, что вы говорите то, что не думаете, и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите"
(цитата из х/ф "Кин-дза-дза")


Читаю Сенеку. Где-то рядом, где-то не очень. Римский философ искал смыслы словами наощупь. В одной из дилемм, на которой сегодня заточены почти все катаклизмы, начиная от двойки по пению и заканчивая неудачными пусками космических кораблей, которые нуждаются в штопке, захотелось приостановиться. Это потом красиво скажут "Слова только мешают людям понимать друг друга". Но это уже плагиат. Раньше это сказал Сенека:
"Dicamus quod cogitamus; cogita quod dicimus; sit consentaneum vitae verba." Простите мою латынь, оригинала не нашла, перевела Яндексом. В переводе смысл такой: "Давайте говорить то, что думаем; думать то, что говорим; пусть слова будут в согласии с жизнью."


Первый вариант сложен в исполнении из-за скелетов в шкафу. Мало найдется добровольцев, позволивших случиться тому, чтобы все его мысли, все до единой стали достоянием общественности. Писатели, как те философы со слоном, вытаскивают на свет обычно то, что им нравится или полезно, остальное оставляя за кулисами. Если провести опрос, какую часть подсознания ты бы вывалил в доступный контент, думаю, цифра не более 50% стала бы значимой медианой. Умение говорить, что думаешь, иногда пробивается в стихи, но эти стихи редко трогают, поскольку тема за семью печатями в подсознании честных фарисеев, идеалистов и других любителей совершенства. Больше пробивают те, в которых мотивация связана с "желанием читателя услышать". Обычно желание говорить то, что думаешь, повальное, а не выборочное, приводит к конфликтам, кризисам и войнам, тюрьмам. Итак, первый вариант Сенеки вряд ли доступен.


Вторая часть цитаты — об ответственности за свои слова. Ну об этом фраза героя из "Того самого...", про всех клянущихся влюбленных. И в этой позиции стихи — такой себе Домоклов меч, который висит над поэтами, когда их заносит на серфинг несбыточного.Творчество это систематизированная любовь, а она - это проявитель реальности, поэтому, все написанное будет стремиться, как цифровой ряд к бесконечности, к ней, к реальности...Получается, первое - несбыточно, второе - небезопасно. А выход, выход проще, чем предложил великий учитель. Он и правда великий мыслитель...
Специально не называю выход. Он сам появится под этой небольшой статьей.



Ретроспекцией внутреннего перематываю американский фильм "Тутси". И понимаю, что они намного раньше знали или предвидели то, что цифра грянет сначала как благо, а потом соберет купоны душ. Игры с переодеваниями — как тема гендера, очень удачная после "Девушек из джаза" Монро и ее ухода и смерти Кеннеди, одного из ее любовников. Тема "оправы" для кинопроб, как проекция рамочной жизни в отдушине монитора. Мотив удачно сыгранного овоща героем, как предсказание о том, что сыграв помидор, можно облегчить карму не только актера, но и человека, стоящего за ним.


История эпизода, иллюстрирующего тезис "Падающего подтолкни", как предтеча борьбы негатива с позитивом в седом зазеркалье слов. История с пролитым лимонадом на пленку очередной серии "мыльной оперы", как квантовый переход от оптики Цейса к цифровым мыльницам. И многое другое. Потому что потом, после Тутси у Дастина Хофмана будет "Парфюмер" Зюскинда и "Человек дождя". Актеру всегда симпатизировала, как профессионалу. Но сегодня из будущего, возвращаясь в прошлое, понимаю, что он, скорее всего был ролью своих ролей. И в этом обмане становится неловко и очень неуютно, особенно, сегодня...
Такая кин-дза-дза думающего человека, которому кажется, что он думает, а не им.




Другие статьи в литературном дневнике: