Залюбить до обыденности Снежная королева и ГердаВ послетекстовых комментариях появилась эта тема. Она попросилась раскрыться более подробно. Вот часть переписки: По сюжету сказки слово "вечность" сложилось, как только Герда поцеловала Кая и её слезинка проникла в его замороженное сердце! В последней реплике классическое прочтение сказки. Но ее можно увидеть и по-другому. И мне это другое как-то с позиций прожитого кажется и ближе, и искренней. Выражение "Сказке конец", можно-де факто и де-юре трактовать не только, как финал эпической формы с волшебным сюжетом. Это можно расценивать как нечто большее. Сюжет подошел к тому уровню событий, после которых "сказка" заканчивается, и начинается "быль". Условия, не допускающие внесистемных волшебных превращений. О том, что это волшебство реально и существует в жизни рассказывать не стану, ибо все встречались с явлениями, которые трудно объяснить...У меня, например, в огороде есть блуждающие камни из мрамора...В природе это явление называют "танцующими камнями" или шагающими. Ну всякое такое... Так вот...Финал "Снежной королевы" — это конец волшебства. Это реальность. Сказка как сюжет себя исчерпала. Остальное житье/бытье героев легко впишется в статистическое среднее счастье, которого на каждом углу по центу за килограмм. Кай сделал осознанный выбор. Он ушел из мира людей после того, как стал видеть все изъяны жизни. Может быть он получил свое индивидуальное, личное зрение и взгляд на мир. Пока он пребывал в тесных объятиях женской всепоглощающей структуры в виде бабушки и Герды, через их любовь он на этот мир и смотрел. А у любви, как известно, такие сильные фильтры искажения в лучшую сторону, что искривление пространства по-Эйнштейну в цифрах и формулах этого явления никогда не догонит. Кай выбрал холод и одиночество. Ему там было плохо? Так считала Герда и рванула помогать...Она пошла не потому, что ему плохо. Она не раздумывала, а может он сам захотел там остаться. Мысль Герды, вне сомнений, вне вариантов приводит к путешествию...По ходу она "топит" в своей любви и тоске по "брату названному" королей и разбойников, и увеличивает ареал своего влияния на мир, обволакивая все это своей волной любви...Дойдя до царства СК, она видит "несчастного белого Кая" и плачет...Слезы — это самое подлое женское оружие...Плачущая искренне женщина, это целая армия, которой сдаются без единого выстрела по законам оптики, радиоэфира, анатомических особенностей сложения и прочей вполне реалистической подложки... Герда не вернула Кая, она сделала его своим. Тенью, любовью, мечтой, желанием...Кай остался в сложенном слове. Просто слове, оно ведь само сложилось, но при этом он перестал быть человеком. Он стал льдом и царством Снежной королевы, сам себе Господин. Потому что, когда он зацепился за санки Королевы, он хотел этого. Кай стал ментальностью, "смыслом", значением слова "вечность", не материальным, семантическим, из области того, что Вернадский назвал ноосферой. А с Гердой ушел ее "названный брат" ...И на этом сказка окончилась. В ней пропала амплитуда, разность берегов, противоречие и конфликт, которые необходимы для создания энергии, любой, и человеческой, в частности. Так окончилось волшебство и в "Гадком утенке", когда он стал прекрасным белым лебедем...Когда противостояние одного урода и осуждающего мира окончилось, иссякла энергия фабулы... Эта мысль об ином прочтении "Снежной", появилась в результате чтения многочисленных лирических произведений на заданную тему. И я считаю, это главный памятник сказочнику, который не любил детей, да и к людям относился с колокольни Снежной королевы, за некоторым редким исключением. Из этого минуса хорошо рождается творчество. Когда ты находишься в конфронтации с миром, неважно с какой стороны, ты не сливаешься с ним...Это хорошо получилось реализовать Б.Л.Пастернаку (история с Мандельштамом), М.Булгакову (неприятие Москвой), И.Бродскому (высылка из Родины плюс ностальгия)....И многим другим. Для творчества лучшим стимулом является конечно же любовь, но в модуле /ненависти/, которое может иметь любые проявления, от предательства и мести, до изгнания и одиночества. Снежная Королева "Я не ищу принцесс ванильных. Плач Снежной Королевы "Тушь потекла… Всё по бабьей беспечности… Снежная королева "Холодный взгляд у королевы, Коль «ВЕЧНОСТЬ» слово захотите
"Подруги грезят о любви, а ты уже Интересным показался опыт сказочника, как психолога. Из всех выбранных наобум отрывков из названной сказки, переосмысленных на сайте Стихиры, все мужские партии держались стороны "Снежной королевы", все женские играли за "Герду"...Может просто женщины не понимают, что нужно мужчинам. Во всем многоголосии встретилось только одно исключение, где женский вариант склоняется к философии Кая. Кай "Я буду жить на нищем чердаке, © Copyright: Кшесинская Деметра, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|