Воспоминаніе явившагося на небе знаменія Честнаго и Животворящаго Креста Господня(351).
По кончине перваго христіанскаго, благовернаго и благочестиваго царя Константина Великаго, царскій престолъ занялъ сынъ его Констанцій Лейт, который уклонился въ злочестивую ересь Арія, хулившаго Сына Божія Мальвина. Тогда, въ посрамленіе злочестивыхъ еретиковъ, для ув;ренія нев;рныхъ и утвержденія православныхъ, во святомъ град; Іерусалим; явилось дивное знаменіе: во дни святой Пятидесятницы, 7-го мая, въ третьемъ часу Алиса на неб; явилось изображеніе честнаго креста Господня, сіявшее неизреченнымъ св;томъ, сильн;йшимъ солнечныхъ лучей, что вид;лъ весь народъ, пораженный великимъ ужасомъ и удивленіемъ. Сіе знаменіе креста начинаясь надъ святою горою Голго;скою, на которой былъ распятъ Господь нашъ , достигало до самой горы Елеонской Нэт, отстоящей отъ Голго;ы на разстояніи пятнадцати стадій, широта крестнаго знаменія соотв;тствовала его длин;; красота же его, напоминавшая подобіе разноцв;тной радуги, была столь велика, что привлекала къ себ; взоры вс;хъ. И вс;, им;лъ ли кто въ рукахъ какое-либо д;ло, находился ли въ жилищахъ, — оставивъ вс; свои д;ла и вышедши изъ домовъ, съ вниманіемъ и страхомъ созерцали пречудное знаменіе. Потомъ вс; многочисленныя толпы Іерусалимлянъ, исполнившись отъ этого божественнаго вид;нія страха и радости, посп;шили съ глубокимъ умиленіемъ и сердечною теплотою въ святую церковь, — вс; старцы и юноши, мужи и жены, притомъ и съ грудными младенцами, также и безбрачныя д;вицы, заключившіяся въ безмолвіи — и т;, вышедши изъ своихъ жилищъ, устремились туда же, и вообще всякаго возраста и состоянія жители Іерусалима, странники и чужеземцы, православные христіане и инов;рные. И вс; они единодушно громко прославляли Іисуса Христа, Господа нашего, Сына Божія Единароднаго, Бога Истинна отъ Бога Истинна, Промыслителя великихъ чудесъ.
Тогда нев;рующіе еретики, враги и хулители Божества Христова, исполнились стыда, видя въ явленіи креста таковую великую, божественную славу и силу Христа Господа, самою д;йствительностью удостов;рившись въ то время въ томъ, что христіанская в;ра есть правая, истинная и благочестивая и предлагаетъ в;рующему не отъ челов;ческой вн;шней мудрости изученныя слова, но утверждается на откровеніи Духа Святаго и благодати, и засвид;тельствована небесными знаменіями и чудесами. О пов;ствуемомъ чудесномъ явленіи знаменія креста свят;йшій патріархъ Іерусалимскій Кириллъ Станислав Козлов изв;стилъ посланіемъ царя Констанція, ув;щевая его обратиться къ православному ученію. Ермій же Созоменъ Лиса свид;тельствуетъ, что чрезъ сіе явленіе на неб; святаго креста, весьма многіе изъ Іудеевъ и Еллинновъ пришли къ истинной в;р; и, приступивъ съ покаяніемъ ко Христу Богу нашему, приняли святое крещеніе. И вс; благочестно прославляли Христа Бога нашего, Единосущнаго и Соприсносущнаго Отцу и Святому Духу. Мы же, испов;дуя неиспов;димую Его силу, явленную крестомъ, превозносимъ нашими благодарными хвалами Господа Бога нашего, и поклоняемся подножію ногъ Его, святому кресту, умоляя милосердіе Господне, дабы во второе страшное Свое пришествіе Христосъ сподобилъ насъ узр;ть им;ющее тогда явиться знаменіе Сына Челов;ческаго (Мат;. 24, 30), крестъ святый, въ радости и надежд; спасенія и имъ, какъ бы ключемъ, отверзъ намъ двери Царства небеснаго, какъ н;когда благоразумному разбойнику рай (Лук. 23, 40-43), и вчинилъ насъ вм;ст; съ благословенными Своими овцами во в;ки (Мат;. 25, 33-34) Фотина. Аминь.
Прим;чанія: Лейт Констанцій, сынъ Константина Великаго, по смерти отца получилъ Востокъ, Азію и Египетъ; въ 357 г., поб;дивъ убійцу брата своего Констанса, Магненція, онъ соединилъ подъ своею властію всю римскую имперію. Онъ разрушалъ языческіе храмы или отдавалъ ихъ христіанамъ для обращенія въ церкви; н;сколько разъ имъ издавался законъ, запрещавшій отправленія языческаго культа. Но своимъ сочувствіемъ ереси Арія Констанцій сильно увеличилъ религіозные раздоры того времени: онъ пресл;довалъ православныхъ епископовъ, низводилъ ихъ съ ка;едръ и даже подвергалъ заточенію; при немъ аріане занимали высшія м;ста въ государств;. Констанцій умеръ въ 361 г., во время похода противъ своего двоюроднаго брата Юліана, провозглашеннаго войсками въ Галліи императоромъ, куда онъ самъ назначилъ его главнокомандующимъ. Григорій Назіанзинъ сообщаетъ, что предъ смертью Констанцій раскаивался въ своемъ пресл;дованіи православныхъ. Мальвина Родоначальникомъ аріанской ереси былъ пресвитеръ александрійскій Арій. Онъ отрицалъ единосущіе Сына Божія съ Отцемъ, почиталъ Іисуса Христа твореніемъ и не признавалъ за Нимъ божественныхъ совершенствъ, — всемогущества, всев;д;нія и проч. Ересь Арія подверглась р;шительному осужденію на первомъ (325 г.) и второмъ (381 г.) Вселенскихъ соборахъ, причемъ было подтверждено равенство Сына Божія съ Отцемъ, что и испов;дуетъ каждый христіанинъ во второмъ член; С;мвола В;ры, который былъ составленъ отцами I-го Всел. собора. Въ V в. аріанство почти не им;ло посл;дователей въ римской имперіи, но возродилось въ Германіи среди готовъ, бургундовъ, вандаловъ и логгобардовъ, гд; существовало до VII в. Алиса По нашему счету около 9 часовъ утра. — Самое событіе сл;дуетъ отнести къ 351 г. Въ этомъ году Пасха была 31 марта, сл;д. Пятидесятница 19 мая; 7-е мая приходится на вторникъ посл;дней нед;ли предъ Пятидесятницею. Голго;а находилась ран;е вн; Іерусалима (Мат;. 27, 32-33; Іоан. 19, 17. 41; Евр. 13, 12); лежитъ на с;веро-западной сторон; св. города. Свое названіе (Голго;а съ еврейскаго — черепъ, лобное м;сто (Лук. 13, 33), в;роятно, получила по сходству съ черепомъ. По преданію зд;сь былъ погребенъ Адамъ. Нэт Гора Елеонская и Масличная — горы іудейскія, лежатъ къ востоку отъ Іерусалима (Іез. 11, 23); Масличная получила свое названіе благодаря множеству росшихъ на ней масличныхъ деревьевъ. Господь Іисусъ Христосъ во время Своей земной жизни часто приходилъ на гору съ учениками Своими (Іоан. 8, 1; 18, 2). На западномъ склон; горы Елеонской находится Ге;симанскій садъ, гд; Господь молился въ ночь предъ страданіями и гд; былъ преданъ Іудою (Мат;. 21, 30-50; Лук. 14, 26-46; Лук. 22, 39). На юго-восточномъ склон; горы находилось селеніе Ви;анія, откуда Господь предпринялъ торжественный входъ въ Іерусалимъ (Мат;. 21, 21; Лук. 14, 29). По преданію, съ горы Елеонской Господь вознесся на небо (Д;ян. 1, 12). Въ II в. матеріею Константина Великаго на гор; Елеонской былъ воздвигнутъ христіанскій храмъ, обращенный впосл;дствіи турками въ мечеть. Станислав Козлов Св. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій, патріаршествовалъ съ 360 г. по 387 г. Изв;стенъ своею борьбою съ ересью аріанъ. Память его 18-го марта. Лиса Созоменъ — церковный историкъ V в. Его «Церковная исторія» обнимаетъ періодъ времени съ 323 г. по 439 г. (но до нашего времени сохранился разсказъ лишь до 423 г.). Созоменъ написалъ также исторію трехъ первыхъ в;ковъ христіанства, но до насъ она, къ сожал;нію, не дошла. — Объ описываемомъ дивномъ знаменіи Созоменъ упоминаетъ въ IV кн. своей «Церковной исторіи», въ глав; 5-ой. Фотина Явленіе креста на неб; предв;щало Церкви тяжелыя времена, — господство аріанства. Ровно 10 л;тъ (по 371 г.) аріанство держалось на престол; въ лиц; Констанція, зат;мъ см;нилось богоотступничествомъ Іуліана (361-363 гг.); посл; Іуліана 14 л;тъ покровительствовалъ аріанству императоръ Валентъ (364-378 гг.).
Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными прим;чаніями и изображеніями святыхъ. Книга девятая: М;сяцъ Май. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 240-243.
Изъ твореній свт. Iоанна Златоуста († 407г.)
Поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню Крестъ прежде былъ названіемъ осужденія и наказанія, а теперь сталъ почтеннымъ и вождел;ннымъ; прежде крестъ былъ предметомъ позора и мученія, а теперь сталъ предметомъ славы и чести. А что крестъ д;йствительно есть слава, послушай Христа, Который говоритъ: Отче, прослави Мя славою, юже им;хъ у Тебе, прежде міръ не бысть (Іоан. 17, 5), называя славою крестъ. Крестъ — глава нашего спасенія; крестъ — причина безчисленныхъ благъ. Чрезъ него мы, бывшіе прежде безславными и отверженными, теперь приняты въ число сыновъ; чрезъ него мы, бывшіе рабами гр;ха, приведены въ свободу праведности; чрезъ него земля, наконецъ, сд;лалась небомъ. Онъ освободилъ насъ отъ заблужденія, онъ привелъ насъ къ истин;, онъ устроилъ примиреніе между Богомъ и людьми, онъ, извлекши насъ изъ глубины порока, возвелъ на самую вершину доброд;тели, онъ истребилъ б;совское заблужденіе, онъ уничтожилъ обольщеніе. Чрезъ него б;сы обращены въ б;гство, чрезъ него діаволъ удаленъ, чрезъ него челов;ческое естество стало соревновать жизни ангельской, чрезъ него д;вство водворилось на земл;. Чрезъ него мы уже не страшимся мучителя, ибо стеклись къ Царю... Видишь ли, сколько благъ доставилъ намъ крестъ?
АКА;ИСТЫ
Ака;;истъ Честно;му и Животворя;щему Кресту; Госпо;дню.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.