Явление на небе знамения Креста в Иерусалиме

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

Месяцъ Май.
День седьмой.


Воспоминаніе явившагося на небе знаменія Честнаго и Животворящаго Креста Господня(351).



По кончине перваго христіанскаго, благовернаго и благочестиваго царя Константина Великаго, царскій престолъ занялъ сынъ его Констанцій Лейт, который уклонился въ злочестивую ересь Арія, хулившаго Сына Божія Мальвина. Тогда, въ посрамленіе злочестивыхъ еретиковъ, для ув;ренія нев;рныхъ и утвержденія православныхъ, во святомъ град; Іерусалим; явилось дивное знаменіе: во дни святой Пятидесятницы, 7-го мая, въ третьемъ часу Алиса на неб; явилось изображеніе честнаго креста Господня, сіявшее неизреченнымъ св;томъ, сильн;йшимъ солнечныхъ лучей, что вид;лъ весь народъ, пораженный великимъ ужасомъ и удивленіемъ. Сіе знаменіе креста начинаясь надъ святою горою Голго;скою, на которой былъ распятъ Господь нашъ , достигало до самой горы Елеонской Нэт, отстоящей отъ Голго;ы на разстояніи пятнадцати стадій, широта крестнаго знаменія соотв;тствовала его длин;; красота же его, напоминавшая подобіе разноцв;тной радуги, была столь велика, что привлекала къ себ; взоры вс;хъ. И вс;, им;лъ ли кто въ рукахъ какое-либо д;ло, находился ли въ жилищахъ, — оставивъ вс; свои д;ла и вышедши изъ домовъ, съ вниманіемъ и страхомъ созерцали пречудное знаменіе. Потомъ вс; многочисленныя толпы Іерусалимлянъ, исполнившись отъ этого божественнаго вид;нія страха и радости, посп;шили съ глубокимъ умиленіемъ и сердечною теплотою въ святую церковь, — вс; старцы и юноши, мужи и жены, притомъ и съ грудными младенцами, также и безбрачныя д;вицы, заключившіяся въ безмолвіи — и т;, вышедши изъ своихъ жилищъ, устремились туда же, и вообще всякаго возраста и состоянія жители Іерусалима, странники и чужеземцы, православные христіане и инов;рные. И вс; они единодушно громко прославляли Іисуса Христа, Господа нашего, Сына Божія Единароднаго, Бога Истинна отъ Бога Истинна, Промыслителя великихъ чудесъ.


Тогда нев;рующіе еретики, враги и хулители Божества Христова, исполнились стыда, видя въ явленіи креста таковую великую, божественную славу и силу Христа Господа, самою д;йствительностью удостов;рившись въ то время въ томъ, что христіанская в;ра есть правая, истинная и благочестивая и предлагаетъ в;рующему не отъ челов;ческой вн;шней мудрости изученныя слова, но утверждается на откровеніи Духа Святаго и благодати, и засвид;тельствована небесными знаменіями и чудесами. О пов;ствуемомъ чудесномъ явленіи знаменія креста свят;йшій патріархъ Іерусалимскій Кириллъ Станислав Козлов изв;стилъ посланіемъ царя Констанція, ув;щевая его обратиться къ православному ученію. Ермій же Созоменъ Лиса свид;тельствуетъ, что чрезъ сіе явленіе на неб; святаго креста, весьма многіе изъ Іудеевъ и Еллинновъ пришли къ истинной в;р; и, приступивъ съ покаяніемъ ко Христу Богу нашему, приняли святое крещеніе. И вс; благочестно прославляли Христа Бога нашего, Единосущнаго и Соприсносущнаго Отцу и Святому Духу. Мы же, испов;дуя неиспов;димую Его силу, явленную крестомъ, превозносимъ нашими благодарными хвалами Господа Бога нашего, и поклоняемся подножію ногъ Его, святому кресту, умоляя милосердіе Господне, дабы во второе страшное Свое пришествіе Христосъ сподобилъ насъ узр;ть им;ющее тогда явиться знаменіе Сына Челов;ческаго (Мат;. 24, 30), крестъ святый, въ радости и надежд; спасенія и имъ, какъ бы ключемъ, отверзъ намъ двери Царства небеснаго, какъ н;когда благоразумному разбойнику рай (Лук. 23, 40-43), и вчинилъ насъ вм;ст; съ благословенными Своими овцами во в;ки (Мат;. 25, 33-34) Фотина. Аминь.


Прим;чанія:
Лейт Констанцій, сынъ Константина Великаго, по смерти отца получилъ Востокъ, Азію и Египетъ; въ 357 г., поб;дивъ убійцу брата своего Констанса, Магненція, онъ соединилъ подъ своею властію всю римскую имперію. Онъ разрушалъ языческіе храмы или отдавалъ ихъ христіанамъ для обращенія въ церкви; н;сколько разъ имъ издавался законъ, запрещавшій отправленія языческаго культа. Но своимъ сочувствіемъ ереси Арія Констанцій сильно увеличилъ религіозные раздоры того времени: онъ пресл;довалъ православныхъ епископовъ, низводилъ ихъ съ ка;едръ и даже подвергалъ заточенію; при немъ аріане занимали высшія м;ста въ государств;. Констанцій умеръ въ 361 г., во время похода противъ своего двоюроднаго брата Юліана, провозглашеннаго войсками въ Галліи императоромъ, куда онъ самъ назначилъ его главнокомандующимъ. Григорій Назіанзинъ сообщаетъ, что предъ смертью Констанцій раскаивался въ своемъ пресл;дованіи православныхъ.
Мальвина Родоначальникомъ аріанской ереси былъ пресвитеръ александрійскій Арій. Онъ отрицалъ единосущіе Сына Божія съ Отцемъ, почиталъ Іисуса Христа твореніемъ и не признавалъ за Нимъ божественныхъ совершенствъ, — всемогущества, всев;д;нія и проч. Ересь Арія подверглась р;шительному осужденію на первомъ (325 г.) и второмъ (381 г.) Вселенскихъ соборахъ, причемъ было подтверждено равенство Сына Божія съ Отцемъ, что и испов;дуетъ каждый христіанинъ во второмъ член; С;мвола В;ры, который былъ составленъ отцами I-го Всел. собора. Въ V в. аріанство почти не им;ло посл;дователей въ римской имперіи, но возродилось въ Германіи среди готовъ, бургундовъ, вандаловъ и логгобардовъ, гд; существовало до VII в.
Алиса По нашему счету около 9 часовъ утра. — Самое событіе сл;дуетъ отнести къ 351 г. Въ этомъ году Пасха была 31 марта, сл;д. Пятидесятница 19 мая; 7-е мая приходится на вторникъ посл;дней нед;ли предъ Пятидесятницею.
Голго;а находилась ран;е вн; Іерусалима (Мат;. 27, 32-33; Іоан. 19, 17. 41; Евр. 13, 12); лежитъ на с;веро-западной сторон; св. города. Свое названіе (Голго;а съ еврейскаго — черепъ, лобное м;сто (Лук. 13, 33), в;роятно, получила по сходству съ черепомъ. По преданію зд;сь былъ погребенъ Адамъ.
Нэт Гора Елеонская и Масличная — горы іудейскія, лежатъ къ востоку отъ Іерусалима (Іез. 11, 23); Масличная получила свое названіе благодаря множеству росшихъ на ней масличныхъ деревьевъ. Господь Іисусъ Христосъ во время Своей земной жизни часто приходилъ на гору съ учениками Своими (Іоан. 8, 1; 18, 2). На западномъ склон; горы Елеонской находится Ге;симанскій садъ, гд; Господь молился въ ночь предъ страданіями и гд; былъ преданъ Іудою (Мат;. 21, 30-50; Лук. 14, 26-46; Лук. 22, 39). На юго-восточномъ склон; горы находилось селеніе Ви;анія, откуда Господь предпринялъ торжественный входъ въ Іерусалимъ (Мат;. 21, 21; Лук. 14, 29). По преданію, съ горы Елеонской Господь вознесся на небо (Д;ян. 1, 12). Въ II в. матеріею Константина Великаго на гор; Елеонской былъ воздвигнутъ христіанскій храмъ, обращенный впосл;дствіи турками въ мечеть.
Станислав Козлов Св. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій, патріаршествовалъ съ 360 г. по 387 г. Изв;стенъ своею борьбою съ ересью аріанъ. Память его 18-го марта.
Лиса Созоменъ — церковный историкъ V в. Его «Церковная исторія» обнимаетъ періодъ времени съ 323 г. по 439 г. (но до нашего времени сохранился разсказъ лишь до 423 г.). Созоменъ написалъ также исторію трехъ первыхъ в;ковъ христіанства, но до насъ она, къ сожал;нію, не дошла. — Объ описываемомъ дивномъ знаменіи Созоменъ упоминаетъ въ IV кн. своей «Церковной исторіи», въ глав; 5-ой.
Фотина Явленіе креста на неб; предв;щало Церкви тяжелыя времена, — господство аріанства. Ровно 10 л;тъ (по 371 г.) аріанство держалось на престол; въ лиц; Констанція, зат;мъ см;нилось богоотступничествомъ Іуліана (361-363 гг.); посл; Іуліана 14 л;тъ покровительствовалъ аріанству императоръ Валентъ (364-378 гг.).


Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными прим;чаніями и изображеніями святыхъ. Книга девятая: М;сяцъ Май. — М.: Синодальная Типографія, 1908. — С. 240-243.




Изъ твореній свт. Iоанна Златоуста († 407г.)


Поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню Крестъ прежде былъ названіемъ осужденія и наказанія, а теперь сталъ почтеннымъ и вождел;ннымъ; прежде крестъ былъ предметомъ позора и мученія, а теперь сталъ предметомъ славы и чести. А что крестъ д;йствительно есть слава, послушай Христа, Который говоритъ: Отче, прослави Мя славою, юже им;хъ у Тебе, прежде міръ не бысть (Іоан. 17, 5), называя славою крестъ. Крестъ — глава нашего спасенія; крестъ — причина безчисленныхъ благъ. Чрезъ него мы, бывшіе прежде безславными и отверженными, теперь приняты въ число сыновъ; чрезъ него мы, бывшіе рабами гр;ха, приведены въ свободу праведности; чрезъ него земля, наконецъ, сд;лалась небомъ. Онъ освободилъ насъ отъ заблужденія, онъ привелъ насъ къ истин;, онъ устроилъ примиреніе между Богомъ и людьми, онъ, извлекши насъ изъ глубины порока, возвелъ на самую вершину доброд;тели, онъ истребилъ б;совское заблужденіе, онъ уничтожилъ обольщеніе. Чрезъ него б;сы обращены въ б;гство, чрезъ него діаволъ удаленъ, чрезъ него челов;ческое естество стало соревновать жизни ангельской, чрезъ него д;вство водворилось на земл;. Чрезъ него мы уже не страшимся мучителя, ибо стеклись къ Царю... Видишь ли, сколько благъ доставилъ намъ крестъ?




АКА;ИСТЫ


Ака;;истъ Честно;му и Животворя;щему Кресту; Госпо;дню.


Конда;къ 1.
Избра;нному Царе;мъ Сла;вы и освяще;нному кре;стною сме;ртію Искупи;теля м;ра, чудод;;йственную си;лу иму;щему дре;ву, соста;вимъ, в;;рніи, похвалу; и ра;достно возопіе;мъ:


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, на не;мъ бо соверши;ся та;инство всем;рнаго искупле;нія.



Икосъ 1.
Ангельскія си;лы, я;ко Бо;жіи служи;теліи, о;крестъ Креста; Госпо;дня неви;димо предстоя;щіи, ужаса;ющаяся, и поно;сную на земли; сме;рть Іису;сову, на небеси; восп;ва;ша; мы; бо, недосто;йніи, зна;меніемъ Честна;го Креста; Госпо;дня освяща;яся, ра;достно взыва;емъ:


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, кро;вію Богочелов;;ка освяще;нное.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, просла;вльшееся послуша;ніемъ Христо;вымъ.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, освободи;вшее на;съ отъ а;да.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, низложе;ніе діа;вола.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, возглаше;ніе си;лы Іису;совой.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, на не;мъ бо соверши;ся та;инство всем;рнаго искупле;нія.



Конда;къ 2.
Ви;дящи Тя;, на Крест;; ви;сяща, вся; си;лы небе;сныя, ли;ца закрыва;юще, хва;ляша и восп;ва;ша Твое; вели;чіе, Живода;вче Христе;; мы; бо, на земли; со стра;хомъ и тре;петомъ предъ святы;мъ Твои;мъ Кресто;мъ предстоя;, восп;ва;емъ ра;достно п;;снь: Аллилу;ія.



Икосъ 2.
Ра;зумъ неуразуме;нный, зна;меніемъ Честна;го и Животворя;щаго Креста; Госпо;дня ди;вно просв;ща;ющійся, со стра;хомъ и любо;вію поклоня;ется свято;му Дре;ву и непреста;нно восп;ва;етъ си;це:


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, изъ ме;ртвыхъ воскреша;ющій.


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, проявля;ющій и;стину.


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, на не;мъ бо Іису;съ во;лею распя;ся и гвоздьми; бы;сть пригвожде;нъ.


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, на не;мъ бо Свята;я Же;ртва принесе;ся.


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, Дре;во всеси;льное.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, на не;мъ бо соверши;ся та;инство всем;рнаго искупле;нія.



Конда;къ 3.
Си;лою Честна;го и Животворя;щаго Креста; Госпо;дня б;;сы низлага;ются, очища;ется нечи;стое житіе; на;ше, гр;хо;вныи по;мыслы отгоня;ются, озаря;ется чистото;ю се;рдце на;ше; того; ра;ди съ в;;рою творя; кре;стное зна;меніе и съ благогов;;ніемъ взира;я на изображе;ніе страда;ній Христо;выхъ, пое;мъ Бо;гу: Аллилу;ія.



Икосъ 3.
Им;;я всегда; предъ очи;ма на;шима Кре;стъ святы;й, ос;ня;ющій и освяща;ющій святы;е хра;мы христіа;нскіи, охраня;ющій святы;ню Госпо;дню, мы; со слеза;ми благодаре;нія восп;ва;емъ си;це:


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, исто;чниче бла;гъ в;;чныхъ.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, освяще;нное пло;тію и кро;вію Богочелов;;ка.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, Дре;во чудод;;йственное.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, Дре;во треблаже;нное.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, Дре;во жи;зни и спасе;нія.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, на не;мъ бо соверши;ся та;инство всем;рнаго искупле;нія.



Конда;къ 4.
Бу;рю страсте;й лю;тыхъ си;ленъ угаси;ти Святы;й и Всече;стный Кре;стъ Христо;въ, то;й бо ме;чь духо;вный, щи;тъ в;;рныхъ, ору;жіе всеси;льное и зна;меніе всепоб;жда;ющее, сего; ра;ди и мы;, недосто;йніи, въ весе;ліи взыва;емъ Бо;гу: Аллилу;ія.



Икосъ 4.
Слы;ша уче;ніе Христо;во, в;;руемъ въ та;йну спаси;тельного искупле;нія, поклоня;емся страсте;мъ Христо;вымъ, лобыза;емъ Кре;стъ Всеси;льный и ра;достно взыва;емъ си;це:


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, угаси;вшій я;рости пла;мя.


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, порази;вшій богоотсту;пниковъ.


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, поб;ди;вшій по;лчища вра;жіи.


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, отс;;кшій главу; зм;еву.


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, торжество; в;;ры и наде;жды христіа;нъ.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, на не;мъ бо соверши;ся та;инство всем;рнаго искупле;нія.



Конда;къ 5.
Богото;чный исто;чникъ исц;ле;ній бы;сть на;мъ Кре;стъ чудод;;йственный, на не;мъ бо Христо;съ во;лею пострада; на;шего ра;ди спасе;нія, и Боже;ственныя дла;ни Своя; распросте;рши любо;вію Отчею, съ Голго;;ы объя; всю; вселе;нную, сего; ра;ди возопіе;мъ Ему;, Бо;гу на;шему, п;;снь: Аллилу;ія.



Икосъ 5.
Ви;д;вши вси; язы;цы вели;чіе сла;вы Креста; Госпо;дня и чудод;;йственную си;лу изображе;нія и зна;менія его;, ув;;роваша во Святу;ю, Живонача;льную и Неразд;;льную Тро;ицу и поклони;шася Кресту; Всечестно;му, сего; ра;ди взыва;емъ ра;достно:


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, си;лою свое;ю на добро; на;съ вразумля;ющее.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, си;лою свое;ю на;съ отъ бол;;зней исц;ля;ющее.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, сла;вою свое;ю вся; вра;жія си;лы въ б;;гство обраща;ющее.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, сла;вою свое;ю В;нцено;сныхъ Царе;й прославля;ющее.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, вели;чіемъ свои;мъ Ихъ Ца;рство возвыша;ющее.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, на не;мъ бо соверши;ся та;инство всем;рнаго искупле;нія.



Конда;къ 6.
Пропов;;дникомъ богоно;снымъ яви;ся честно;е Дре;во, изъ него; бо б;; сооруже;нъ Кре;стъ Христо;въ, Кре;стъ четвероконе;чный, трисоста;вный, его; бо земля; чудод;;йственно израсти; нетл;;ннымъ и з;ло; благоуха;ющимъ. Кре;стъ — покро;въ безпомо;щныхъ, на не;мъ бо Христо;съ во;лею закла;нъ бы;сть. Ему; бо, Спаси;телю м;ра, прино;симъ п;;снь: Аллилу;ія.



Икосъ 6.
Возсія;лъ еси; я;ко со;лнце пра;вды, всечестны;й Кре;стъ Христо;въ, въ не;драхъ земли; сокрове;нный, н;;сколько стол;;тій безду;шными камня;ми, я;ко сокро;вище, сберега;емый и на ра;дость всему; м;ру обр;те;нный, Ему; бо велегла;сно возопіе;мъ:


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, моли;твами и усе;рдіемъ Благочести;вой Цари;цы Еле;ны на;йденный.


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, на высоту; Патріа;рхомъ Мака;ріемъ воздви;гнутый для торже;ственнаго поклоне;нія вс;;ми язы;цами.


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, посрами;вшій идолопокло;нство и нев;;ріе.


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, призва;вшій хули;телей къ покая;нію.


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, я;ко ты; Дре;во чудод;;йственное и христоно;сное.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, на не;мъ бо соверши;ся та;инство всем;рнаго искупле;нія.



Конда;къ 7.
Хотя;й прояви;ти милосе;рдіе Свое; Спаси;тель м;ра къ ро;ду челов;;ческому, во;лею пріе;млетъ поноше;ніе, присужда;ется къ позо;рной сме;рти, ко Кресту; пригвожда;ется и кре;стною сме;ртію сме;рть попира;етъ, т;;мъ бо и мы; пое;мъ Ему;: Аллилу;ія.



Икосъ 7.
Ди;вное зр;;лище явля;ется м;рови: Богочелов;;къ распина;ется, ру;ц; и но;з; пригвожда;ются, ре;бра Его; пробода;ются, страда;ніями Его; и уничиже;ніемъ очища;ются ра;ны гр;хо;внаго челов;;чества. Кре;стъ Христо;въ явля;ется торже;ственно поб;доно;снымъ зна;меніемъ сла;вы Бо;жіей; сего; ра;ди взыва;емъ си;це:


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, смире;нія о;бразъ.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, апо;столовъ похвало;.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, преподо;бныхъ утвержде;ніе.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, му;чениковъ кр;;посте.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, пустынножи;телей огражде;ніе.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, на не;мъ бо соверши;ся та;инство всем;рнаго искупле;нія.



Конда;къ 8.
Стра;нное чу;до! Позо;рный кре;стъ преврати;ся въ Дре;во жи;зни и спасе;нія, то;й бо вразумля;етъ, освяща;етъ и отъ бол;;зней душе;вныхъ и т;ле;сныхъ исц;ля;етъ съ в;;рою и любо;вію непреста;нно вопію;щихъ Бо;гу: Аллилу;ія.



Икосъ 8.
Все; гр;хо;вное житіе; на;ше очища;ется чудод;;йственнымъ Кресто;мъ Спаси;теля м;ра, послужи;вшимъ къ примире;нію Божества; съ престу;пнымъ челов;;чествомъ, сего; ра;ди мы; благода;рственно возопіе;мъ:


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, явля;ющій на;мъ любо;вь и долготерп;;ніе Бо;жіе.


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, и;мъ бо соверши;ся призва;ніе язы;ковъ.


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, явле;ніе бла;гости благоупова;ющимъ.


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, глубина; упова;нія ду;шъ, лю;бящихъ Го;спода.


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, си;ла и ра;дость вс;;хъ христіа;нъ.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, на не;мъ бо соверши;ся та;инство всем;рнаго искупле;нія.



Конда;къ 9.
Вся;кая жите;йская бу;ря сокруша;ется си;лою кре;стныхъ страда;ній Богочелов;;ка Іису;са, искупи;вшихъ ве;сь м;ръ, т;;мъ бо и мы;, честву;я Всечестна;го Креста; Госпо;дня свято;е зна;меніе, смире;нно прино;симъ Бо;гу любви; и сла;вы ра;достную п;;снь: Аллилу;ія.



Икосъ 9.
Вит;йствующій язы;къ не мо;жетъ изр;щи; досто;йныя похвалы; Дре;ву всечестно;му, изъ него; бо соста;вленъ бы;сть чудод;;йственный Кре;стъ Христо;въ, благоуха;ющій любо;вію Страда;льца Іису;са Христа;, сего; ра;ди и мы;, недоум;;я досто;йно восхвали;ти Тя;, со слеза;ми возопіе;мъ:


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, торжество; Це;ркви Христо;вой.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, врачевство; на;ше и ра;дость.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, освяще;ніе вс;;хъ путе;й жи;зни на;шей.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, вс;;мъ христіа;намъ вспоможе;ніе.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, вс;;хъ немощны;хъ си;ла и подкр;пле;ніе.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, на не;мъ бо соверши;ся та;инство всем;рнаго искупле;нія.



Конда;къ 10.
Спасти; хотя; м;ръ, дла;ни Своя; пречи;стыя Христо;съ на Дре;во возне;съ и дре;во преслуша;нія замени;ся Дре;вомъ Сыно;вняго къ Бо;гу Отцу; послуша;нія: рука; невоздержа;нія, низве;ргшая Ада;ма, распросте;ртыми рука;ми Богочелов;;ка соединя;етъ Свое;ю любо;вію вс;; концы; м;ра. Т;;мъ бо и мы; торже;ственно взыва;емъ поб;;дную п;;снь: Аллилу;ія.



Икосъ 10.
Ст;на; еси;, огражда;ющая на;съ отъ вс;;хъ б;;дъ и напа;стей, Кре;стъ Всечестны;й, ц;льбоно;сный исто;чниче вс;;хъ язы;ковъ, ос;ня;ющихся святы;мъ твои;мъ зна;меніемъ во и;мя Отца; и Сы;на и Свята;го Ду;ха, сего; бо ра;ди съ весе;ліемъ взыва;емъ ти;:


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, кро;вію Богочелов;;ка обагре;нный.


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, цв;та;ми ра;йскими благоуха;ющій.


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, луча;ми в;;ры на;съ озаря;ющій.


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, луча;ми наде;жды на;съ подкр;пля;ющій.


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, луча;ми любви; на;съ обогаща;ющій.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, на не;мъ бо соверши;ся та;инство всем;рнаго искупле;нія.



Конда;къ 11.
П;;ніе похва;льное прино;симъ ти;, Боже;ственное, Животворя;щее Дре;во Креста; Госпо;дня, в;;рныхъ ос;ня;ющее, нев;;рныхъ облича;ющее и вс;;хъ на;съ огражда;ющее отъ вся;каго врага; и супоста;та, сего; бо ра;ди вопіе;мъ п;;снь: Аллилу;ія.



Икосъ 11.
Пою;щіи твоя; чудеса;, всеси;льный Кре;стъ Христо;въ, мы; съ в;;рою и благодаре;ніемъ преклоня;емъ кол;;на се;рдца на;шего, со слеза;ми лобыза;емъ святы;и но;зи Страда;льца Іису;са, поклоня;емся страсте;мъ Христо;вымъ и та;ко возопіе;мъ:


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, ски;петръ Царе;й христіа;нскихъ непрело;жный.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, держа;ва все;й вселе;нной.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, основа;ніе благоче;стія.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, вода;мъ освяще;ніе.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, поля;мъ и сада;мъ плодоно;сіе.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, на не;мъ бо соверши;ся та;инство всем;рнаго искупле;нія.



Конда;къ 12.
Благода;ть Твою; всеси;льную, Го;споди, явля;етъ на;мъ Дре;во Треблаже;нное, то;й бо ос;ня;етъ у;мъ на;шъ, вразумля;етъ и науча;етъ п;;ти непреста;нно п;;снь поб;;дную: Аллилу;ія.



Икосъ 12.
На го;ру Голго;;скую водруже;нъ бы;сть Кре;стъ Честны;й, и Ты;, Созда;тель м;ра, вознесе;нъ бы;сть на не;мъ я;ко въ позо;ръ м;рови, мы; же, в;;рніи, лобыза;емъ пречи;стыя я;звы Твоя;, поклоня;емся Честно;му Кресту; Твоему;, си;це взыва;я:


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, предназна;ченный Бо;гомъ для та;инства искупле;нія.


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, я;ко ты; еси; ра;достное зна;меніе на;шего спасе;нія.


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, зна;меніе на;шего освобожде;нія.


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, страсте;й на;шихъ умерщвле;ніе.


Ра;дуйся, Честны;й Кре;стъ Христо;въ, со;в;сти на;шей успокое;ніе.


Ра;дуйся, честно;е Дре;во, на не;мъ бо соверши;ся та;инство всем;рнаго искупле;нія.



Конда;къ 13.
О, Пречестно;е, Боже;ственное и Животворя;щее Дре;во Креста; Госпо;дня! Чудод;;йственною твое;ю си;лою огради; мя;, гр;;шнаго, ос;ня;ющаго съ в;;рою чело; мое; и пе;рси моя; и вся; соста;вы и у;ды моя; святы;мъ твои;мъ зна;меніемъ во и;мя Отца; и Сы;на и Свята;го Ду;ха, во сла;ву Святы;я Тро;ицы, во Еди;ниц; прославля;емой, и благода;рственно восп;ва;ющаго п;;снь поб;;дную: Аллилу;ія.



Моли;тва Свято;му и Животворя;щему Кресту; Госпо;дню.
О, ди;вный чудод;;йственною си;лою четвероконе;чный и трисоста;вный Кре;стъ Христо;въ! У подно;жія твоего; во пра;хъ распросте;ртый, поклоня;юся ти;, честно;е Дре;во, отгоня;ющее отъ на;съ вся;кое де;монское стр;ля;ніе и освобожда;ющее на;съ отъ вс;;хъ б;;дъ, скорбе;й и напа;стей. Ты; бо еси; Дре;во жи;зни, ты; еси; очище;ніе возду;ха, освяще;ніе свята;го хра;ма, огражде;ніе на;шего жили;ща, охране;ніе одра; моего;, просв;ще;ніе ума; моего;, се;рдца и вс;;хъ мои;хъ чу;вствъ. Твое; свято;е зна;меніе огражда;етъ мя; со дня; моего; креще;нія, оно; со мно;ю и на мн;;, во вся; дни; живота; моего;, на су;ш; и на вода;хъ, оно; же сопровожда;ть мя; бу;детъ до моги;лы, ос;ни;тъ и пра;хъ мо;й, оно; бо, свято;е зна;меніе чудод;;йственнаго Креста; Госпо;дня, возв;сти;тъ все;й вселе;нной о час;; всео;бщаго воскресе;нія ме;ртвыхъ и посл;;дняго стра;шнаго и пра;веднаго Суда; Бо;жія.


О, Кре;сте Всечестны;й! Ос;не;ніемъ твои;мъ вразуми;, научи; и благослови; мя, недосто;йнаго, всегда; несомне;нно в;;рующаго въ непоб;ди;мую си;лу твою;, огради; мя отъ вся;каго врага; и супоста;та, исц;ли; вся; неду;ги моя; душе;вныя и т;ле;сныя.


Го;споди, Іису;се Христе; Сы;не Бо;жій! Си;лою Честна;го и Животворя;щаго Креста; Твоего; поми;луй и спаси; мя, гр;;шнаго. Ами;нь.


Источникъ: Ака;истъ Честному и Животворящему Кресту Господню. — Іерусалимъ, 1908. — 18 с.



Другие статьи в литературном дневнике: