Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

«…Принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа». Слово в день Сретения старца Кирилла (Павлова)


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Дорогие братия и сестры, сегодня мы с вами празднуем славный и радостный праздник Сретения Господня. Этот праздник так называется потому, что праведный старец Симеон, живший в Иерусалиме, встретил в Иерусалимском храме четыредесятидневного Младенца Господа Иисуса Христа с Пречистой Его Матерью. Вот как это священное событие описывается евангелистом Лукой:


А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм.

И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.

Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем (Лк. 2, 22-40).


Это чудное повествование, братия и сестры. Но остановим сейчас наше внимание на словах: И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий.


Дорогие мои, Господь наш Иисус Христос, к Которому относятся эти пророческие слова праведного Симеона, явился на землю не для того, чтобы лежать кому-либо на падение или быть причиной чьей-либо погибели. Нет, Он пришел на землю на восстание всем людям, всем народам. Он пришел для того, чтобы спасти все человечество, всех людей возвести на подобающую им нравственную высоту и, сделав их достойными Неба, привести к Отцу Небесному.

Равным образом Он пришел на землю не для того, чтобы служить предметом пререканий, не для того, чтобы произвести разделение между людьми и народами. Напротив, Он пришел для того, чтобы соединить всех людей воедино, стать Единым Пастырем всего человеческого рода. Желая того, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины, Он для этого именно и пришел.


Но сами люди, грехи и дурные наклонности их были причиной того, что, придя в мир для спасения всех, Христос для одних сделался виновником восстания, а для других послужил невольной причиной падения — стал предметом пререканий, так что одни с радостью приняли Его, уверовали в Него как в Бога, Спасителя мира и возлюбили святое учение и святой закон Его, а другие с ожесточением отвергли Его, как врага истины и блага людей.

Так отнеслись ко Христу современники Его. Так относятся ко Христу на всем протяжении существования христианской Церкви вплоть до наших дней: одни — с верой и любовью, а другие — с неверием и ненавистью. И такое отношение будет во все века, до скончания мира и Пришествия Его: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий!


В самом деле, тотчас же по рождении Христа началось и пререкание о Нем. Ангелы и добрые люди встречают рождение Его с ликованием и славословием и видят в Нем утеху и славу Израилеву, а другие вместе с Иродом ищут убить Его. Является Христос с проповедью Своего Евангелия, возвещает людям Божественную истину и святой закон любви и благотворит им — и что же мы видим?

Одни принимают Его учение, с благоговением взирают на Его дела и делаются последователями Его, а другие ожесточаются против Него и простирают свою вражду и ненависть к Нему до того, что обрекают Его на страшные мучения и пригвождают ко Кресту. И спасительная смерть Его, и славное Воскресение не положили конца разделению людей на спасаемых и погибающих: одни из свидетелей страданий и смерти Его вразумились и спаслись, а другие погибли в своем ожесточении.


Эти пророческие слова праведного Симеона: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле — находили себе подтверждение в течение двадцати истекших веков. И в наше время, как и во все времена, Христос лежит одним на падение, а другим на восстание, служит предметом пререканий. Достойно слез, братия и сестры, что Сладчайший наш Господь, пришедший дать людям счастье и радость, положивший из любви к человеческому роду Свою безценную жизнь, является предметом противоречий, вызывающих у некоторых самое настоящее озлобление.

Христос лежит на пути всех людей, занимает в жизни и судьбах человечества такое положение, что, куда бы люди ни пошли, они везде непременно встречаются с Ним и, встретившись, или восстают, утверждаясь на Нем, или претыкаются об Него и падают. Се, лежит Сей на падение и на восстание многих — не только во Израиле, но и во всем человечестве; не только для современников Своих был Он предметом противоречий, но и для людей всех времен и народов.


Дорогие братия и сестры, кроме усвоения этой Божественной истины, настоящее чтение и праздник научают нас многому полезному и доброму в отношении нашей собственной жизни. Праведный Симеон, который, по преданию, жил триста шестьдесят лет, ибо было ему предсказано, что не увидит он смерти, пока не увидит Христа Спасителя, когда взял на руки Младенца Христа, то духом возрадовался и воспел дивную песнь: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое (Лк. 2, 29-30). Его очи видели спасение миру, и потому он спокоен и отраден и мирно, спокойно умрет. Но, чтобы такую песнь мог при смерти воспеть и каждый из нас, для этого нужно и нам стать Богоприимцами и Богоносцами.


Праведный Симеон сподобился быть таковым не потому только, что он принял Младенца на свои руки, но наипаче потому, что он в сердце своем носил Христа вместе с Отцом и Святым Духом. Поэтому не одному старцу Симеону предоставлено высокое достоинство носить на руках Христа и быть Богоприимцем, но и многие другие могут иметь это достоинство. Аще кто любит Мя, — сказал Господь, — слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). И в другом месте: Се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною (Откр. 3, 20).


Значит, для того, чтобы восприняли мы и сие высокое достоинство, требуется от нас только одно — чтобы мы любили Христа и соблюдали святые Его заповеди и не запирали сердца своего, когда Он стучится к нам или через ниспосланное для нашего вразумления слово Свое, или через скорби.


Что удостоило праведного Симеона сделаться Богоприимцем и Богоносцем? То, что он был человек праведен, чая утехи Израилевы (Лк. 2, 25), то, что он жил по закону Божию и ожидаемого Мессию носил в сердце прежде, нежели принял Его в свои трепещущие руки. Если бы этого не было в праведном Симеоне, то не удостоился бы он принять Христа на руки свои, или если бы и принял, то не воспел бы такой отрадной песни: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко… Ведь внешнее осязание Христа и прикосновение к Нему без внутренней веры и любви безполезно. Многие иудеи осязали Его и прикасались к Нему, однако это не принесло им никакой пользы. Отсюда ясно видно, что Богоносцем может назваться лишь тот, кто соблюдает заповеди Христовы, любит Бога.


Будем, дорогие братья и сестры, стремиться к сему высокому достоинству и мы. Будем являть свою любовь к Господу соблюдением Его святых заповедей, чтобы и в наших сердцах устроил Господь для Себя светлые обители, дабы и мы могли в жизни своей сделаться Богоносцами. А при отшествии своем из этой временной жизни к жизни нетленной, вечной от всей души могли воспеть, подобно праведному Симеону: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко. Аминь.






Житія святыхъ, на русскомъ язык;
изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.
М;сяцъ Февраль.
День второй.


Сказаніе о Ср;теніи Господнемъ.


По прошествіи сорока дней посл; рождества Господа нашего Іисуса Христа, и по исполненіи дней законнаго очищенія, Пречистая и Преблагословенная Д;ва Матерь, вм;ст; со святымъ Іосифомъ обрученникомъ, пришла изъ Ви;леема въ Іерусалимъ ко храму Божію, принеся сорокадневнаго младенца Христа для исполненія закона Моисеева. По сему закону нужно было, во-первыхъ, по рожденіи очиститься чрезъ принесеніе Богу подобающей жертвы и чрезъ іерейскую молитву, — и во-вторыхъ, нужно было поставить предъ Господомъ первороднаго младенца и сд;лать выкупъ за него установленною ц;ною (Лев. 12, 7). Такъ было повел;но Господомъ въ Ветхомъ Зав;т; Моисею, у котораго въ книгахъ о закон; очищенія матери пишется такъ: «Если женщина зачнетъ и родитъ младенца мужескаго пола, то она нечиста будетъ семь дней; въ восьмый же день обр;жется у него крайняя плотъ его: и тридцать три дня должна сид;ть, очищаясь отъ кровей своихъ; ни къ чему священному не должна прикасаться и къ святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищенія ея (Лев. 12, 2-4). По окончаніи дней очищенія своего, она должна принести однол;тняго агнца во всесожженіе и молодого голубя или горлицу въ жертву за гр;хъ (Лев. 12, 6). Если же она не въ состояніи принести агнца, то пусть возьметъ двухъ горлицъ или двухъ молодыхъ голубей, одного во всесожженіе, а другаго въ жертву за гр;хъ, и очиститъ ее священникъ, и она будетъ чиста» (Лев. 12, 7-8). А о посвященіи Богу первенцевъ мужескаго пола въ закон; такъ говорится: «Освяти Мн; каждаго первенца (мужескаго полу) перворожденнаго, разверзающаго ложесна» (Исх. 13, 2) Лейт. И въ другой разъ: «Отдавай Мн; первенца изъ сыновъ твоихъ» (Исх. 22, 29). Это требовалось за то великое благод;яніе Божіе въ Египт;, когда Господь, избивая Египетскихъ первенцевъ, пощадилъ Израильскихъ (Исх. 11, 5-7). Посему израильтяне приносили своихъ перворожденныхъ младенцевъ въ храмъ, посвящая ихъ Богу, какъ должную дань, установленную закономъ. И опять выкупали ихъ у Бога себ; установленною ц;ною, которая называлась «выкупнымъ серебромъ», и отдавалась служащимъ при храм; Господнемъ левитамъ, какъ о семъ написано въ четвертой книг; Моисея (Числ. 3, 49. 51). Установленная же ц;на выкупа состояла изъ пяти священныхъ сиклей церковнаго в;са, а каждый священный сикль им;лъ въ себ; двадцать п;нязей Мальвина. Исполняя сей законъ Господень, Матерь Божія нын; пришла въ храмъ съ Законодателемъ. Пришла очиститься, хотя и не требовала очищенія, какъ нескверная, неблазная, нетл;нная, пречистая. Ибо Та, Которая зачала безъ мужа и похоти, и родила безъ бол;зни и нарушенія Своей д;вической чистоты, не им;ла скверны, свойственной женамъ, родящимъ по естественному закону: ибо родившую Источникъ чистоты, какъ могла коснуться нечистота? Христосъ родился отъ Нея, какъ плодъ отъ древа; и какъ древо, по рожденіи своего плода, не повреждается и не оскверняется, такъ и Д;ва, по рожденіи Христа, плода благословеннаго, осталась неповрежденною и неоскверненною. Христосъ произошелъ отъ Нея, какъ лучъ солнечный проходитъ сквозь стекло или кристаллъ. Проходящій сквозь стекло или кристаллъ солнечный лучъ не разбиваетъ и не портитъ его, но еще бол;е осв;щаетъ.


Не повредилъ д;вства Матери Своея и Солнце Правды — Христосъ. И дверь естественнаго рожденія, чистотою запечатл;нную и д;вствомъ охраняемую, не осквернилъ обычными для женщинъ кровотеченіями, но, пройдя сверхъестественно, еще бол;е усугубилъ ея чистоту, освятивъ ее своимъ происхожденіемъ, и просв;тивъ Божественнымъ св;томъ благодати. Совершенно не нужно было никакого очищенія для Родившей безъ истл;нія Бога-Слова. Но дабы не нарушить законъ, а исполнить его, пришла очиститься всесовершенно чистая и не имущая никакого порока. Вм;ст; съ симъ исполненная смиренія, Она не гордилась Своею нетл;нною чистотою, но пришла, какъ-бы нечистая, встать вм;ст; съ нечистыми женами предъ дверьми храма Господня, — и требовать очищенія, не гнушаясь нечистыми и гр;шными. Принесла и жертву, но не какъ богатые, приносившіе непорочнаго однол;тняго агнца, а какъ б;дные, приносившіе двухъ горлицъ, или двухъ птенцовъ голубиныхъ, во всемъ проявляя смиреніе и любовь къ нищет;, и изб;гая гордыни богатыхъ. Ибо изъ золота, принесеннаго волхвами (Мат;. 2, 11), Она взяла немного, и то раздала нищимъ и убогимъ, удержавъ для Себя только самое необходимое на дорогу въ Египетъ. Купивъ упомянутыхъ двухъ птицъ, Она принесла ихъ, по закону, для жертвы, а вм;ст; съ ними принесла и Своего первороднаго Младенца. Вознесоста, — говоритъ Евангелистъ Лука, — (родители младенца Іисуса) во Іерусалимъ, поставити Его предъ Господемъ (Лук. 2, 22); т. е. возвратить Божіе Богу, ибо въ закон; Господнемъ написано, что всякъ младенецъ мужескаго пола, разверзающій ложесна, долженъ быть посвященъ Господу (Исх. 13, 2). Держа на рукахъ Своихъ Новорожденнаго, Святая Д;ва Марія преклонила кол;на предъ Господомъ и съ глубокимъ благогов;ніемъ, какъ драгоц;нный даръ, возносила и предавала Младенца Богу, говоря:


— «Се, Сынъ Твой, Прев;чный Отче, Котораго Ты послалъ воплотиться отъ меня для спасенія рода челов;ческагоі Ты Его родилъ прежде в;ковъ безъ Матери, а я по Твоему благоволенію, по исполненіи л;тъ, родила Его безъ мужа; вотъ плодъ чрева моего перворожденный, Духомъ Святымъ во мн; зачатый, и неизреченно, какъ Ты Одинъ в;даешь, отъ меня происшедшій: Онъ первенецъ мой, ран;е же всего Твой, Теб; соприсносущный и собезначальный, первенецъ Теб; Одному подобающій, ибо Онъ есть отъ Тебя сошедшій, не отступивъ отъ Твоего Божества. Пріими Первенца, съ Которымъ Ты в;ки сотворилъ (Евр. 1, 2), и съ Которымъ вм;ст; св;ту возсіять повел;лъ: пріими воплотившееся отъ меня Твое Слово, Которымъ Ты утвердилъ небо, основалъ землю, собралъ въ соединеніе воды: пріими отъ меня Твоего Сына, Котораго приношу Теб; на сіе великое, да о Немъ и о Мн; устроишь такъ, какъ Теб; угодно, и да искупишь родъ челов;ческій Его плотію и кровію, принятою отъ Меня».


Произнеся сіи слова, Она отдала Свое драгоц;нное Чадо въ руки архіерею, какъ нам;стнику Божію, какъ-бы отдавая Его Самому Богу. Посл; сего Она выкупила Его, какъ требовалъ законъ, установленною ц;ною, — пятью священными сиклями, число которыхъ какъ-бы предзнаменовало пять священныхъ язвъ на т;л; Христа, принятыхъ Имъ на крест;, которыми весь міръ былъ искупленъ отъ клятвы законной и отъ работы вражіей Алиса.


Въ то самое время, когда Матерь Божія принесла младенца Іисуса для исполненія надъ Нимъ, предписаннаго закономъ, обычая, въ храмъ пришелъ, руководимый Духомъ Святымъ, старецъ Симеонъ, челов;къ праведный и благочестивый, ожидавшій ут;хи Израилевой, им;вшей наступить съ пришествіемъ Мессіи. Онъ зналъ, что ожидаемый Мессія уже приближается, ибо скипетръ перешелъ отъ Іуды къ Ироду, и исполнялось пророчество праотца патріарха Іакова, предрекшаго, что не оскуд;етъ князь отъ Іуды, пока не пріидетъ ожиданіе народовъ, Христосъ Господь (Быт. 49, 10). Точно также окончились и Даніиловы седмины числомъ семьдесятъ, посл; чего, по пророчеству, должно быть пришествіе Мессіи (см. Дан. гл. 9). Вм;ст; съ т;мъ и самому святому Симеону Духомъ Святымъ было об;щано не вид;ть смерти, прежде ч;мъ онъ не увидитъ Христа Господня (Лук. 2, 26). Симеонъ, посмотр;въ на Пречистую Д;ву и на Младенца, бывшаго на Ея рукахъ, увид;лъ благодать Божію, окружающую Матерь съ Младенцемъ, и, ув;давъ отъ Святаго Духа, что Сей есть ожидаемый Мессія, посп;шно подошелъ и, принявъ Его съ неизреченною радостію и благогов;йнымъ страхомъ, воздавалъ Богу великое благодареніе. Онъ, уб;ленный с;динами, какъ лебедь передъ своею кончиною, восп;лъ пророческую п;снь:


— «Нын; отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, съ миромъ».


— «Не им;лъ я, — какъ бы такъ говорилъ онъ, — мира въ мысляхъ своихъ, вс; дни ожидая Тебя, и вс; дни пребывалъ въ печали, пока Ты пріидешь: нын; же, увид;въ Тебя, я получилъ миръ, и, освободившись отъ печали, отхожу отсюда съ радостною в;стію къ моимъ отцамъ: возв;щу о Твоемъ пришествіи въ міръ праотцу Адаму и Аврааму, Моисею и Давиду, Исаіи и прочимъ святымъ отцамъ и пророкамъ, неизреченную радость принесу я имъ, пребывающимъ досел; въ печали; къ нимъ и отпусти меня, дабы, оставивъ печаль, они возвеселились о Теб; — Избавител; своемъ. Отпусти меня раба Твоего, посл; многол;тнихъ трудовъ, успокоиться на лон; Авраамовомъ: очи мои уже вид;ли Спасеніе Твое, уготованное для вс;хъ людей, очи мои вид;ли Св;тъ, уготованный для разс;янія тьмы, для просв;щенія народовъ, для откровенія имъ нев;домыхъ Божественныхъ Таинъ, — Св;тъ, возсіявшій для прославленія людей Твоихъ Израиля, Который Ты об;щалъ чрезъ пророка Исаію, сказавъ: дахъ въ Сіон; спасеніе Израилю въ прославленіе (Ис. 46, 13).


Іосифъ и Пречистая Д;ва, слыша все сказанное Симеономъ о Младенц;, удивлялись; притомъ они вид;ли, что Симеонъ говоритъ къ младенцу, не какъ къ младенцу, но какъ къ «Ветхому денми» и молясь обращается къ Нему не какъ къ челов;ку, а какъ къ Богу, им;ющему власть жизни и смерти и могущему тотчасъ отпустить старца къ иной жизни, или удержать въ настоящей. Симеонъ обратился съ благословеніемъ и къ нимъ, восхваляя и величая пренепорочную Матерь, родившую въ міръ Бога и челов;ка, и ублажая мнимаго отца святаго Іосифа, сподобившагося быть служителемъ такому таинству. Потомъ, обратившись къ Маріи, Матери Его, а не къ Іосифу — ибо онъ прозр;валъ въ Ней очами своими безмужную Матерь, — Симеонъ произнесъ:


— «Сей послужитъ на паденіе и возстаніе многимъ во Израил;: на паденіе т;мъ, которые не пожелаютъ в;ровать словамъ Его, на возстаніе же т;мъ, которые съ любовію примутъ святую пропов;дь Его, — на паденіе книжникамъ и фарисеямъ, осл;пленнымъ злобою, на возстаніе простымъ рыбарямъ и людямъ немудрымъ. Онъ изберетъ не мудрыхъ, мудрыхъ же в;ка сего посрамитъ, — на паденіе ветхозав;тнаго іудейскаго соборища, и на возстаніе благодатной Церкви Божіей. Сей послужитъ знаменемъ для пререканій Нэт, ибо великій раздоръ произойдетъ въ людяхъ изъ-за Него: одни назовутъ Его благимъ, другіе же скажутъ, что онъ обманываетъ людей; и положатъ Его, — по слову пророка Іереміи, — яко знаменіе на стр;ляніе (Плач. 3, 12), пов;сивъ на крестномъ древ;, уязвивъ какъ стр;лами, гвоздями и копьемъ. Въ то время, безмужная Матерь, — продолжалъ старецъ, — душу Твою пройдетъ оружіе печали и сердечной боли, когда увидишь пригвожденнымъ ко кресту Сына Своего, когда Ты съ великою болью въ сердц; и рыданіями будешь провожать изъ міра сего Того, Кого въ міръ Ты родила безъ бол;зни».


Зд;сь же въ храм; была и Анна-пророчица, дочь Фануилова, изъ кол;на Ассирова. Она была вдова, уже сильно состар;вшаяся, — ей было восемьдесятъ четыре года; — она семь л;тъ только прожила со своимъ мужемъ и, овдов;въ, проводила Богоугодную жизнь, не отходя отъ храма, но въ пост; и молитв; служа Богу день и ночь. Придя въ тотъ часъ въ храмъ, Анна много пророчествовала о принесенномъ въ храмъ Господень Младенц;, ко вс;мъ ожидавшимъ избавленія въ Іерусалим; Станислав Козлов.


Слыша и видя все сіе, книжники и фарисеи распалялись въ сердцахъ своихъ, и негодовали на Симеона и Анну за ихъ свид;тельства объ Отрок;. Они не умолчали, но обо всемъ случившемся и сказанномъ въ храм; изв;стили Ирода царя Лиса. Тотчасъ онъ послалъ воиновъ съ приказаніемъ отыскать Божественнаго младенца Христа-Господа и убить Его; но они не нашли уже Его: по повел;нію, данному Іосифу во сн;, Онъ обр;тался въ Египт;. Святый Іосифъ съ Пречистою Богородицею, исполнивъ въ храм; все требуемое закономъ, не возвращались въ Ви;леемъ, а пошли въ Галилею, въ свой городъ Назаретъ (Лук. 2, 39) Фотина, а оттуда быстро скрылись въ Египетъ (Мат;. 2, 13-14). Отрокъ же возрасталъ, и укр;плялся духомъ, исполняясь премудрости, и благодать Божія пребывала на Немъ (Лук. 2, 40).


Празднованіе Ср;тенія Господня установлено въ царствованіе Юстиніана Вещий Протей; ран;е же, хотя Ср;теніе Господне и воспоминалось въ Церкви Тата, но торжественно не праздновалось. Благочестивый же царь Юстиніанъ установилъ праздновать сей праздникъ, какъ Господскій и Богородичный, на ряду съ другими великими праздниками. Побужденіемъ къ установленію сего праздника были особенныя обстоятельства. Въ царствованіе Юстиніана въ Византіи и окрестностяхъ ея, въ теченіе трехъ м;сяцевъ, начиная съ посл;днихъ чиселъ октября м;сяца, былъ сильный моръ, такъ что сначала умирало по пяти тысячъ челов;къ въ день, а потомъ по десяти тысячъ; т;ла даже богатыхъ и высокопоставленныхъ людей оставались безъ погребенія, ибо слуги и рабы вс; вымерли и не кому было погребать самихъ господъ. А въ Антіохіи Гоблин къ моровой язв;, за гр;хи людей, присоединилась и другая казнь Божія — страшное землетрясеніе, отъ котораго попадали вс; большіе дома и высокія зданія и храмы, и погибло много народа подъ ихъ ст;нами; въ числ; погибшихъ былъ Евфрасій, епископъ Антіохійскій Клио, задавленный до смерти при паденіи храма. Въ это страшное и погибельное время одному благочестивому челов;ку было откровеніе, чтобы установлено было торжественное празднованіе «;папанти» Наталья Мамченко, т. е. Ср;тенію Господню, какъ и прочимъ Господскимъ и Богородичнымъ великимъ праздникамъ. И вотъ, при наступленіи дня Ср;тенія Господня, февраля втораго числа, когда начали праздновать со всенощнымъ бд;ніемъ и исхожденіемъ съ крестами Даша, смертоносная язва, моръ и землетрясеніе тотчасъ прекратились, по милосердію Божію и по молитвамъ Пречистыя Богородицы. Ей съ родившимся отъ Нея Христомъ Богомъ да будетъ честь, слава, поклоненіе и благодареніе во в;ки. Аминь.


Прим;чанія:
Лейт По сил; этого закона въ память того, что въ ночь предъ исходомъ евреевъ изъ Египта Ангелъ-Погубитель истребилъ вс;хъ первенцевъ египетскихъ, вс; первенцы еврейскіе должны были быть посвящены въ особенное служеніе Богу, т. е. для служенія при святилищ;. Когда же впосл;дствіи для сего избрано было одно только кол;но Левіино, то за первородныхъ назначенъ былъ выкупъ въ пять сиклей серебра.
Мальвина Священный сикль составляетъ на наши деньги около 50 коп;екъ серебромъ (по курсу 1913 года).
Алиса По сказанію святаго Димитрія Ростовскаго, святые отцы добавляютъ, что святый пророкъ Захарія, родитель Предтечи, пришедшую во храмъ для очищенія Пречистую Д;ву съ Младенцемъ поставилъ не на м;ст; женъ, приходящихъ для очищенія, а на м;ст; д;вицъ, на которомъ женамъ, им;ющимъ мужей, становиться не позволялось. И когда книжники и фарисеи, при вид; сего, начали выражать негодованіе, Захарія, ставъ предъ ними, возв;стилъ, что сія Матерь и по рождеств; есть Д;ва чистая. Когда же они не пов;рили сему, Захарія сказалъ, что челов;ческое естество, какъ и всякое созданіе, должно служить Создателю своему, и въ Его всесильныхъ рукахъ находится устроеніе Своей твари, какъ угодно Его изволенію, — а равно — и устроеніе того, чтобы Д;ва родила, и по рождеств; пребыла Д;вою: «по сему и я сію Матерь не устранилъ — сказалъ онъ, — съ м;ста, назначеннаго для д;вицъ, потому что Она превыше вс;хъ д;въ».
Подъ образомъ ветхаго денми, т. е. глубокаго старца, вид;лъ Бога пророкъ Даніилъ (Дан. 7, 9-13). Въ Священномъ Писаніи старость иногда служитъ символомъ в;чности Божіей.
Нэт Въ предметъ пререканія, въ спорное знамя, — образъ взятъ отъ военнаго знамени во время битвы, которое одна сторона старается отбить, а другая защитить. Господь сталъ знаменемъ пререканія въ томъ же смысл;, что одни — нев;рующіе — силились уничтожить Его (чего и мнили достигнуть распятіемъ Сына Божія), другіе же — в;рующіе — стояли и стоятъ подъ этимъ знаменемъ и за него ратуютъ.
Станислав Козлов Изъ этого видно, что въ Іерусалим; въ то время было довольно людей, которые жили надеждою на скорое явленіе Об;тованнаго Мессіи, истинныхъ израильтянъ, которые, безъ сомн;нія, возрадовались радостію великою, услышавъ объ исполненіи ихъ ожиданій и молитвъ.
Лиса Иродъ, называемый въ исторіи Великимъ, сынъ Антипатра, царя іудеевъ, сначала былъ правителемъ Галилеи, но при первомъ римскомъ император; Октавіи Август;, въ 40 г. до Р. Хр., получилъ титулъ іудейскаго царя и управлялъ всей Іудеей, которая тогда была подчинена Римскому государству.
Фотина Ви;леемъ — маленькій городъ, недалеко отъ Іерусалима, по направленію къ югу, а отъ Назарета, галилейскаго города, Ви;леемъ находится на разстояніи дней трехъ пути или немного бол;е.
Вещий Протей Императоръ Юстиніанъ Великій царствовалъ съ 527 до 565 года. Указъ о торжественномъ празднованіи Ср;тенія Господня по всей имперіи изданъ былъ имъ въ 542 году.
Тата На этотъ праздникъ есть указанія въ сочиненіяхъ отцовъ Церкви III, IV и V в;ковъ.
Гоблин Зд;сь разум;ется Антіохія Сирійская — одинъ изъ древн;йшихъ и богатыхъ городовъ Сиріи, столичный ея городъ; лежитъ при р. Оронт;, верстахъ въ 10-ти отъ впаденія ея въ Средиземное море. Для христіанской церкви Антіохія им;етъ особенную важность, какъ второе посл; Іерусалима великое средоточіе христіанства, и какъ мать христіанскихъ церквей изъ язычниковъ. Въ настоящее время Антіохія представляетъ собою небольшой и б;дный городокъ, въ которомъ насчитывается до 10-ти тысячъ жителей.
Клио Евфрасій былъ епископомъ Антіохійскимъ отъ 523 до 527 г.
Наталья Мамченко ;;;;;;;; — съ греч. и значитъ ср;теніе, встр;ча.
Даша Въ память прекращенія язвы, бывшей въ Константинопол;, и страшнаго землетрясенія въ Антіохіи, въ н;которыхъ м;стахъ принято Церковію исходить съ литіею предъ Литургіею вн; обителей и во время этого крестнаго хода восп;вать стихиры праздника и канонъ, по обычаю; а по возвращеніи во храмъ совершать Литургію.


Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными прим;чаніями и изображеніями святыхъ. Книга шестая: М;сяцъ Февраль. — М.: Синодальная Типографія, 1905. — С. 20-29.



Другие статьи в литературном дневнике: