Новосвщмуч. Владимир, Митроп. Киевский и Галичский

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

СВЯТЫЕ НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВ;ДНИКИ РОССІЙСКІЕ


Высокопреосвященный Митрополитъ Кіевскій Владиміръ.
(Некрологъ).


Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание, с прибавлениями. 1918. Первое полугодие. Пг., 1918


Изъ достов;рнаго источника изъ Кіева получено изв;стіе о мученической кончин; митрополита Владиміра.


Въ ночь на 26-е января въ Кіево-Печерскую Лавру, занятую предъ т;мъ украинскими войсками (Лавра находится въ район; кр;пости, потому лаврское начальство безсильно было не допустить этого), проникли большевистскіе отряды. Вскор; посл; этого неизв;стные люди направились въ покои митрополита, узнавъ, что онъ — хозяинъ лавры. Произведя обыскъ и отобравъ 100 руб. денегъ, потому что больше у почившаго владыки ихъ не было, они повели его на допросъ къ коменданту, но, очевидно, по дорог; р;шили съ намъ покончить и привели этотъ безумный умыселъ въ исполненіе. Т;ло мученика-святителя найдено на другой или на третій день. На немъ оказалось дв; огнестр;льныхъ смертельныхъ раны и три колотыхъ.


3-го февраля на Священномъ Собор; получена была эта ужасная в;сть, подтвердившая ходившіе наканун; слухи и печатное сообщеніе въ «Русскихъ В;домостяхъ», которымъ не хот;лось в;рить. Тотчасъ же по полученіи изв;стія Свят;йшймъ патріархомъ Тихономъ была совершена панихида во Владимірскомъ храм; Епархіальнаго Дома, къ которому примыкаетъ залъ соборныхъ зас;даній. Этотъ храмъ, какъ и весь Епархіальный Домъ, построенъ убіеннымъ мученикомъ, митрополитомъ Владиміромъ и потому зд;сь особенно выразительно звучала ему, какъ храмоздателю, «в;чная память».



Одною изъ посл;днихъ книгъ высокопреосвященнаго Владиміра была книга о Колизе;, о римскомъ Колизе;, обагренномъ святою кровью христіанскихъ мучениковъ. Нын; Господь судилъ и ему в;нчаться подобнымъ в;нцомъ мужественнаго воина Христова, терновымъ в;нцомъ страданій и мученической кончины. Въ то время, какъ въ губерніяхъ Малороссіи назр;ваетъ и углубляется нездоровое сепаратистическое теченіе и въ церковномъ отношеніи, въ это самое время великая русская Церковь даетъ Украин; драгоц;нн;йшій даръ — мученическую кровь и страдальческій подвигъ ревностн;йшаго архапастыря, убіеннаго митрополита Владимира, свид;тельствуя т;мъ, что не можетъ быть разд;леній тамъ, гд; надвигается одна опасность, гд; подымается одна волна гоненій и насилій противъ Церкви. Кровь стрададьцевъ за в;ру, пролитая на улицахъ Петрограда, Москвы, Ярославля, Тулы, Харькова, Кіева, эта невинная кровь, которая вопіетъ отъ земли къ небу, связываетъ всю русскую православную Церковь во-едино для ревностнаго стоянія за Христа и Церковь, за величайшія святыни религіознаго упованія, народнаго духа, общественнаго и государственнаго строительства.


Несмотря на то, что со дня убіенія высокопреосвященнаго Владиміра прошло уже дв; нед;ли, все еще остаются неизв;стными обстоятельства его мученической кончины. Страна исполнена ужасовъ братоубійственной войны, нечелов;ческой жесткости, тяжкихъ преступленій, страшнаго безумія, — исполнена въ такой м;р;, что в;сть о новомъ тягчайшемъ злод;яніи лишь медленно расходится по обширному лицу Русской земли. Достов;рно изв;стно только, что въ ночь на 26-ое января Владыку Митрополита увели изъ его покоевъ въ Кіево-Печерской Лавр;, а на другой или третій день нашли его у ограды лавры убитымъ, съ н;сколькими огнестр;льными и колотыми ранами, разд;тымъ. Страшная, окаянная ночь! Ужасно преступленіе, жертвой котораго палъ пастырь, всю жизнь отдавшій на служеніе Церкви и православному народу.


Высокопреосвященный Владиміръ, въ мір; Василій Никифоровичъ Богоявленскій, родился 2 января 1848 года въ семь; священнина с. Малой Моршанки, Моршанскаго у;зда, Тамбовской губерніи; образованіе получилъ въ Тамбовской духовной семинаріи, а зат;мъ въ Кіевской духовной академіи, по окончаніи которой въ 1874 г. былъ назначенъ преподавателемъ въ родную семинарію сначала гомилетики, а потомъ Священнаго Писанія. Въ 1882 г. онъ оставилъ службу при семинаріи, 31-го января былъ рукоположенъ во священника къ Покровской соборной города Козлова, Тамбовской губерніи, церкви, и весь отдался пастырской д;ятельности, не ограничивая ее пред;лами одного только своего прихода, но и исполняя обязанности депутата на епархіальныхъ съ;здахъ и благочиннаго Козловскихъ градскихъ церквей. Тяжкая бол;знь свела въ могилу его жену, и семейное горе побудило молодого священника вступить на новый путь служенія Церкви и народу. 8 февраля 1886 года онъ былъ постриженъ въ монашество въ Тамбовскомъ Казанскомъ собор; и возведенъ въ санъ архимандрита. Въ этомъ сан; онъ стоялъ во глав; сначала Козловскаго Троицкаго, а зат;мъ Новгородскаго Антоніева монастырей. 21 мая 1888 г. архиманаритъ Владиміръ получилъ назначеніе на ка;едру епископа Старорусскаго, викарія Новгородской епархіи, и 13 іюня хиротонисанъ въ епископа митрополитомъ Исидоромъ, въ Петроград;, въ Александро-Невской лавр;. 19-го января 1891 г. Владыка, былъ назначенъ на самостоятельную Самарскую ка;едру, 18-го октября 1892 г. — экзархомъ Грузіи съ званіемъ члена Св. С;нода, 21 февраля 1898 г. — митрополитомъ Московскимъ, 23 ноября 1912 г. — митрополитомъ Петроградсквмъ, ноября 1915 г. — митрополитомъ Кіевскимъ.


Зд;сь, въ древнемъ Кіев;, купели русскаго народа, закончилъ свою странническую жизнь святитель, для котораго такъ близки были слова Писанія: «не имамы зд; пребывающаго града, но грядущаго взыскуемъ», который съ дерзновеніемъ могъ повторить слова святого апостола: «Я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнію, только бы съ радостью совершить поприще свое и служеніе, которое я принялъ отъ Господа».


Прощаясь съ Московской паствой, растроганный до слезъ многочисленными безхитростными простыми выраженіями ея искренней любви къ нему, высокопреосвященный Владиміръ сказалъ: «Въ настоящее время я чувствую истинную радость, но не потому, что эти прив;тствія льстятъ моему самолюбію, исконному врагу нашего спасенія, — свид;тельствую это моей архіерейской сов;стью, радуюсь потому, что изъ вашей любви — я усматриваю вашу любовь къ Пастыреначальнику. Онъ — наша жизнь, Онъ — задача нашей жизни, Онъ — альфа и омега». Въ этихъ прощальныхъ словахъ, въ этомъ зав;т; Московской паств; выразилась вся душа пастыря, радость котораго есть радость о паств; во Христ;, народнаго пастыря въ дух; и сил; о. Іоанна Кронштадтскаго, память котораго такъ благогов;йно чтилъ высокопреосвященный Владиміръ.


Козловъ, Новгородъ, Самара, Грузія, Москва, Петроградъ, Кіевъ — это посл;довательные этапы многотруднаго служенія Митрополита Владиміра, и на вс;хъ этихъ путяхъ своего служенія убіенный святитель выше всего, прежде всего ставилъ — сохранить народъ въ оград; Церкви, оберечь его отъ вліяній сектантской и соціалистической пропаганды, освободить его отъ страшнаго в;кового недуга пьянства, дать ему св;тъ истиннаго христіанскаго знанія. «Вы, можетъ быть, скажете, говорилъ высокопреосвященный Владиміръ воспитанникамъ Московской семинаріи, что хл;бъ церковный въ наше время сталъ черствъ; иногда, молъ, это бываетъ та сухая корка, которая не поддается и молодымъ зубамъ. Но нужно прежде всего думать не о томъ, что взять отъ народа, но о томъ, что мы сами можемъ дать ему. Народъ нашъ б;денъ, его жизнь разъ;дается еще страшнымъ недугомъ пьянства; часто блуждаетъ онъ въ дебряхъ раскола и сектантства. И нужно прежде всего приложить вс; усилія къ тому, чтобы поднять народъ, отрезвить его, внести въ его среду св;тъ истиннаго христіанскаго ученія». Зд;сь дана программа пастырской д;ятельности, которую почившій святитель осуществлялъ прежде всего самъ, и ч;мъ выше становилось его служеніе, т;мъ выше становилось и осуществленіе этой программы.


Въ Козлов; Владыка Митрополитъ обращаетъ особое вниманіе на вн;богослужебныя бес;ды, какъ на одно изъ лучшихъ средствъ духовнаго просв;щенія прихожанъ. Въ Новгород; онъ заботится о развитіи церковнаго учительства, всем;рно привлекая къ нему новгородское духовенство и первый подавая прим;ръ своими бес;дами въ древнемъ Софійскомъ собор;.


Въ Самар; онъ организуетъ вн;богослужебныя собес;дованія по различнымъ церквамъ, основываетъ въ ц;ляхъ распространенія духовнаго просв;щенія среди народа Алексіевское религіозно-просв;тительное братство, открываетъ въ зданіи городской думы безплатныя вечернія чтенія религіознаго содержанія, много заботится о благол;піи церковнаго богослуженія. Во время голода и холеры, постигшихъ Самарскую губернію именно въ годы служенія зд;сь высокопреосвященнаго Владиміра, раскрылась во всей полнот; его пастырская ревность, неутомимая энергія и безконечная преданность своему долгу, непоколебимая и предъ опасностью смерти. Для борьбы съ голодомъ онъ организуетъ епархіальный и у;здный комитеты, открываетъ при вс;хъ монастыряхъ и состоятельныхъ церквахъ столовыя и чайныя для б;дняковъ, при школахъ безплатную раздачу пищи вс;мъ ученикамъ и ученицамъ и въ многочисленныхъ печатныхъ воззваніяхъ и поученіяхъ онъ призываетъ вс;хъ придти на помощь голодающимъ. Въ Петроградъ онъ шлетъ чрезъ сенатора Кони кусокъ голоднаго хл;ба, какимъ питались въ Самар;, и этотъ кусокъ хл;ба раскрылъ центральной власти, что не о неурожа; нужно говорить, но о настоящемъ голод;, что б;дствіе приняло ужасающіе разм;ры и что для борьбы съ нимъ нужны чрезвычайныя и р;шительныя м;ры. Во время холеры, уносившей тысячи жертвъ, вызвавшей панику, когда народъ въ ужас; оставлялъ больницы безъ присмотра, умершихъ безъ погребенія, когда народъ избивалъ врачей и санитаровъ, заподозривая ихъ въ распространеніи эпидеміи, владыка устраивалъ общественныя молебствія, обращался къ многочисленнымъ собраніямъ своей паствы со словами ут;шенія и ободренія, самъ служилъ паннихиды по умершимъ отъ холеры и отп;валъ ихъ на холерномъ кладбищ;.


На Кавказ;, этомъ постоянномъ очаг; общественныхъ нестроеній и церковныхъ раздоровъ, высокопреосвященный Владиміръ остается т;мъ же служителемъ мира и любви, какимъ онъ явилъ себя и на св;щниц; церкви Самарской, и, прощаясь съ грузинской паствою, говоритъ ей: «За все время пребыванія у васъ жизнь моя текла ровно, спокойно, безмятежно. По крайней м;р;, я не могу припомнить ни одной ссоры, ни одного столкловенія, такъ что во все это время ни разу не заходило солнце во гн;в; моемъ».


Народный характеръ пастырскаго служенія высокопреосвященнаго Владиміра особенно ярко обнаружился за время его д;ятельности въ Москв;. Зд;сь, въ центр; церковной жизни всей Россіи, подъ с;нью московскихъ святынь, въ теченіе почти пятнадцати л;тъ почившій святитель ярко гор;лъ пламенемъ Христовой любви, согр;вая этимъ пламенемъ не только свою паству, но и далекую Сибирь и всю Россію. Епархіальный домъ въ Москв;, созданный по иде; и трудами Владыки Митрополита, конкретно выражаетъ, какъ широко понималъ онъ задачи своего служенія. Онъ радовался радостью нескрываемою, когда вид;лъ, что епархіальный домъ обратился въ духовный улей, въ которомъ, какъ трудолюбивыя пчелы, съ утра до вечера работали различныя просв;тительныя, миссіонерскія и благотворительныя учрежденія. Онъ радовался, что ни одного уголка въ немъ не оставалось не использованнаго. Зд;сь совершались вечерни съ общимъ народнымъ п;ніемъ, устраивались бес;ды религіозно-нравственнаго содержанія съ безплатной раздачей брошюръ, богословскія чтенія, чтенія для фабрично-заводскихъ рабочихъ, разныя лекціи, духовные концерты, чтенія и сп;вки хора рабочихъ; зд;сь происходили собранія различныхъ епархіальныхъ обществъ и учрежденій. Зд;сь нашли себ; пріютъ редакціи духовныхъ журналовъ, Кирилло-Ме;одіевское братство съ епархіальнымъ училищнымъ сов;томъ, книжный магазинъ и складъ изданій отд;ла распространенія духовно-нравственныхъ книгъ, православное миссіонерское общество, попечительство о б;дныхъ духовнаго званія и т. д.


Въ этомъ разнообразіи нуждъ, обслуживаемыхъ епархіальнымъ домомъ, отразилась, какъ въ зеркал;, разносторонность архипастырскаго служенія высокопреосвященнаго Владиміра, какъ раскрылась она особенно въ московскій періодъ его д;ятельности. Она направлена была въ сторону созиданія прочныхъ, устойчивыхъ организацій, просв;тительныхъ и благотворительныхъ, какъ изъ среды пастырей, такъ и мірянъ, — организацій которыя могли бы вести планом;рную и неуклонную работу въ направленіи посл;довательной христіанской жизни.


Семья и школа, заводъ и фабрика, вс; эти и другія отрасли общественной и государственной жизни должны были впитатъ въ себя, какъ основной доминирующій тонъ ихъ д;ятельности, духъ Христова ученія чрезъ Церковь, пастырей и в;рующій народъ, и въ подвижническомъ служеніи этой ц;ли высокопреосвященный Владиміръ никогда не щадилъ ни силъ, ни здоровья, но постоянно стоялъ на страж;, готовый къ подвигу и борьб;, какъ в;рный воинъ Христовъ. Онъ заботился о поднятіи образовательнаго уровня пастырей и клириковъ, создавалъ многочисленные кадры народныхъ миссіонеровъ, организовалъ богословскіе курсы для женщинъ, вдохновлялъ трезвенниковъ въ ихъ работ;, устроилъ курсы для подготовки пастырей въ далекую Сибирь, велъ борьбу съ надвигающейся заразой безбожнаго соціализма, опасность котораго для Россіи всегда была ясна ему, — и на вс;хъ этихъ путяхъ своей д;ятельности явилъ себя пастыремъ мира и любви, непоколебимой стойкости, кристальной честности, безконечной преданности Христу и Церкви.


Петроградскій періодъ служенія высокопреосвященнаго Владиміра отм;ченъ упорной борьбой его противъ алкоголизма, организаціей церковныхъ силъ для огражденія народа отъ этой язвы, которая все шире и шире расползалась и въ;далась въ т;ло народное, неся съ собой нищету и вырожденіе. Подобно московскому, онъ отм;ченъ также и собираніемъ церковныхъ силъ для борьбы съ сектантствомъ, которое увлекало однихъ, и соціализмомъ, который увлекалъ другихъ. Онъ отм;ченъ напряженнымъ трудомъ его въ ц;ляхъ развитія церковнаго учительства, — того д;ла, для котораго онъ неустанно трудился съ перваго и до посл;дняго дня своего служенія предъ Престоломъ Господа, не только устно, но и литературными трудами, откликаясь въ посл;днихъ на язвы и раны какъ церковной, такъ и общественной жизни, идя навстр;чу запросамъ души и взрослыхъ, и д;тей.


3-9 декабря 1912 года, конецъ ноября 1915 года, дни прощанія митрополита Владиміра съ московскою и петроградскою паствою, были для него днями и печали при разставаніи съ близкими, а вм;ст; и духовной радости, когда подводились итоги его ревностнаго служенія, когда сама нива Христова, на которой трудился святитель, свид;тельствовала неложно о величіи его труда и подвига. Любовь народа къ своему архипастырю, гор;вшая до того времени тихимъ и ровнымъ св;томъ лампады, въ эти дни вспыхивала яркимъ пламенемъ, при св;т; котораго такъ отчетливо, такъ явственно выступала, обрисовывалась д;ятельность Владыки.


Преступною рукою въ тягчайшую годину, какую только знала наша исторія, прервана нить жизни святителя, подвижнически трудившагося на нив; Православной Русской Церкви и мученическимъ в;нцомъ ув;нчавшаго этотъ свой жизненный подвигъ. Но Церковь благогов;йно сохранитъ благодарную молитвенную память объ архипастыр;, который на высокой чред; своего служенія безразд;льно отдавался служенію в;рующему народу, мужественно ведя его отъ в;кового недуга пьянства, отъ бол;зненныхъ уклоновъ въ расколъ и сектантство, отъ гибельныхъ, какъ особенно показываетъ это наша настоящая д;йствительность, соціалистическихъ утопій къ немерцающему св;ту Воскресенія Христова.


Источникъ: Высокопреосвященный Митрополитъ Кіевскій Владиміръ. // Прибавленія къ Церковнымъ в;домостямъ, изданіе Православной Русской Церкви. Ежен;дельное изданіе. № 5. — 7(20) февраля 1918 года. — Пг.: Типографія М. П. Фроловой (влад. А. Э. Коллинсъ), 1918. — С. 179-183.




Другие статьи в литературном дневнике: