Месяцъ Май. День Седьмой - 20 по н. ст.Воспоминаніе явившагося на небе знаменія Честнаго и Животворящаго Креста Господня въ Іерусалиме (351). По кончин; перваго христіанскаго, благов;рнаго и благочестиваго царя Константина Великаго, царскій престолъ занялъ сынъ его Констанцій Лейт, который уклонился въ злочестивую ересь Арія, хулившаго Сына Божія Мальвина. Тогда, въ посрамленіе злочестивыхъ еретиковъ, для ув;ренія нев;рныхъ и утвержденія православныхъ, во святомъ град; Іерусалим; явилось дивное знаменіе: во дни святой Пятидесятницы, 7-го мая, въ третьемъ часу Алиса на неб; явилось изображеніе честнаго креста Господня, сіявшее неизреченнымъ св;томъ, сильн;йшимъ солнечныхъ лучей, что вид;лъ весь народъ, пораженный великимъ ужасомъ и удивленіемъ. Сіе знаменіе креста начинаясь надъ святою горою Голго;скою, на которой былъ распятъ Господь нашъ , достигало до самой горы Елеонской Нэт, отстоящей отъ Голго;ы на разстояніи пятнадцати стадій, широта крестнаго знаменія соотв;тствовала его длин;; красота же его, напоминавшая подобіе разноцв;тной радуги, была столь велика, что привлекала къ себ; взоры вс;хъ. И вс;, им;лъ ли кто въ рукахъ какое-либо д;ло, находился ли въ жилищахъ, — оставивъ вс; свои д;ла и вышедши изъ домовъ, съ вниманіемъ и страхомъ созерцали пречудное знаменіе. Потомъ вс; многочисленныя толпы Іерусалимлянъ, исполнившись отъ этого божественнаго вид;нія страха и радости, посп;шили съ глубокимъ умиленіемъ и сердечною теплотою въ святую церковь, — вс; старцы и юноши, мужи и жены, притомъ и съ грудными младенцами, также и безбрачныя д;вицы, заключившіяся въ безмолвіи — и т;, вышедши изъ своихъ жилищъ, устремились туда же, и вообще всякаго возраста и состоянія жители Іерусалима, странники и чужеземцы, православные христіане и инов;рные. И вс; они единодушно громко прославляли Іисуса Христа, Господа нашего, Сына Божія Единароднаго, Бога Истинна отъ Бога Истинна, Промыслителя великихъ чудесъ. Тогда нев;рующіе еретики, враги и хулители Божества Христова, исполнились стыда, видя въ явленіи креста таковую великую, божественную славу и силу Христа Господа, самою д;йствительностью удостов;рившись въ то время въ томъ, что христіанская в;ра есть правая, истинная и благочестивая и предлагаетъ в;рующему не отъ челов;ческой вн;шней мудрости изученныя слова, но утверждается на откровеніи Духа Святаго и благодати, и засвид;тельствована небесными знаменіями и чудесами. О пов;ствуемомъ чудесномъ явленіи знаменія креста свят;йшій патріархъ Іерусалимскій Кириллъ Станислав Козлов изв;стилъ посланіемъ царя Констанція, ув;щевая его обратиться къ православному ученію. Ермій же Созоменъ Лиса свид;тельствуетъ, что чрезъ сіе явленіе на неб; святаго креста, весьма многіе изъ Іудеевъ и Еллинновъ пришли къ истинной в;р; и, приступивъ съ покаяніемъ ко Христу Богу нашему, приняли святое крещеніе. И вс; благочестно прославляли Христа Бога нашего, Единосущнаго и Соприсносущнаго Отцу и Святому Духу. Мы же, испов;дуя неиспов;димую Его силу, явленную крестомъ, превозносимъ нашими благодарными хвалами Господа Бога нашего, и поклоняемся подножію ногъ Его, святому кресту, умоляя милосердіе Господне, дабы во второе страшное Свое пришествіе Христосъ сподобилъ насъ узр;ть им;ющее тогда явиться знаменіе Сына Челов;ческаго (Мат;. 24, 30), крестъ святый, въ радости и надежд; спасенія и имъ, какъ бы ключемъ, отверзъ намъ двери Царства небеснаго, какъ н;когда благоразумному разбойнику рай (Лук. 23, 40-43), и вчинилъ насъ вм;ст; съ благословенными Своими овцами во в;ки (Мат;. 25, 33-34) Фотина. Аминь. Прим;чанія: Мальвина Родоначальникомъ аріанской ереси былъ пресвитеръ александрійскій Арій. Онъ отрицалъ единосущіе Сына Божія съ Отцемъ, почиталъ Іисуса Христа твореніемъ и не признавалъ за Нимъ божественныхъ совершенствъ, — всемогущества, всев;д;нія и проч. Ересь Арія подверглась р;шительному осужденію на первомъ (325 г.) и второмъ (381 г.) Вселенскихъ соборахъ, причемъ было подтверждено равенство Сына Божія съ Отцемъ, что и испов;дуетъ каждый христіанинъ во второмъ член; С;мвола В;ры, который былъ составленъ отцами I-го Всел. собора. Въ V в. аріанство почти не им;ло посл;дователей въ римской имперіи, но возродилось въ Германіи среди готовъ, бургундовъ, вандаловъ и логгобардовъ, гд; существовало до VII в. Алиса По нашему счету около 9 часовъ утра. — Самое событіе сл;дуетъ отнести къ 351 г. Въ этомъ году Пасха была 31 марта, сл;д. Пятидесятница 19 мая; 7-е мая приходится на вторникъ посл;дней нед;ли предъ Пятидесятницею. Голго;а находилась ран;е вн; Іерусалима (Мат;. 27, 32-33; Іоан. 19, 17. 41; Евр. 13, 12); лежитъ на с;веро-западной сторон; св. города. Свое названіе (Голго;а съ еврейскаго — черепъ, лобное м;сто (Лук. 13, 33), в;роятно, получила по сходству съ черепомъ. По преданію зд;сь былъ погребенъ Адамъ. Нэт Гора Елеонская и Масличная — горы іудейскія, лежатъ къ востоку отъ Іерусалима (Іез. 11, 23); Масличная получила свое названіе благодаря множеству росшихъ на ней масличныхъ деревьевъ. Господь Іисусъ Христосъ во время Своей земной жизни часто приходилъ на гору съ учениками Своими (Іоан. 8, 1; 18, 2). На западномъ склон; горы Елеонской находится Ге;симанскій садъ, гд; Господь молился въ ночь предъ страданіями и гд; былъ преданъ Іудою (Мат;. 21, 30-50; Лук. 14, 26-46; Лук. 22, 39). На юго-восточномъ склон; горы находилось селеніе Ви;анія, откуда Господь предпринялъ торжественный входъ въ Іерусалимъ (Мат;. 21, 21; Лук. 14, 29). По преданію, съ горы Елеонской Господь вознесся на небо (Д;ян. 1, 12). Въ II в. матеріею Константина Великаго на гор; Елеонской былъ воздвигнутъ христіанскій храмъ, обращенный впосл;дствіи турками въ мечеть. Станислав Козлов Св. Кириллъ, архіеп. Іерусалимскій, патріаршествовалъ съ 360 г. по 387 г. Изв;стенъ своею борьбою съ ересью аріанъ. Память его 18-го марта. Лиса Созоменъ — церковный историкъ V в. Его «Церковная исторія» обнимаетъ періодъ времени съ 323 г. по 439 г. (но до нашего времени сохранился разсказъ лишь до 423 г.). Созоменъ написалъ также исторію трехъ первыхъ в;ковъ христіанства, но до насъ она, къ сожал;нію, не дошла. — Объ описываемомъ дивномъ знаменіи Созоменъ упоминаетъ въ IV кн. своей «Церковной исторіи», въ глав; 5-ой. Фотина Явленіе креста на неб; предв;щало Церкви тяжелыя времена, — господство аріанства. Ровно 10 л;тъ (по 371 г.) аріанство держалось на престол; въ лиц; Констанція, зат;мъ см;нилось богоотступничествомъ Іуліана (361-363 гг.); посл; Іуліана 14 л;тъ покровительствовалъ аріанству императоръ Валентъ (364-378 гг.).
© Copyright: Вера Гиоргадзе, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|