С Торжеством Богоявления!

Вера Гиоргадзе: литературный дневник

Крещеніе Господне


Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьихъ-миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями. Книга пятая, часть первая: Месяц Январь. М., 1904


Господь нашъ Іисусъ Христосъ, по возвращеніи Своемъ изъ Египта, пребывалъ въ Галиле;, въ город; своемъ Назарет;, гд; былъ воспитанъ, сокрывая отъ людей силу Своего Божества и премудрость до тридцатил;тняго возраста, ибо не возможно было у іудеевъ никому ран;е тридцал;тняго возраста принять санъ учителя или священника. Посему и Христосъ не начиналъ Своей пропов;ди и не являлъ Себя Сыномъ Божіимъ и Архіереемъ великимъ, прошедшимъ небеса (Евр. 4, 14), до т;хъ поръ, пока не достигъ означеннаго возраста. Въ Назарет; Онъ пребывалъ съ Пречистою Своею Матерію, сначала при мнимомъ отц; Своемъ, Іосиф; древод;л;, пока тотъ былъ живъ, и занимался вм;ст; съ нимъ плотническою работою; а потомъ, когда Іосифъ умеръ, Самъ продолжалъ то же д;ло, добывая трудами рукъ Своихъ пропитаніе для Себя и для Пречистой Богоматери, дабы и насъ научить трудолюбію (см. Лук. 3, 23). Когда же исполнялся тридцатый годъ Его земной жизни и наступало время Его Божественнаго явленія народу Израильскому, то, какъ говоритъ Евангеліе, бысть глаголъ Божій ко Іоанну Захаріину сыну, въ пустыни (Лук. 3, 2), — глаголъ, посылавшій его крестить водою и возв;стившій ему знаменіе, по коему Іоаннъ долженъ былъ узнать пришедшаго въ міръ Мессію. Объ этомъ говоритъ въ своей пропов;ди самъ Креститель такими словами: пославый мя крестити водою, Той мн; рече: надъ Негоже узриши Духъ сходящъ и пребывающъ на Немъ, Той есть крестяй Духомъ Святымъ (Іоан. 1, 33).


Итакъ Іоаннъ, внимая глаголу Божію, ходилъ по всей стран; іорданской, пропов;дуя крещеніе покаянія во оставленіе гр;ховъ (Лук. 3, 3), ибо Онъ былъ Тотъ, о Которомъ предрекъ Исаія: гласъ вопіющаго въ пустыни: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего (Ис. 40, 3; ср. Лук. 3, 4). И выходила къ нему вся іудейская страна, и іерусалимляне, и крестились вс; у него въ р;к; Іордан;, испов;дуя свои гр;хи (Марк. 1, 5). Тогда пришелъ и Іисусъ изъ Галилеи на Іорданъ къ Іоанну, чтобы креститься отъ него (Мат;. 3, 13). Онъ пришелъ въ то время, когда Іоаннъ возв;стилъ о Немъ народу, говоря: грядетъ Кр;плій мене во сл;дъ мене, Емуже н;смь достоинъ преклонься разр;шити ремень сапогъ Его. Азъ убо крестихъ вы водою, Той же креститъ вы Духомъ Святымъ (Марк. 1, 7-8). Посл; сего возв;щенія пришелъ Іисусъ креститься. Хотя Онъ и не им;лъ нужды въ этомъ, какъ безгр;шный и непорочный, рожденный отъ Пречистой и Пресвятой Д;вы Маріи и Самъ бывшій источникомъ всякой чистоты и святыни, но, такъ какъ Онъ взялъ на Себя гр;хи всего міра, то и пришелъ къ р;к;, чтобы очистить ихъ посредствомъ крещенія. Пришелъ Онъ креститься и для того, дабы освятить естество воды, пришелъ креститься, чтобы и для насъ устроить купель святаго крещенія. Онъ пришелъ къ Іоанну еще для того, дабы тотъ, узр;въ сходившаго на крещаемаго Святаго Духа и услышавъ свыше гласъ Бога Отца, былъ неложнымъ свид;телемъ о Христ;.


Іоаннъ же возбраняше Ему, глаголя: азъ требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мн; (Мат;.3, 14)? Онъ духомъ узналъ Того, о Комъ за тридцать л;тъ взыграся радощами во чрев; матери своей (Лук. 1, 44), потому и самъ требовалъ отъ Него крещенія, какъ находящійся подъ гр;хомъ ослушанія, перешедшимъ съ Адама на весь родъ челов;ческій. Но Господь сказалъ Іоанну: остави нын;, тако бо подобаетъ намъ исполнити всяку правду (Мат;.3, 15).


Подъ правдою святый Златоустъ разум;етъ зд;сь запов;ди Божіи, какъ будто бы Іисусъ говорилъ такъ: «поелику я совершилъ вс; запов;ди, какія даны въ закон;, и осталасъ только одна — относительно крещенія, то Мн; подобаетъ исполнить и эту». Крещеніе же Іанново также было Божественною запов;дью, какъ это видно изъ словъ Іоанна: Пославый мя крестити водою, Той мн; рече (Іоан. 1, 33). Кто же посылалъ? Очевидно, Самъ Богъ: бысть, — сказано въ Евангеліи, — глаголъ Божій ко Іоанну (Лук. 3, 2). И еще потому крестился Іисусъ будучи тридцати л;тъ отъ роду, что возрастъ тридцатил;тняго, по словамъ Златоуста и ;ефилакта, удобопреклоненъ ко всякому гр;ху. Ибо возрастъ юношескій подверженъ огню плотскихъ страстей, при тридцатил;тнемъ же возраст; — времени полнаго раскрытія силъ мужскихъ — челов;къ подчиняется златолюбію, тщеславію, ярости, гн;ву и всякимъ гр;хамъ. Посему-то Христосъ Господь медлилъ принятіемъ крещенія до этого возраста, дабы во вс;хъ возрастахъ челов;ческой жизни исполнить законъ и освятить все естество наше и подать намъ силу поб;ждать страсти и остерегаться смертныхъ гр;ховъ.


Посл; принятія крещенія Господь тотчасъ же, безъ всякаго замедленія, вышелъ изъ воды. Есть сказаніе, что святый Іоаннъ Креститель каждаго крестившагося у него челов;ка погружалъ до шеи и такъ держалъ его, докол; тотъ не испов;дывалъ вс; гр;хи свои; посл; сего крещаемому дозволялось выйти изъ воды. Христосъ же, не им;вшій гр;ховъ, не былъ задержанъ въ вод; и потому евангеліе прибавило, что Онъ вышелъ изъ воды абіе (Мат;.3, 16).


Когда же Господь выходилъ изъ воды, надъ Нимъ отверзлись небеса, блеснулъ свыше св;ть въ вид; молніи и Духъ Божій въ вид; голубя сошелъ на Крестившагося Господа. Подобно тому какъ во дни Ноя голубица возв;стила объ умаленіи воды потопа, такъ и зд;сь подобіе голубя предуказало на окончаніе потопа гр;ховнаго. А въ вид; голубя святый Духъ явился потому, что эта птица чиста, любитъ людей, кротка, незлобива и не терпитъ ничего смраднаго: такъ и святый Духъ есть источникъ чистоты, пучина челов;колюбія, учитель кротости и устроитель мира: притомъ же Онъ всегда удаляется отъ челов;ка, пресмыкающагося въ смрадной тин; гр;ховъ. Когда же Духъ Святый сходилъ, какъ голубь, на Христа Іисуса съ неба, то слышался гласъ говорившій: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ (Мат;. 3, 17). И Ему подобаетъ слава и держава во в;ки в;ковъ. Аминь.



Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ язык; изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными прим;чаніями и изображеніями святыхъ. Книга пятая, часть первая: М;сяцъ Январь.. — М.: Синодальная Типографія, 1904. — С. 208-210.



Другие статьи в литературном дневнике: