Иоаннъ Кронштадскiй и Григорiй Распутинъ«Известный духовидец, отец Иоанн Кронштадтский, который утешал Александра III в Его агонии, — писал французский посол М. Палеолог, — захотел узнать молодого сибирского пророка; он принял его в Александро-Невской Лавре и радовался, признав на основании несомненных признаков, что он отмечен Богом». ... «Случилось это после знакомства его с купчихой-миллионершей Башмаковой. Он встретился с ней на богомолье. Башмакова только что похоронила мужа и сильно горевала. Распутин утешил её. Она увезла его в Казань, познакомила с именитыми купцами. Из Казани он поехал с Башмаковой в Киев, потом в Москву и, наконец, в Петроград. Здесь он был представлен о. Иоанну Кронштадтскому и произвёл на него, как говорят, большое впечатление». Так утверждал автор неподписанной статьи, опубликованной в московском «Русском слове» в первые дни после убийства Григория Ефимовича. Впоследствии эти сведения повторили, уже после переворота, в своих брошюрках известный петроградский публицист П. Ковалевский и театральный деятель Н.Н. Евреинов. Своими впечатлениями Александр Иванович в 1910 г. поделился с читателями екатеринославской газеты «Южная заря», а в 1912 г. — петербургской «Речи». Вот что он писал на интересующую нас тему: «Вошел Григорий в силу, как единодушно утверждала местная молва, в 1903-1904 гг., после знакомства с купчихой-миллионершей Башмаковой из села Реполова, на реке Иртыше, Тобольского уезда… Григорий ходил молиться Богу в Абалаки (монастырь около Тобольска) и где-то на постоялом дворе встретился с Башмаковой, которая недавно похоронила своего мужа и сильно горевала. Григорий уже юродствовал тогда и каким-то образом утешил Башмакову. Привезла она Григория в Казань, познакомила его здесь с именитыми купцами и прочими благочестивыми людьми. Отсюда, будто бы, и началось возвышение Григория. По другой версии — повезла его Башмакова прямо в Петербург. Там, в её номер, сделал визит её близкий знакомый Иоанн Кронштадтский, которому так понравился Григорий Распутин, что отец Иоанн расцеловал его и тут же назвал своей правой рукой. Насколько это верно, не знаю, но связь Григория Распутина с отцом Иоанном Кронштадтским несомненна, и в конце рассказа будет подтверждена. И я имею полное основание предполагать, что вторая версии служит лишь продолжением первой, и обе они приблизительно правдивы» (6) «…Он благословил меня, — рассказывал между тем Сенину Григорий Распутин о своей встрече с о. Иоанном, — и пути указал». * * * «Был я у о. Иоанна Кронштадтского, — рассказывал Г.Е. Распутин одному из своих знакомых. — Он меня принял хорошо, ласково. Сказал: «Странствуй, странствуй, брат, тебе много дал Бог, помогай людям, будь моею правою рукою, делай дело, которое и я, недостойный, делаю…»» Вероятно, именно в связи с тем, что в первое время Г.Е. Распутин жил в Александро-Невской Лавре, в обществе циркулировали рассказы о том, что его знакомство с о. Иоанном произошло в стенах этой обители. «Известный духовидец, отец Иоанн Кронштадтский, который утешал Александра III в Его агонии, — писал французский посол М. Палеолог, — захотел узнать молодого сибирского пророка; он принял его в Александро-Невской Лавре и радовался, признав на основании несомненных признаков, что он отмечен Богом» По словам жандармского генерала А.И. Спиридовича, по долгу службы не раз видевшегося с Г.Е. Распутиным, тот «любил рассказывать» о том, как «о. Иоанн Кронштадтский отметил его в толпе молящихся». «Побыв некоторое время в Петербурге, — писал он далее, — Распутин вернулся на родину. Он рассказывал домашним про внимание, с которым отнёсся к нему о. Иоанн Кронштадтский и говорил, что последний предсказал, что ему суждено совершить что-то особенное, что он, Григорий, избранник Божий. К смутившему его в своё время предсказанию блаженного Макария, прибавилось новое, неясное, загадочное от о. Иоанна Кронштадтского». «Отец Иоанн Кронштадтский, — утверждала сестра Государя, Вел. Кн. Ольга Александровна, — встретился с мужиком и был глубоко тронут его искренним раскаянием. Распутин не пытался скрывать своё греховное прошлое. Видя, как тот молится, отец Иоанн уверовал в его искренность. Две сестры, Анастасия Николаевна, тогда герцогиня Лейхтенбергская (впоследствии вышедшая замуж за Великого Князя Николая Николаевича младшего), и Милица Николаевна, жена его брата Великого Князя Петра Николаевича, которые были горячими почитательницами отца Иоанна Кронштадтского, приняли у себя во дворце сибирского странника. Всякий, кто встречался с ним, был убеждён, что он — «человек Божий»». «В 1904 г. слава о новом сибирском пророке дошла до Петербурга — читаем в тверском атеистическом журнале 1925 г. — Известный Иоанн Кронштадтский пожелал видеть Распутина. В Распутине кронштадтский «чудотворец» подметил «искру Божию»» (16) Как видим, все современники (не только благожелательно или нейтрально относившиеся к Григорию Ефимовичу, но даже один из его убийц и атеисты) о встрече опытного странника с Кронштадтским Пастырем свидетельствуют согласно… *** В очень осторожных (по условиям времени) ответах Анны Александровны на вопросы следователя Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства на допросе 6 мая 1917 г. читаем: «Когда укоряли Государыню тем, что Она дружит с простым мужиком, который в Её глазах ещё и наделен святостью, — подтверждала Ю. А. Ден, — Она отвечала, что Господь наш Иисус Христос не выбирал Себе учеников из представителей знатных еврейских семейств. Все Его ученики, кроме апостола Луки, были людьми низкого происхождения. Я склонна думать, что Её Величество уподобляла Распутина св. Иоанну. По Её мнению, оба они были мистически настроенными людьми». И действительно, если внимательно присмотреться, то даже сама судьба о. Иоанна Кронштадтского и Г.Е. Распутина имела много общего. И, прежде всего, во исполнение слова Апостольского: «…Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы; злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3, 12-13). Ибо «…многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). * * * «…Как много было людей, слепых и глухих, — вспоминал Владыка Феофан (Быстров), — не принимавших отца Иоанна и очень грубо относившихся к нему. И даже среди священников были такие». Жизнью своею, гонениями, в том числе и от лжебратий, о. Иоанн как бы подтверждал древнюю народную мудрость: Близ Царя, близ смерти. Смерти не от Царя, как толковали в ушедшем ХХ столетии, а за Царя, как повелось от первых, ещё дохристианских Царей и с особой силой выявилось в русской истории в образе Ивана Сусанина. Уместно вспомнить здесь и травлю архимандрита Фотия (Спасского, 1792†1838) за его близость и советы Императору Александру I. За это же травили, а потом и умучили Григория Ефимовича… В общий хор хулы на о. Иоанна внесли свой вклад и вездесущие староверы. Использовав клеветнические статьи жёлтой прессы, нижегородский журнал «Старообрядец», выходивший под духовным руководством «архиепископа» Иннокентия Усова, приписывал Всероссийскому Батюшке чудовищные кощунства и даже сатанизм. Однако ещё более сильный удар Кронштадтскому Пастырю нанесли в предпоследний год его земной жизни. В Вологде неким Виктором Викторовичем Протопоповым (ум. 1916) была состряпана пьеса «Черные вороны», изданная в Петербурге в 1907 г. Написана она была по мотивам основанного на грязных сплетнях романа «Иоанниты», печатавшегося в «Петербургском листке». Не в восторге от неё был даже «сочувствовавший» пафосу Протопопова В.В. Розанов: «Пьеса мне не понравилась… Какая-то банда мошенников, мужчин и женщин, преувеличив и без того великое народное почитание к от. Иоанну Кронштадтскому, довела это почитание до «обоготворения заживо», — и на нём основала обирание простодушного темного народа, со всех концов России стекающегося в Кронштадт, чтобы «видеть Батюшку» и получить от него тот или иной дар, помощь, совет, исцеление». *** «…Я достал официальную циркулярную бумагу, — откровенничал автор «Черного ворона», — в которой рекомендовалась губернаторам моя пьеса, как чрезвычайно полезная в общественном отношении, и высказывалось пожелание, чтобы она не только безпрепятственно ставилась на сцене, но чтобы ей было оказано известное покровительство». В 1907 г. он обратился к обер-прокурору Св. Синода с телеграммой. В ней Владыка писал о пьесе, которая «в карикатурной и крайне оскорбительной для религиозного чувства форме осмеивает монашество, отца Иоанна Кронштадтского и его почитателей; для осуществления или, вернее сказать, воплощения этого возмутительного замысла в сценических формах (заменяющих собою здесь обычный словесно-критический язык литературных статей) лукаво придумана совершенно невозможная и вовсе несуществующая какая-то якобы секта» (30) В начале декабря 1907 г. в Кронштадт приехали духовные дети , батюшки епископы Гермоген и Серафим (Чичагов). В день именин Государя они служили позднюю Литургию в Андреевском соборе. Протоиерей Иоанн Восторгов произнёс проповедь «Кронштадтский светоч и газетные гиены», прерываемую рыданием и плачем молящихся. «Еврействующая печать – говорилось в проповеди, — обрушилась грязью на о. Иоанна. Нужно им разрушить народную веру; нужно опустошить совесть народа; нужно толкать народ на путь преступления; нужно отомстить человеку, который так долго и успешно укреплял веру, воспитывал любовь к Царю и родине, бичевал всех предателей, наших иуд и разрушителей родины, начиная от Толстого и кончая исчадиями революции… Его первого стала травить и безславить разнузданная печать. Помню я, два года назад, возвращаясь из Сибири к северной столице, по всей линии железной дороги эти листки, рисунки, стихи и издевательства над Иоанном Кронштадтским. Потом на краткое время травля ослабела, но теперь вся эта грязь опять соединяется в один общий поток». Но не так ли впоследствии травили и старца Григория Распутина? Разве не печатали разные гадости в газетах и про него, дойдя также до театральных подмостков? * * * Но разве не по тем же рецептам поступили позднее и с Григорием Ефимовичем? Возмущаясь мнимым всесилием Распутина, архиепископ Антоний (Храповицкий) совершенно голословно писал 11 августа 1911 г. митрополиту Киевскому Флавиану (Городецкому): «Он — хлыст и участвует в радениях, как и братцы и иоанниты» (32) История же с «иоаннитами» впоследствии поставила (а там, где нет, — ещё поставит!) все точки над «i». После революции множество «иоаннитов» были приняты в церковное общение священномучеником митрополитом Вениамином Петроградским (1919). Святитель Патриарх Тихон утвердил их общину в Ораниенбауме, рукоположив (лично) одного из её членов (Алексия Вяткина) в иерея (1923). В последующие годы многие иоанниты присоединились к иосифлянам, последователям митрополита Иосифа (Петровых), и вместе с ними были репрессированы. *** Опять же зададимся вопросом — разве не так же травили и Григория Распутина? И ему приходилось часто претяжко вздыхать: «Тяжёлые переживаю напраслины. Ужас, что пишут. Боже! Дай терпения и загради уста врагам! Или дай помощи Небесной, то есть приготовь вечную радость Твоего блаженства». «Вот так-то и про отца Иоанна Кронштадтского сколько говорили худого, — рассуждала в конце апреля 1908 г. в доме Г.Е. Распутина в Покровском курсистка из Петербурга. — Святой он человек был, святой… а злые дела его именем творили другие. То же вот про Григория Ефимовича говорят… Злые люди и понять его не могут!.. Разве можно, чтобы мы целой гурьбой гнались за ним сюда из Петербурга с той низкой целью, в которой подозревают нас?.. Мы едем сюда лишь затем, чтобы отдохнуть, успокоиться в присутствии человека, в которого верим, которого чтим, около которого чувствуется так мирно, покойно и отрадно» Из Иоанновского монастыря на Карповке, где Григорий Ефимович постоянно бывал, его скоро выжили, возможно, не без наущения иеромонаха Илиодора (Труфанова), которого принимали в этой обители (имеется групповая фотография сестер монастыря во главе с настоятельницей, снявшихся с этим будущим расстригой). «Одно время в монастырь повадился Распутин, которого, однако, к удовольствию самой игуменьи, послушницы скоро отвадили. Стоит Распутин — пройдёт одна из послушниц, взглянет на него и говорит вслух, точно сама с собой рассуждает: «Нет, на святого совсем не похож…» А потом другая, третья — и все, заранее сговорившись, то же мнение высказывают. Распутин больше и не показывался» (40) Выделывать такие штуки с пришедшим помолиться человеком, можно было, разумеется, только «за послушание». Трудно представить, чтобы насельницы монастыря поступали так сами по себе, без благословения. *** Эти воспоминания отражают несомненно имевший место факт встречи. Но был ли её свидетелем сам певчий, слышал ли он сам эти слова и, если да, то уловил ли он вполне их смысл? — Судя по уже приведённым и другим известным нам свидетельствам, на все поставленные нами вопросы можно дать отрицательный ответ. (Заметим, кстати, что Распутин вовсе не был человеком рослым; таким он был лишь в представлении людей, никогда не видевших его.) Широко пользовавшийся материалами Гуверовского института (США) диссидент и историк А. Амальрик писал: «По одной версии, о. Иоанн заметил Распутина в толпе в соборе, призвал к себе, благословил и сам попросил благословения, так сказать, определил себе преемника. По другой — а с Распутиным мы почти всегда имеем две версии — о. Иоанн, спросив его фамилию, сказал: «Смотри, по фамилии твоей и будет тебе». Распутин всю жизнь почитал о. Иоанна, и поэтому версия с благословением кажется более вероятной». *** На выпад «Нового времени» «Речь», публиковавшая очерк А.И. Сенина, отреагировала незамедлительно. Уже через два дня здесь появилась заметка, подписанная Вл. Л-ским. «Недели три тому назад, — писал он, — я имел случай беседовать с Григорием Распутиным. Беседа наша происходила в присутствии одного сановника. На мой вопрос, «как вы, Григорий Евфимович, попали в Петербург?», Распутин ответил следующее. «Это было, кажись, после войны, как её, русско-японской войны. Приехал я, милый, сначала не к епископу Феофану, как там писали, а к батюшке о. Иоанну (Кронштадтскому). Хорош был батюшка. Праведник. Меня он любил. Часто беседовал со мною. Бывало, милый, батюшка сажает меня около себя и просит говорить. Я рассказываю. А он смотрит на меня в упор и говорит: так, так, продолжай, продолжай. Лицо бывало у батюшки этакое напряжённое, внимательное». Распутин останавливается, что-то вспоминает, а затем продолжает: «Да, милый, любил слушать меня батюшка, понимал. До самой смерти был ко мне ласков…» Ещё много рассказывал мне Распутин об о. Иоанне и о том, как батюшка знакомил его с разными духовными и другими видными лицами» (45) А уже через шесть дней после приведенной нами публикации в «Речи», «Вечернее время» поместило на своих страницах письмо Г. Пронина. «В конце 1905 г. или в начале 1906 года, — утверждал автор, — я поехал в Кронштадт навестить о. Иоанна. В то время как я беседовал с батюшкой, в комнату вошёл его родственник, исполнявший обязанности секретаря и доложил, что Григорий Распутин ещё со вчерашнего дня просит принять его хотя бы на одну-две минуты. При произнесении имени Распутина о. Иоанн нервно вскочил с кресла и замахал руками: «- Не надо! не надо! — вскричал он, — я же тебе говорил, чтобы этого человека ты не принимал и никогда мне о нем не докладывал». Молодой человек удалился. После этого я пробыл ещё минут 15 у о. Иоанна и также должен был распрощаться, так как видел, что обычное спокойствие о. Иоанна было этим сообщением нарушено. Из этого можно видеть, насколько справедливы все уверения Гр. Распутина в благоволении о. Иоанна». Утверждают, что Распутин, приехав в 1904 г. в Петербург с письмом от сибирского священника к о. Иоанну Кронштадтскому, сразу понравился последнему; утверждают, что покойный пастырь возил с собою «старца» всюду и знакомил его с влиятельными лицами, чем предрешил ему успех. Я, лично, присутствовал при первой и в то же время последней встрече Распутина с покойным о. Иоанном, и эта встреча мне весьма памятна. О. Иоанн спросил старца — «как твоя фамилия» и, когда последний ответил — «Распутин», ответил — «смотри, по фамилии твоей и будет тебе». Но буквально на следующий день после её публикации в «Петербургском курьере» последовало необычное продолжение. «Ваш репортер случайный разговор мой с ним, без моего ведома, обратил в беседу, в которой допустил большую неточность. С Г.Е. Распутиным я никогда не виделся ни в одиночестве, ни в обществе о. Иоанна Кронштадтского, об отзыве которого знаю, как и многие, лишь из сообщений повременной печати. Прошу напечатать эти строки завтра же в отделе известий о Г.Е. Протоиерей Ф. Орнатский». Выводы из этого пусть сделают сами читатели. Всё ясно, как говорится, до прозрачности. Но ведь до сих пор (!!!) исследователи обращают особое внимание на отрывок из этой беседы, а именно на слова «О. Иоанн спросил старца — «как твоя фамилия» и, когда последний ответил — «Распутин», ответил — «смотри, по фамилии твоей и будет тебе». *** Составлено по статье Сергея ФОМИНА «Кронштадский пастырь и странник Григорий». Русский вестник 22.08.2006: © Copyright: Вера Гиоргадзе, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|