Русская Палестина. 3/16 ноября — обновление храма великомученика Георгия в Лидде (город Лод неподалеку от Тель-Авива, рядом с аэропортом имени Бен-Гуриона). В 1871 году Иерусалимский Патриарх Кирилл II обратился к российским кавалерам ордена Святого Георгия с просьбой помочь восстановить Георгиевскую церковь. Российское правительство выделило деньги, и 3 ноября (16 ноября по новому стилю) 1872 года новый храм был освящен. А у Русской Православной Церкви появился еще один праздник. Но ведь за тысячи лет множество православных церквей разрушалось и отстраивалось заново. Почему же память о восстановлении именно этого храма навсегда осталась в нашем церковном календаре? «Некий человек высокого звания» Когда под конец своего правления, в 303 году, император начал гонения на христиан, Георгий был в Никомидии (город Измит в Турции. — Прим. ред.). К этому времени относится свидетельство, которое приводит в своей «Церковной истории» Евсевий Кесарийский: «Когда впервые был оглашен указ о церквах , некий человек самого высокого, по мирским представлениям, звания, движимый ревностью по Боге и побуждаемый горячей верой, схватил указ, прибитый в Никомидии в общественном месте, и разорвал его на куски как богохульный и нечестивейший. Это произошло, когда в городе находилось два властителя: один — самый старший — и другой, занимавший после него четвертую ступень в управлении. Этот человек, прославившийся таким образом, выдержал все, что полагалось за такой поступок, сохраняя до последнего вздоха ясный ум и спокойствие». Храм в Лидде: почему его восстановление Русская Церковь отмечает как отдельный праздник? Согласно житию, его арестовали и после восьмидневных тяжких мучений обезглавили. Останки его слуга захоронил в Рамалле. Христианский святой, покоривший мусульман В начале VIII века житие великомученика Георгия перевели на арабский язык, и под влиянием арабов-христиан почитание святого проникло в среду арабов-мусульман. В апокрифическом арабском тексте жития, входящем в «Историю пророков и царей» (памятник арабской исторической литературы начала X века. — Прим. ред.), Георгия называют «учеником одного из апостолов пророка Исы», которого «язычник царь Мосула» подверг пыткам и казням, но Георгий каждый раз был воскрешаем Аллахом. А на Руси в 1030-х годах великий князь Ярослав основал в Киеве и Новгороде монастыри во имя святого Георгия и повелел праздновать день его памяти. А со времен Дмитрия Донского его стали считать покровителем Москвы. Храм, всегда восстающий из руин Храм в Лидде: почему его восстановление Русская Церковь отмечает как отдельный праздник?
В 1071 году город захватили турки-сельджуки, но в 90-х годах XI века храм еще стоял и мощи святого Георгия по-прежнему хранились под его главным алтарем. Разрушили его только перед взятием Лидды крестоносцами. Но те в XII веке сами заново его отстроили. А в 1191 году церковь велел снести захвативший город Салах-ад-Дин. Впрочем, выполнить его волю не удалось — храм лишь сильно повредили. На этот раз восстановил его Ричард I Львиное Сердце. Очередное гонение на христиан вспыхнуло уже в 1442 году, при египетском султане Захире Сейф-ад-Дине Чакмаке, и Георгиевская церковь была-таки разрушена, но уцелели крипта и алтарная часть, и в 1517 году в ней опять возобновили православные богослужения, которые продолжались до 1837 года, когда во время землетрясения обрушились свод храма и северная апсида (алтарная часть. — Прим. ред.). Русская Палестина После Крымской войны Палестину посетил первый паломник из царствовавшего дома Романовых, глава военно-морского ведомства великий князь Константин Николаевич. И сразу после этого началась покупка земли под будущий комплекс Русской духовной миссии. А для руководства строительством в Петербурге учредили Палестинский комитет. И началась эпопея русского строительства в Палестине — без дорог и инфраструктуры, без подготовленной рабочей силы. Б;льшую часть стройматериалов пришлось ввозить из Европы: строительного леса в Палестине вообще нет, да и далеко не все виды местного камня пригодны для строительства. Главную рабочую силу — арабов-палестинцев из окрестных деревень — приходилось обучать новым, совершенно непривычным для них профессиям. Храм в Лидде: почему его восстановление Русская Церковь отмечает как отдельный праздник? А ковчег с частью мощей святого Георгия до сих пор хранится в этом храме, принадлежащем теперь Иерусалимской Православной Церкви.
© Copyright: Вера Гиоргадзе, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|